click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства.  Амелия Эрхарт

Дата

ПЕТР БАГРАТИОН: «УМРУ ЧЕСТНО»

https://lh6.googleusercontent.com/-RbtBUscfn_Y/UE3HvWQ1UcI/AAAAAAAAAzw/Z3_lNOuqdgE/s125/f.jpg

Петр Багратион: В Пантеоне героев 1812 года Петр Иванович Багратион стоит на одном из первых мест – сразу после Михаила Илларионовича Кутузова, рядом с Барклаем де Толли и значительно выше других видных, талантливых военачальников того времени.
Попробуем оживить его образ палитрой жизненной правды, сотканной из высказываний современников. «Князь Багратион – наиотличнейший генерал, достойный высших степеней», - говорил о нем Александр Васильевич Суворов. Наполеон называл его «лучшим генералом русской армии», а граф Ростопчин иначе не называл Багратиона, как «генерал по образу и подобию Суворова».
Кавалер всех высших российских орденов, генерал от инфантерии Петр Иванович Багратион принадлежал к старшей линии царственного дома Багратионов, что подтверждает надпись на памятнике на кладбище Всесвятской церкви в Москве: «Под сим камнем положено тело грузинского царевича Александра сына, князя Ивана Александровича Багратиона, родившегося в 1730 года ноября в 1-й день, прожившего 65 лет, скончавшегося в 1795 году. Сей памятник воздвигнул любезнейший сын его, князь Петр Иванович Багратион».
Среди его ближайших родственников был царь Вахтанг VI, выдающийся государственный и общественный деятель Грузии первой половины XVIII века, который вынужден был в 1723 году, вместе со свитой из знатнейших грузинских родов в 1200 человек переселиться в Россию. Многие из них навсегда связали свою судьбу с ней, став родоначальниками известных российских княжеских и дворянских родов. После смерти Вахтанга VI, с разрешения его вдовы и сына царевича Бакара многие представители старшей ветви Багратионов приняли российское подданство и поступили на русскую службу.
С тех пор переселение грузин в пределы России не прекращалось. При императрице Елизавете из числа переселенцев образован был в русской армии особый грузинский гусарский полк. Брат Вахтанга VI Иесе царствовал в Грузии в течение нескольких лет. После его кончины на трон Картли-Кахети взошла кахетинская ветвь Багратионов. Сыновья Иесе продолжали жить в Грузии, но в середине XVIII века один из них, Александр, вынужден был переселиться в Россию, в Кизляр. Там он поступил на службу в комендантскую команду при местном гарнизоне. На военную службу поступил и его сын Иван. С тех пор их дети и внуки служили верой и правдой новому отечеству.
Петр Иванович службу начал в Астраханском пехотном полку, преобразованном впоследствии в Кавказский мушкетерский, расквартированном в окрестностях Кизляра, пройдя все ступени военной службы – от сержанта до капитана.
Жизнь Багратиона могла оборваться в самом начале военной карьеры, но судьба оказалась к нему милостивой. «Казалось, что провидение хранило его до Бородинского дня», - говорил позже Денис Давыдов.
В 1785 году в Чечню была послана военная экспедиция для пленения шейха Мансура. Выполнение этой задачи было поручено отряду полковника Де Пиери, адъютантом которого был унтер-офицер Багратион. Отряд попал в засаду и с огромными потерями вышел к переправе. Только одна группа солдат продолжала мужественно отбиваться, ею руководил Багратион. Получив несколько ранений, он продолжал сражаться, пока не обессилел от ран и не упал. Его подобрали чеченцы. Шейх Мансур, из признательности к отцу Багратиона, оказавшему ему некогда услугу, приказал перевязать ему раны и доставить в русский лагерь без выкупа. С 1792 года Багратион служит в Киевском конно-егерском и Софийском карабинерном полках. Багратион был назначен шефом лейб-егерского батальона, переформированного впоследствии в полк, и оставался в этой должности до самой смерти. Следует отметить, что грузин по происхождению, Багратион не забывал о родине своих предков. Он переписывался со многими представителями грузинской знати и знал о происходящих событиях.
Багратион своей храбростью заслужил прижизненную славу легенды. Известен броский каламбур Гаврилы Державина: «Багратион – Бог рати он!»
«Со млеком материнским, - писал впоследствии  Багратион, - влил я в себя дух к воинственным подвигам». При этом он не был фанатичным воякой, ради победы готовым слепо вести людей на смерть. Его солдаты всегда были хорошо одеты и накормлены, а для офицеров из своего ближайшего окружения он нередко устраивал роскошные пиры. Лучшим подтверждением является его письмо графу Аракчееву от 25 сентября 1809 года: «Я сам с ними ничего не жалею. Последней копейкой моих верных пою и кормлю и даю им за отличие. Я лучше умру, нежели покушаю из суммы экстраординарной. Умру честно и голый». Солдаты любили своего полководца и называли его «наш орел».  После кампании 1805 года, во время которой Багратион сумел прорваться из окружения с пленными французами и трофеями, Москва и Петербург встречали его как национального героя. В честь Багратиона давали балы и обеды. Лев Толстой, описывая в «Войне и мире» банкет, устроенный в Москве в честь последней кампании, на котором после тоста за царя был провозглашен тост за здоровье Петра Ивановича, пишет: «Ура! - опять закричали голоса трехсот гостей, и вместо музыки послышались певчие, певшие кантату сочинения Павла Ивановича Кутузова: «Тщетны россам все препоны, / Храбрость есть побед залог, / Есть у нас Багратионы, / Будут все враги у ног».
