click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства.  Амелия Эрхарт


ЗДЕСЬ УЧИЛИСЬ ПРЕКРАСНОМУ

https://i.imgur.com/fIjVpt3.jpg

В XIX в. в Тифлисе активно развивался художественный рынок. Предпосылок этому процессу было несколько: появление городской буржуазии, рост национального самосознания и общего культурного уровня населения, приезд русских и европейских художников и создание частных художественных школ, введение предмета «рисование» в учебных заведениях.
Параллельно развивалась торговля произведениями искусства. Она была сосредоточена в руках частных лиц, самих художников и владельцев различных магазинов. В 1884 г. в Тифлисе насчитывалось 16 картинных магазинов, а в 1906 г.  – уже 30. И это – не считая книжных и табачных лавок, также торговавших изобразительной продукцией.
В собственной мастерской по ул. Михайловской №47 продавал свои работы художник Михаил Савенков, недалеко от него – Варфоломей Джебеян. Продавали произведения искусства и Михаил Цагарели, И. Лоладзе, купец 2-ой гильдии Тарасов, надворный советник В.К. Минаев и др. Эта торговля способствовала демократизации произведений искусства в Тифлисе, их «внедрению» в массы.
Большую роль в развитии художественного рынка сыграли художественные школы, студии и курсы рисования, особенно в последней четверти XIX в. Придерживались в основном программы классов рисования Кавказского Общества поощрения изящных искусств (КОПИИ, открытый при содействии наместника на Кавказе), но зачастую педагог частной школы обучал по собственной системе и методике.
Важно отметить, что в Грузии и в прежние времена функционировали церковно-монастырские школы, где преподавали живопись и каллиграфию. Знаменательно, что рисование было обязательным предметом для юношества духовного и дворянского звания. Временем зарождения грузинской станковой живописи принято считать вторую половину XVIII в. Но живописью занимались и в XVII в. Тому примером – художница Родия Микеладзе. Сведения о ней имеются в мемуарах театинского миссионера и художника из Италии Кристофора де Кастелли (1597-1659). В Грузии он находился с 1623 г. по 1654 г. в одном из его альбомов дан авторский рисунок, на котором изображена Микеладзе: она стоит с палитрой в левой руке и кистью в правой. На другом рисунке Кастелли изображена еще одна художница (имя ее не указано), стоящая с палитрой в левой руке и кистью в правой. Несомненно, обе модели принадлежали к кругам высшей грузинской знати, а рисованию и живописи учились у Кастелли.
Известно, что он и его соратники занимались в Грузии не только пропагандой католической веры, но также обучали ремеслам, наукам и искусству живописи. В 1670-х гг. миссионеры-театинцы открыли в Тифлисе школу, где учащиеся знакомились с образцами итальянского искусства (иконы, гравюры, станковая живопись), привезенными из Италии. Неизвестно, какой степенью мастерства обладали учителя, но, судя по рисункам самого Кастелли, он был прекрасным рисовальщиком с профессиональным уровнем подготовки и тонким вкусом.
Рисованию учили и детей царского двора. Царевич Иоанэ (1768-1830), сын последнего грузинского царя Георгия XII, один из любимых внуков Ираклия II, был известен не только как доблестный воин, поэт, писатель и переводчик, но и как художник, прекрасно разбиравшийся в искусстве. Царевич с детства рисовал. Предполагаю с большой долей уверенности, что наставником его был художник Осип (Иосиф, 17?-1830) Геттинг. Лютеранин из Пруссии, он приехал в Грузию из Петербурга в 1784 г. по просьбе царя Ираклия II и воспитывал царских внуков. Всесторонне образованный человек, он профессионально занимался живописью. В Грузии он писал портреты царя и царевичей.
В 1801 г. царевич Иоанэ был выслан в Россию, но и здесь он интенсивно занимался теорией и практикой искусства. Известна созданная им аллегорическая картина «Грузия», преподнесенная автором императору Александру I. Одну из глав своей знаменитой книги «Калмасоба» («Хождение по сбору»), Иоанэ посвятил искусству живописи и краскам. В книге Иоанэ упоминает Геттинга как «прусского ученого». В 1804 г. царевич перевел на грузинский язык учебник ректора Нюрнбергской академии художеств Даниила Прейслера (1666-1737) «Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству», добавив к нему свою рисовальную азбуку (с правилами фресковой живописи). Царевич Иоанэ иллюстрировал рукописи карандашом, тушью, акварелью и черными чернилами. Подписывался он так: «Нарисовал царевич Иоанэ».
В 1802 г. статский советник П.И. Коваленский способствовал открытию Благородного училища для местной молодежи, где в числе других предметов преподавали и рисование. В 1803 г. главноуправляющий Грузией П.Д. Цицианов (Цицишвили, 1754-1806) представил проект нового училища взамен прежнего. В 1826 г. цициановское училище было преобразовано в гимназию. Здесь функционировал прекрасный рисовальный зал и скульптурно-рисовальный класс, где стояли станки для рисования, а на стенах висели картины и гравюры с работ классических художников.
