click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Федор Достоевский


ЛУЧШИЙ СРЕДИ ЛУЧШИХ

Тбилисское

Моя душа бы пожелала,
да невозможно пожелать,
чтобы Гайоза Джеджелава
увидеть на поле опять.

Евг. Евтушенко
«Гайоз, опять у тебя на правой туфле носок порвался», – сердилась мать. – «Это я о камень споткнулся».

Нина Давидовна Джеджелава не могла понять, почему рвалась именно правая, а секрет знал он один. Семья Джеджелава тогда жила на Бакинской улице. Гайоз после школы любил заглянуть на старый стадион «Динамо», что располагался рядом со зданием Тбилисского артиллерийского училища. По дороге домой от кинотеатра «Аполло» гнал по мостовой камень-кругляк или пустую консервную жестянку, обводил воображаемого «чужого» футболиста. После упрека матери пустился на уловку – отрабатывал технику удара уже левой ногой, но правая, как первая любовь, осталась любимой.
Так будущий гроза вратарей, сам того не подозревая, закладывал основы виртуозной техники владения мячом. Потом он с улыбкой вспоминал эти рейды по краю улицы, свободной от пешеходов и машин.
За зданием школы был пятачок двора. Здесь Гайоз дневал и ночевал. Играл со сверстниками в футбол, обходил их самим же придуманными финтами. Как-то во время игры забил гол и услышал аплодисменты в окнах школы. Аплодировали девочки-одноклассницы, и громче всех Тамара Гоголадзе. Не удивляйтесь, потом она стала его женой.
Старания Гайоза заметили не только девочки. Студента индустриального техникума, помощника машиниста паровоза, скоро пригласили играть за футбольную команду паровозного депо. Как часто бывает и стало банальным, перед встречей заболел игрок основного состава. Вот тогда вспомнили о Гайозе на трибуне, не пропускавшем ни одного матча. Вова Чанчалеишвили сказал: «Этот парень у нас на практике. Пусть сегодня сыграет». Сказано – сделано. Поставили Гайоза на правый край. Многого от него не ждали. Сказали, что надо только мешать соперникам свободно принимать мяч, больше от него не требуется. Деповцы выиграли – 5:2. Три гола записал на свой счет Джеджелава. «Вот кто должен быть нашим капитаном», – сказал старший в команде и передал Гайозу свою капитанскую повязку.
В тот год в Тбилиси приехала сильная харьковская команда. На матч с ТСПО Гайозу предложили сыграть в объединенной команде кооператоров вместе с известными мастерами – братьями Чхатарашвили, Чередниченко, Вороновым, Гвиниашвили. Гайоз открыл счет, но во втором тайме защитник гостей нанес ему травму ноги. Встреча закончилась ничьей – 2:2. А потом, как полагается, был банкет. Пригласили и Гайоза, который был заметной фигурой на поле. Домой пришел поздно. «С группой занимался», – объяснил отцу. Утром Вано Джеджелава протянул сыну газету «Муша»: «Читай!» В газете было написано: «Молодой футболист Гайоз Джеджелава играл недолго, но сыграл хорошо. Думаем, из него выйдет хороший футболист». Гайоз понял, что отцу по душе успех старшего сына. Отец сказал тогда: «Играй, но не в ущерб учебе».
Футбол не стал помехой – Гайоз окончил Закавказский индустриальный институт имени С.М. Кирова, строительный факультет. Знания получил основательные, стал командиром производства, руководил предприятиями стройиндустрии. Но это потом, после завершения спортивной карьеры, а пока он душой на поле, играет в вузовской футбольной команде, сильнейшей в Закавказье, вместе с Борисом Пайчадзе, Гвачи Джорбенадзе, Како Каличава, Арчилом Кикнадзе, Леваном Гудушаури (двукратный чемпион СССР по боксу начинал путь в спорт футболистом!).
В 1936 году, в сезоне рождения большого отечественного футбола, произошло судьбоносное для Гайоза событие. На базе двух коллективов ТСПО и паровозного депо была создана новая команда – тбилисский «Локомотив». Его тренером стал Николай Ларионов, капитаном – Нестор Чхатарашвили. А кто это на правом крае? Конечно же, Гайоз Джеджелава!
От тбилисского «Локомотива» до сборной Грузии дистанция огромного размера, но только не для Джеджелава.