Литографические портреты генерала висели в светских гостиных и в крестьянских избах.  Александр I произвел Багратиона в генерал-лейтенанты, а 6-й егерский полк первым в истории получил в награду серебряные георгиевские трубы. В сражении под Аустерлицем только колонна Багратиона выдержала натиск французов, и князь получил орден Святого Георгия II степени. За Фридланд его наградили золотой шпагой с алмазами «За храбрость». За подвиги в 1808 году в войне против Швеции Багратион получает чин генерала от инфантерии (полного генерала). Город Прейсиш-Эйлау – свидетель славы Багратиона, сегодня носит его имя – Багратионовск (Калининградская область).
Когда Наполеон перешел через Неман, Багратион отправил императору Александру план будущей войны. Но высочайшее одобрение получил план генерала Барклая-де-Толли, хотя один из багратионовских пунктов – организация народного ополчения – был практически воплощен в жизнь. Н.Б. Голицын (сын А.А. Грузинской (Багратион) и его близкого друга Б.А. Голицына), который находился при нем во время Бородинского сражения, вспоминал: «В этом муже достоинства великого полководца были  украшены качествами доблестного гражданина... Он знал, что после соединения обеих армий он должен был поступить под начальство младшего его по чину генерала Барклая-де-Толли... Когда Барклай прибыл в Смоленск, Багратион сказал ему: «Я к вам являюсь как к начальнику: теперь не время считаться старшинством по службе, Россия в опасности, Государь повелевает, мы должны думать только о спасении отечества, и к этой цели направить наши общие усилия».
«Я в нем нашел человека благоразумнейших свойств, исполненного возвышенных чувствований и любви к отечеству», - писал о нем впоследствии Барклай-де-Толли императору Александру I. Багратион не разделял мнения о необходимости стратегического отступления, но приходилось отступать. «Скажите ради бога, - обращался он к графу Аракчееву, - что наша Россия-мать скажет... Чего страшимся и за что такое доброе и усердное отечество отдаем сволочам?! Надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах, ибо война теперь не обыкновенная, а национальная и надо поддержать честь свою».
По традиции в решающих сражениях надевали парадные мундиры. В Бородинском бою, последнем сражении в его жизни, он был одет так, как на портрете, исполненном в мастерской Д.Доу. А.П. Ермолов писал: «Князь Багратион одушевлял войска, идущие вперед, своим присутствием, чувствуя себя пораженным и избегая вредного действия на дух боготворящих его войск, скрывает терзающую его боль, но ослабевает от истекающей крови, в глазах их едва не падает с лошади. В мгновение пронесся слух о его смерти, и войска невозможно удержать от замешательства. Никто не внемлет грозящей опасности, никто не брежет о собственной защите: одно общее чувство – отчаяние! Около полудня 2-я армия была в таком состоянии, что некоторые ее части не иначе, как отдаляя на выстрел, возможно было привести в порядок». Сопровождал раненного Багратиона в с. Симы Владимирской губернии Н.Б. Голицын. Хозяин Симской вотчины генерал-лейтенант князь Б.А. Голицын, командовал Владимирским ополчением и участвовал в сражении 26 августа при Бородино.
Из письма Багратиона Александру I после Бородинского сражения: «В сей день, всемилостивейший государь, войско русское показало совершенную неустрашимость и неслыханную храбрость от генерала до солдата. ... в деле 26-го  я довольно не легко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости; но нималейше не сожалею о сем, был всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества и августейшего престола; крайне однако ж прискорбно одно только то, что я в сие важнейшее время остаюсь в невозможности далее показать мои услуги…» 
Багратион – свидетель необыкновенного героизма Барклая-де-Толли на Бородинском поле – просил передать генералу, что умирает с чувством глубокого к нему почтения. Графу Ростопчину он написал: «Прощай мой почтенный друг, я не увижу тебя более. Я умру не от раны, а от Москвы». Эту любовь полководца отмечали все, а Лермонтов увековечил: «... И молвил он, сверкнув очами: / «Ребята! не Москва ль за нами? / Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» («Бородино»). Генерал от инфантерии П.И. Багратион скончался в с. Симы 12 сентября 1812 года на 47-м году жизни.
В 1839 году бренные останки знаменитого героя-полководца из церкви с. Симы с трогательной и величественной церемонией были перенесены, чтобы похоронить у подножья воздвигаемого тогда на Бородинском поле памятника, на то место, где он, защищая отечество, получил смертельную рану. Н.Б. Голицын посвятил этому событию стихи на французском языке: «Бородино – Москва. Военный гимн по случаю церемонии 26-го августа 1839 года, написанный ветераном 1812 года», а также очерк «Перенесение тела князя Багратиона на Бородинское поле».
