click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Стоит только поверить, что вы можете – и вы уже на полпути к цели.  Теодор Рузвельт


Великой Отечественной

https://lh3.googleusercontent.com/-nj47kwki12s/VUtCC5aKkDI/AAAAAAAAFvM/-EjJjFGH3Dk/s125-no/i.jpg

С первых же дней Великой Отечественной войны вся творческая и организационая работа театра была перестроена. Как отмечал тогдашний директор и художественный руководитель театра Константин Ясонович Шах-Азизов на страницах газеты «Заря Востока», подводя итоги десятилетнего пути театра имени А.С. Грибоедова, «в свои выходные дни театр дал ряд спектаклей в фонд обороны, в фонд  постройки танковой колонны и эскадрильи «Советская Грузия», внеся около 400 000 рублей. Коллектив театра оказывает помощь семьям фронтовиков, работавших ранее в театре имени Грибоедова». Только за два года войны театр дал 26 спектаклей и больше 300 концертов для Красной армии, Военно-Морского флота, войск НКВД, для раненых бойцов в госпиталях. Многие грибоедовцы воевали на фронте и, конечно, среди них были и погибшие...  
Екатерина Сатина вспоминает: «В начале зимы 1943-44 годов театр Грибоедова отметил скромным, почти семейным торжеством свое десятилетие. К.Я. Шах-Азизов в своем докладе рассказал, каким было начало театра, как он развивался и креп. Пришедшие к нам в тот вечер дорогие гости – актеры других грузинских театров – побаловали нас своими прекрасными концертными выступлениями. В связи с десятилетием театра ряду творческих работников были присвоены почетные звания. Художница Ирина Штенберг и режиссер Георгий Товстоногов получили звания заслуженных деятелей искусств Грузинской ССР».      
С военным периодом в истории Грибоедовского театра связаны первые режиссерские  опыты  Георгия Александровича Товстоногова.  
За семь лет он поставил на грибоедовской сцене тринадцать спектаклей,  из них восемь – «Полководец Суворов» И.Бехтерева и А.Разумовского, «Парень из нашего города» К.Симонова, «Школа злословия» Р.Шеридана, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Ночь ошибок» О.Гольдсмита, «Бешеные деньги» А.Островского, «Ленушка» Л.Леонова, «Офицер флота» А.Крона – именно в годы войны.
Георгий Александрович  высоко оценивал возможности тогдашней труппы театра Грибоедова, работать с которой для режиссера было, по его словам, «одно  удовольствие». Среди тех, с кем довелось Товстоногову встретиться в творческом процессе, были выдающиеся артисты: Екатерина Сатина,  Владимир Брагин, Константин Мюфке, Людмила Врублевская, Варвара Алексеева-Месхиева, Елена Ковальская, Иван Бодров, Анатолий Смиранин, Константин Добжинский, Александр  Загорский, Надежда Сперанская, Юрий Алексеев-Месхиев, Константин Гарин, Борис Вяземский.
Позднее  Г.А. Товстоногов вспоминал о работе с актрисой Варварой Алексеевой-Месхиевой, о чем пишет Д.Г. Подовжний в своей курсовой работе «Учение К.С. Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии»: «На творческом вечере в концертной студии «Останкино» Товстоногов затронул любопытную тему касательно поиска сверхзадачи режиссером при постановке произведения. Была упомянута история, когда во время войны Товстоногов ставил «Собаку на сене» в Тбилисском русском драматическом театре имени А.С. Грибоедова. Товстоногов с теплотой и признанием рассказал про выдающуюся актрису своего времени Варвару Алексееву-Месхиеву, которая должна была играть Диану. На первой репетиции Алексеева-Месхиева поразила его тем, что чувственно выразила словами ту историю, которую они должны были играть. Товстоногов утверждает – к сверхзадаче произведения, которая представляется режиссеру умозрительно, необходимо прикоснуться чувственно».
Как рассказывает ученица Товстоногова Натела Лордкипанидзе, в роли Дианы Варвара Алексеева-Месхиева превзошла саму Марию Бабанову.
Тбилисский период, период режиссерского становления Товстоногова, совпал с Великой Отечественной войной. Поэтому и репертуар был соответствующий – патриотический. Так в 1942 году, когда театр имени А.С. Грибоедова отмечал десятилетие со дня своего основания как государственного,  были  выпущены спектакли «Русские люди» К.Симонова в постановке Абрама Рубина, «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьева в постановке Арсения Ридаля. По мнению Ю.Георгиева (автор отклика на спектакль «Фельдмаршал Кутузов», опубликованного на страницах «Зари Востока»), зритель, глядя на героев славного исторического прошлого страны, «невольно обращается мыслью к героическим боям, которые ведет Красная армия против гитлеровских захватчиков, вторгшихся на священную землю нашей великой Родины... В старом фельдмаршале, достойном ученике и сподвижнике великого Суворова, как бы концентрируется грозная сила народа, поднимающегося с дубиной на обнаглевшего врага. С трудным, но благодарным сценическим образом Кутузова отлично справился И.Бодров. Артист играет эту сложную центральную роль с подлинным творческим подъемом. В образе Кутузова и острая характерность, и чуть лукавая народная простота, под которой скрываются острый ум и железная хватка убеленного сединами опытного в боях полководца».