Долгий и тяжелый путь ученичества проходили и в Тифлисском амкаре (гильдии) живописцев в XVII-XIX вв. Амкар выдавал аттестат на звание живописных (или малярных) дел мастера, достигшему высокой квалификации и безупречной профессиональной репутации. В архивных делах Тифлисской ремесленной управы хранится аттестат 1878 г. следующего содержания: «Дан сей аттестат из Тифлисской ремесленной управы проживающему в Тифлисе французскому подданному гор. Марселя Жозефу Жуену в том, что в надлежащем испытании его экспертами оказался совершенно достойным в искусстве сделанных работ, а потому он, Жозеф Жуен, может носить звание мастера с правом открыть мастерскую».
Яркой и разнообразной предстает перед нами картина художественной жизни XVIII-XIX вв. в Грузии, главным образом, в Тифлисе. С одной стороны, деятельность придворных художников и иконописцев. С другой – творчество местных и приезжих художников, надеющихся на высокий спрос на их искусство. Приезжие художники занимались творчеством, а также преподавали рисование в своих мастерских, а также в гимназиях и в рисовальной школе при КОПИИ, действовавшего с 1873 г. до 1921 г.
Детей и любителей искусства учили не только рисованию, но прививали им вкус к изящному и прекрасному.
В течение многих десятилетий Тифлис оставался центром культурной жизни Закавказья. Местные и приезжие художники работали в условиях непременного соблюдения благопристойности и патриархального быта. Удельный вес живописного искусства был достаточно велик, но художники давали объявления в газетах о принятии заказов на исполнение тех или иных работ. Местная элита предпочитала работы приезжих художников, вольных мастеров, привносивших свои эстетические нормы.
В череде имен художников, работавших в Грузии, особо стоит отметить имя Николая Васильевича Склифосовского (1870-1935), тесно связанное с историей развития художественного образования. Почти всю свою жизнь и творческую энергию он посвятил делу художественного воспитания молодежи. Н. Склифосовский преподавал в тифлисских гимназиях и в школе КОПИИ, на собственные средства создал первую художественную школу в Батуми, а затем Курсы рисования и живописи в Тифлисе (с 1911 г.). Он обучал рисованию и лепке, передавая детям свои знания и опыт, развивая их воображение, способности к передаче впечатлений. Педагог от бога, но также и «импрессарио» своих учеников, он постоянно организовывал выставки работ своих учеников, вплоть до выставки в Дрездене в 1912 г., приуроченной к IV Международному конгрессу по вопросам обучения рисованию и прикладному искусству.
Курсы рисования и живописи были явлением массовым и доступным: учеба была доступна всем, без возрастных или социальных ограничений. На Курсах Склифосовского учились Елена Ахвледиани, Сигизмунд Валишевский, Серго Кобуладзе, Вано Ходжабегов, Аполлон Кутателадзе, Александр Бажбеук-Меликов, Кирилл Зданевич и другие ярчайшие представители грузинской художественной культуры.
По воспоминаниям Народного художника Грузинской ССР Серго Кобуладзе, записанным мной в 1970-х годах, Н. Склифосовский был строг как в вопросах дисциплины, так и в оценке работ своих учеников.
В художественной студии Рихарда Зоммера (1866-1939) в Тифлисе учился Ладо Гудиашвили. В рисовальной школе Константина Кепнера (?-?) учился Гиго Габашвили. В 1880-х годах частным преподаванием занимался художник и иконописец Людвиг Лонго (1831-1914). В Тифлисе его назвали «маэстро живописи». График и карикатурист Оскар Шмерлинг (1863-1938) учился в Санкт-Петербурге и Мюнхене. Вернувшись на родину в Грузию, он много и плодотворно работал, преподавал в Закавказском Девичьем институте, а в 1902-1916 гг. был директором школы живописи и скульптуры при КОПИИ. Позже стал профессором первой в истории Грузии Академии художеств. Учениками О. Шмерлинга были Давид Гвелесиани, Кетеван Магалашвили, Георгий Сесиашвили…
Петр Колчин (1838-после1895) был живописцем, мастером портретной живописи, графиком, фотографом. В Тифлисе он жил с середины 1860-х годов. Преподавал в реальном училище и в классах, организованных им самим в 1889-1894 гг.
Живописец и график Арутюн Шамшинов (1856-1914) учился в Тифлисе и Санкт-Петербурге, преподавал рисование в гимназиях, имел собственную студию, а в 1880-х гг. обучал рисованию и живописи в школе КОПИИ, где были организованы классы для занятий с натуры и для любителей. А. Шамшинов – автор учебника «Элементарный курс рисования и перспективы» (1904 г.).
Необходимо отметить попытку художника Григория Гагарина (1810-1893) создать художественную школу в Тифлисе. Он составил проект начальной школы и программу обучения. В состав преподавателей должны были войти художники Карл Жидковский, Василий Бережной, Федор Байков и Стефанос Нерсесян. Власти отвергли проект, ссылаясь на его дороговизну.
Упомяну и грузинского художника Георгия Маисурадзе (1817-1885). Он учился у некоего местного художника. До своего отъезда в Санкт-Петербург в 1837 г. освобожденный Александром Чавчавадзе от крепостной зависимости Г. Маисурадзе обучал рисованию внуков А. Чавчавадзе (детей Екатерины Чавчавадзе) в имении Горда.
Создание школ, студий и курсов – прогрессивное явление в художественной жизни Грузии. Конечно, не все ученики становились впоследствии художниками, но они усвоили творческий подход в любой профессии. Здесь преподаватели формировали творческие личности, знакомили молодежь с основами и навыками профессионального искусства, прививали чувство прекрасного, открывали новые горизонты знания.


Ирина ДЗУЦОВА


 
Пятница, 10. Мая 2024