В сражениях против наполеоновских войск принимали участие многие представители рода Багратионов. Среди них был и брат П.И. Багратиона – Роман, он был произведен в генерал-майоры 21 мая 1813 года «по отличной храбрости и примерной службе, истинно сего награждения достойному»; царевич Илья Багратион, сын Георгия XII; царевич Константин, сын имеретинского царя Давида; Петр Яковлевич Грузинский, внук царя Бакара, павший геройской смертью на Бородинском поле; Александр Багратион – сын имеретинского царевича Георгия; Георгий Грузинский – сын царевича Александра Бакаровича, он не только возглавил Нижегородское народное ополчение, но и содержал его на свои средства. Кроме того, как памятник героям Отечественной войны 1812 года князь Грузинский воздвиг храмовый ансамбль в своем имении Лысково. Отдавая дань памяти героям Бородина, вспомним профессора Московского университета Илью Егоровича Грузинова, который вступил в Московское ополчение и на Бородинском поле, нередко под свист вражеских ядер, перевязывал раненых и производил операции. Он скончался в январе 1813 года, заразившись в армии тифом. Во время анатомических работ он  сделал научное открытие – источником человеческого голоса являются мембраны трахеи.
В сражениях против наполеоновских полчищ ратными подвигами отличились генералы Владимир и Леван Михайловичи Яшвили, Иван и Семен Давыдовичи Панчулидзевы, Иван Семенович Жевахов (Джавахишвили), Спиридон Евстафьевич Жевахов (Джавахишвили), Павел Сергеевич Лашкарев-Бибилури и др. В ряду героев 1812 года особое место занимает Селим паша Химсиашвили. Из труда З.Чичинадзе «Отечественная война россиян 1812 г. Петр Багратион и Селим-Паша Химсиашвили» (Тифлис, на груз. яз.), в котором анализируются отдельные эпизоды истории Грузии в контексте Отечественной войны 1812 года, мы узнаем, что П.И. Багратион сообщал в Грузию о вероятности начала войны Наполеона против России и призывал оказать содействие в борьбе против французов. Правительство Турции также призвало грузин-мусульман занять всю страну и изгнать русских. В этом деле большие надежды они возлагали на грузина-мусульманина Селима пашу Химсиашвили. Селим паша, мечтая увидеть свой край объединенным с остальной Грузией, всячески оттягивал начало военных действий против русских войск, а когда неизбежность военных действий стала фактом, он, сказавшись больным, не вышел на поле брани, за что был обвинен в измене и обезглавлен.
Столетний юбилей Отечественной войны 1812 года был широко отмечен на Кавказе. В Тифлисе торжества начались Крестным ходом в преднесении святого Креста Нины из виноградной лозы на покрытых бархатом носилках. Напомним, что в 1749 году грузинский митрополит Роман, отправляясь из Грузии в Россию, тайно взял с собою  Крест Святой равноапостольной Нины и передал его проживавшему в Москве грузинскому царевичу Бакару. Более полувека хранился он в селе Лыскове, пока Георгий Грузинский не представил его Александру I в день коронации. После присоединения Грузии к России Александр I  возвратил эту  реликвию в Грузию. С того времени крест хранится в Сионском кафедральном соборе.
Крестный ход, в котором приняло участие все православное духовенство и весь Тифлис, вышел из Сионского собора. Шествие во главе с епископом Антонием, певчими и духовым оркестром, исполнявшим «Коль славен», направилось в сторону церкви во имя пресвятой Богородицы в Дидубе. По прибытии Крестного хода и после молебна состоялся парад войск гарнизона. Этот исторический факт и единодушное  воодушевление, царившее в Тифлисе 26 августа 1912 года во время празднования юбилея великой победы, донесли до нас странички раритетных кавказских изданий. Тифлисские балконы пестрели многоцветьем ковровых узоров и орнаментов, а ночной город сверкал иллюминацией. На следующий день, вечером 27 августа горожане в живописной национальной одежде с флагами, фонарями, зурной и шарманкой устроили шествие от Авлабара к дворцу наместника. Они остановились у дворца и с криками «ура» и тостами за царя, героев отечества, наместника, устроили пиршество и танцы. Кинохроника этих событий – «Празднование юбилея спасения родины и славы России 1812-1912» А.Д. Дигмелова была показана в кинотеатре «Аполло» в Тифлисе в воскресенье 2 сентября 1912 года. На торжества в честь 100-летнего юбилея (гуляния в иллюминированном саду под звуки военного оркестра, представления и фейерверк) приглашал и «Русский клуб».
На Бородинском поле в день столетнего юбилея сражения в присутствии императора и его семьи, генерал-адъютант О.В. Дурново, генерал-майор князь Багратион-Мухранский и генерал-майор князь Багратион возложили на гранитную плиту могилы Петра Ивановича Багратиона – героя Бородино, юбилейную медаль.
Во время освящения отреставрированного к 200-летнему юбилею памятника П.И. Багратиону в Москве (скульптор Мераб Мерабишвили, архитектор Борис Тхор) - копия памятника, воздвигнутого в 1984 году в Тбилиси, Католикос-Патриарх всея Грузии  Илия II пожелал всем «Божьей благодати, мира, любви и спокойствия». Настоятель храма Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, построенного царевичем Георгием Вахтанговичем Грузинским, протоиерей Феодор (Кречетов), сопровождавший предстоятеля Грузинской Православной Церкви, сказал: «Мы рады, что произошло обновление памятника Багратиону, память о котором чтится  и  русскими,  и  грузинами».