А Георгий Товстоногов выпустил спектакль «Ленушка» по пьесе Л.Леонова. Как отмечает Е.Шапатава в книге «Тбилисский государственный театр русской драмы имени А.С. Грибоедова», «спектакль «Ленушка» явился превосходной демонстрацией творческих сил театра, его готовности браться за решение труднейших задач. В работе над сложным материалом пьесы с особой силой проявился своеобразный  талант А.Смиранина, мастерство И.Бодрова, Н.Сперанской, для которой образ Ленушки явился итогом большого творческого роста». Патриотические чувства пробуждал и образ Суворова в одноименном спектакле Георгия Товстоногова (полководца сыграл Б.Вяземский), и симоновский «парень из нашего города» Луконин – в этой роли выступил И.Бодров.
Уже тогда критики отмечали присущее молодому Товстоногову острое ощущение времени. «Спектакль (речь идет о спектакле «Парень из нашего города») поставлен со вкусом, с хорошим чувством боевой, политической злободневности. Смотришь спектакль и знаешь: Сергей Луконин сейчас героически бьется с озверелым врагом... Это довоенная пьеса. По главным признакам: Констанин Симонов написал ее в прошлом году, а события, развертывающиеся в ней, происходят в 1932-39 гг. Но это только формальные данные о пьесе. На самом же деле вся она звучит сейчас, в дни Великой Отечественной войны,  чрезвычайно злободневно, многое в ней непосредственно перекликается с героикой последних месяцев».
Вслед за Георгием Товстоноговым к драматургии Константина Симонова обратился Абрам Рубин – пьеса называлась «Русские люди». Однако рецензент, оценивающий спектакль на страницах «Зари Востока», в адрес постановки высказался критически: «В короткий срок постановщику заслуженному деятелю искусств А.Рубину удалось создать спектакль четкий и стройный. Удачно и художественное оформление Б.Локтина. Особенно хороши вторые планы, дающие очень живую зимнюю картину города-фронта. Но было бы неверно сказать, что спектакль, в целом хороший и сильный, оказался на уровне талантливой пьесы Симонова: возможности пьесы гораздо шире, мир чувств ее героев гораздо глубже... Жаль, что театр не почувствовал преемственной связи «Русских людей» с предыдущей пьесой Симонова «Парень из нашего города». Сергей Луконин, герой «Парня из нашего города», появляется и в «Русских людях» уже как генерал Луконин (бывший автоводитель, служивший в части у Луконина, капитан Сафонов говорит о нем: «Этот генерал дойдет до нас. У него характер такой, непременно дойдет»). Зритель театра имени Грибоедова не забыл Луконина и поэтому в новом спектакле замечательного командира, ставшего генералом, должен был, нам кажется, играть тот, кто играл его в «Парне из нашего города». Автор материала имеет в виду Ивана Бодрова.
В годы войны режиссеры, в том числе Георгий Товстоногов, проявляли интерес не только к современному или историческому литературному материалу, но и к классической русской и западноевропейской драматургии. Потребность в вечном вполне объяснима: классика давала людям веру в то, что страшные испытания военного времени останутся в прошлом, что рано или поздно жизнь наладится и войдет в привычную, мирную колею.
Большим успехом у публики пользовался спектакль «Школа злословия» Р.Шеридана. «Режиссер Георгий Товстоногов создал спектакль в высшей степени интересный, ценный еще и тем, что он показал творческий рост ряда одаренных актеров театра имени Грибоедова. Необходимую красочность спектаклю придала и художница Ирина Штенберг».
В спектакле блистали Борис Вяземский и Людмила Врублевская. «В центре спектакля оказался Борис Вяземский, исполняющий роль сэра Питера Тизл. Зритель, в сущности, открыл для себя совершенно нового актера, очень приятного, мягкого и ровного в своей исполнительской манере. Борис Вяземский искусно обошел опасность шаржа. Его сэр Питер ворчлив, но кроток и мил... Обаятельна в роли леди Тизл Людмила Врублевская. Это обаяние – в некоторой угловатости жестов, в широко раскрытых наивных глазах леди Тизл, в той непосредственной свежести, которую она привезла из деревни. Только большая простота и естественность исполнения позволяют Людмиле Врублевской убедительно провести затем в финале спектакля трудную и маловероятную у Шеридана сцену раскаяния леди Тизл... Подлинно сатирическое звучание получает спектакль в сценах салона леди Снируэлл. Е.Ковальская безусловно очень эффектная и грозная леди Снируэлл».
В 1944 году актер и режиссер Анатолий Смиранин выпускает «Свадьбу Кречинского» А.Сухово-Кобылина, сыграв в своем спектакле заглавную роль. Критики высоко оценили  как спектакль в целом, так и актерские работы, в первую очередь, самого Анатолия Смиранина, создавшего образ «с  несомненным налетом своеобразной артистичности». «Это не просто «соблазнитель», а человек, подготовляющий сомнителную махинацию с женитьбой «на миллионе», с отличным чутьем ситуации, с учетом психологии «действующих лиц».   