Нинель МЕЛКАДЗЕ
«Умру честно...»

На равнине виднелись "Скачать песню верила верила"и другие дома, но только на этот дом, только на дорогу к нему был устремлен тревожный взор "Скачать игру тюнинг русских машин"креолки.

Вытаращив глаза, Балоун подал кофе поручику Лукашу, и тут "Скачать виндовс медио плеер"у него мелькнула мысль, что поручик "Скачать музыку стимула бесплатна"по его глазам видит, как он хозяйничал с консервами.

Они на меня и насели, как только "Скачать аудиозаписи с контакта?"я съездил двум первым посетителям по морде.

Снова разгорелась жестокая борьба.

 
Остался в музыке

Вечер памяти М.Таривердиева

ТБИЛИССКИЕ ИСТОКИ
«Синее небо моего детства. Небо Тбилиси. Жара. Воздух напоенный  запахом южной зелени.  И мама. Мама, которая идет мне навстречу. У меня захватывает дух, я не вижу ее лица,  только сияние, исходящее от него»,  - этими словами начинается автобиографическая книга композитора.  Ими же открылся концерт на сцене Грибоедовского. Хозяйкой вечера была Ирма Сохадзе (организовал музыкально-драматическое действо Международный культурно-просветительский Союз «Русский клуб»). А помогали ей молодые актеры театра имени А. С. Грибоедова  Аполлон Кублашвили  и Олег  Мчедлишвили, с удовольствием окунувшиеся в творчество своего замечательного земляка. Впрочем, к тексту книги  «Я просто живу»  обращались в этот вечер все его участники, исполнившие песни и романсы  Микаэла Таривердиева… Например, рассказывая о тбилисских истоках творчества композитора.   

Подробнее...
 
ХРАНИМЫЕ В ПАМЯТИ

А.Райкин

В детстве и юности Петербург в моем воображении ассо­циировался с пушкинскими и блоковско-ахматовскими стихами, с впечатлениями от произведений Гоголя и Достоевского - загадочно-мистическими, глубоко будоражащими душу и серд­це... Однако непосредственное знакомство с этим прекрасным городом превзошло все ожидания. Это произошло в 50-е годы, вскоре после моего замужества. Несмотря на то, что эта моя первая встреча с Северной Пальмирой пришлась, казалось бы, на самое невыгодное в природном время - на зиму, тем не менее очарование от города-музея было невероятным.

Подробнее...
 
ЕГО ПЕСНИ ОСТАЛИСЬ

Владимир Высоцкий

25 июля - день памяти Владимира Высоцкого

Подробнее...
 
ПОМНИТЕ!

«Если завтра война, если враг нападет, если темная сила нагрянет...» 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, эта страшная возможность, о которой пели наши отцы и старшие братья, стала реальностью.

Подробнее...
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 Следующая > Последняя >>

Страница 7 из 8
Четверг, 10. Октября 2024