А вскоре Абрам Рубин ставит «Последнюю жертву» Островского, в которой во всем блеске своего таланта выступила Варвара Алексеева-Месхиева. Восторженно написал об этом спектакле Абрама Рубина и работе актрисы известный грузинский критик Бесо Жгенти («Заря Востока»):
«Театр имени А.С. Грибоедова создал спектакль большой познавательной и эстетической  силы, заслуженно пользующийся огромным успехом у зрителя. Этот успех в большой мере обусловлен замечательной игрой В.В. Алексеевой-Месхиевой, исполняющей центральную роль пьесы – Юлии Павловны Тугиной. В этой роли актриса во всей полноте показала свое актерское дарование, богатство, тонкость и яркость средств сценического выражения мысли, умение глубоко вникнуть в природу роли, разработать ее до последних деталей... С первого же появления на сцене Варвара Алексеева-Месхиева рисует выразительный драматический образ, пронизанный глубокой печалью, предчувствием обреченности. Юлия самоотверженно борется  за свои права на счастье и любовь. Она идет на всякие жертвы, проявляя исключительную силу воли в преодолении препятствий. Когда Юлия узнает, что она жестоко обманута и оскорблена, В.В. Месхиева с предельной остротой передает состояние до глубины потрясенной, разочарованной души. Здесь артистка достигает высшего предела драматического напряжения в своей игре. Ее слова «ограблена и убита. Я нищая, обиженная совсем... За что же они еще смеются надо мной?» – звучат как вопль негодующей души, проклинающей суровое и мрачное окружение своего времени».   
Варвара Алексеева-Месхиева создавала необычный образ  Тугиной  –  вразрез с традицей исполнения этой роли.  Это была не «пышная красавица купчиха, а маленькая, хрупкая, обаятельная женщина с немного наивными  мечтами о чистой и бескорыстной любви, сердце которой безжалостно разбивают», – пишет в своих воспоминаниях актриса  Екатерина Сатина.  
В том же году актер и  режиссер Владимир Брагин неожиданно обратился к светской английской комедии второй половины XIX века «Опасный возраст» А.У. Пинеро. Измученные войной зрители (как и сами грибоедовцы), чувствовали необходимость в чем-то более легком и отвлеченном и с удовольствием окунались в быт викторианской Англии с ее домашним укладом и светскими условностями, с ее спортом и клубами, с ее полицией нравов и судом. «Перед нами обстановка, в которой жило старшее поколение Форсайтов в романе английского писателя Голсуорси – время между Диккенсом и Уайльдом. Артисты играют слаженно, в согласии с режиссерским замыслом. Не осложнять пьесы, не углублять ее, использовать забавные ситуации, подавать смешные реплики. Перед нами не страсти, а забавы, не горе, а неприятности,  не трагедия, а почти буффонада. Следует отметить, прежде всего, В.Брагина в роли Поскета. Артист показывает веселого, честного добряка, которого все успешно обманывают», – пишет рецензент газеты «Заря Востока».   
В 1944-м была организована выставка, посвященная участию театра в Великой Отечественной. Документами, фактами, цифрами она повествовала о большой работе, проведенной театром за три года войны, о помощи, оказываемой коллективом театра фронту и стране. За этот период было выпущено девятнадцать новых постановок. Наибольший успех выпал на долю пьесы «Инженер Сергеев» Всеволода Рокка. Она шла 125 раз, ее посмотрели 73 744 зрителя. «Полководец Суворов» за три года показали 66 раз, «Фельдмаршал Кутузов» – 45 раз.
В дни войны театр перешел на бездотационную работу, чтобы освободить бюджетные средства для нужд войны.  
Победа ковалась не только на фронтах, заводах и фабриках, но и на сценических площадках, в театральных и концертных залах.


Инна БЕЗИРГАНОВА


Безирганова Инна
Об авторе:

Филолог, журналист.

Журналист, историк театра, театровед. Доктор филологии. Окончила филологический факультет Тбилисского государственного университета имени Ив. Джавахишвили. Защитила диссертацию «Мир грузинской действительности и поэзии в творчестве Евгения Евтушенко». Заведующая музеем Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А. С. Грибоедова. Корреспондент ряда грузинских и российских изданий. Лауреат профессиональной премии театральных критиков «Хрустальное перо. Русский театр за рубежом» Союза театральных деятелей России. Член Международной ассоциации театральных критиков (International Association of Theatre Critics (IATC). Член редакционной коллегии журнала «Русский клуб». Автор и составитель юбилейной книги «История русского театра в Грузии 170». Автор книг из серии «Русские в Грузии»: «Партитура судьбы. Леонид Варпаховский», «Она была звездой. Наталья Бурмистрова», «Закон вечности Бориса Казинца», «След любви. Евгений Евтушенко».

Подробнее >>
 
Четверг, 31. Октября 2024