24 июля 1937 года он вышел играть в повторном матче тбилисского «Динамо» со сборной Басконии, в которой выступали футболисты мирового класса;  они до этого триумфальным маршем прошли по стадионам Франции, Польши, Чехословакии. Семь футболистов - басков входили в состав сборной Испании на чемпионате мира 1934 года в Италии, где они дошли до одной четвертой финала, уступив с минимальным счетом (0:1) в повторном матче хозяевам – чемпионам мира. Звание «Золотого канонира» было присуждено центрфорварду басков Исидро Лангара. В состав «идеальной сборной команды мира - 34» журналисты включили его партнеров – вратаря Замору, защитника Кинкочеса, полузащитника Силаурена, нападающего Луиса Регейро. Последний в ранге капитана сборной Басконии прибыл в Советский Союз и, в частности, дважды играл в Тбилиси – против тбилисского «Динамо» и сборной Грузии. Рядом с Лангарой и Хосе Иррарагори в линии атаки, крайними нападающими Горостица и Ларинага.
Итоги тех исторических матчей до сих пор смакуют гурманы футбольных пиршеств.
В Испании тогда полыхала гражданская война, и футболисты - баски, собиравшие во время европейского турне средства на нужды республики, домой не возвратились, осели на постоянное жительство в Мексике. Тридцать лет спустя здесь, на очередном чемпионате мира, в гостиницу пришли старые знакомые старших представителей советской сборной – Лангара, Ауэдо, Алонсо, Ларинага, Бласко, Педро Регейро – одновременно. Легко узнаваемые, моложавые, почти все уже деды. Луис Регейро отсутствовал по уважительной причине, он работал.
Вот с какими знаменитостями в тридцать седьмом пришлось скрестить оружие на футбольном поле новичку динамовцев Гайозу Джеджелава.
На левом фланге вместо Михаила Асламазова. Правого края играл Тенгиз Гавашели. Сказалось волнение новобранца команды, да и место было непривычное. Ничем особенным себя не проявил, разве что потешил публику на трибунах, когда пушечный удар Джеджелава по воротам Грегорио Бласко пришелся в фоторепортера. Фотоаппарат, конечно, вдребезги. После перерыва Гайоза заменили.
Игра дебютанта не осталась незамеченной, фактически открыла перед ним двери тбилисского «Динамо». Динамовцы годом раньше, в первом чемпионате СССР (весна 1936 г.) добились права выступать среди сильнейших в осеннем чемпионате, где были третьими.
В тридцать седьмом, вспоминал Борис Пайчадзе, на правом крае закрепился Гайоз Джеджелава. И дата известна – 12 октября. Через год самым результативным среди тбилисцев стал Пайчадзе – 14 голов, у Джеджелава – 7.
По итогам сезона впервые определялся список «55 лучших футболистов СССР». Молодой тбилисский форвард Джеджелава – первый среди правых крайних нападающих, опередил известных мастеров Василия Трофимова, Георгия Глазкова, Михаила Семичастного, Алексея Гринина.
Послушаем мнение о Г.Джеджелава «всезнайки» – энциклопедического справочника, выпущенного к 100-летию российского футбола: «Одна из наиболее ярких фигур довоенного советского футбола. Этого самобытного футболиста отличали взрывной рывок, прекрасная техника обводки с применением каскада финтов, искусный дриблинг. Джеджелава обладал ярким тактическим чутьем, умел мгновенно разобраться, когда нужно сразу сыграть в пас, а когда совершить рейд по флангу с последующей передачей в штрафную, отлично владел техникой ударом с лета».
При своем небольшом росте (161 см) поражал товарищей по команде.
Свидетельствует Гайоз. Поспорил на тренировке он с ребятами, что в прыжке достанет ногой мяч, подвешенный к перекладине ворот. Высота футбольных стоек 244 см. А играли тогда не мячами «Адидас» или «Танго», не теми, что сегодня забивает «Барселона» и «МЮ», а т.н. камера-оболочкой. Итак, спорим. Стал мальчуган на плечи центрального хавбека Бориса Фролова, самого рослого (185 см) тбилисского динамовца, и привязал шпагатом шнуровку мяча к верху ворот. Разбежался Гайоз, прыгнул вполсилы, конечно, не достал мяча. Ребята засмеялись. Пошел Гайоз на вторую попытку, уже всерьез. Сильный разбег, и носком бутсы коснулся мяча – посрамил скептиков.
В семье хранился этот удивительный кадр фотокорреспондента, то ли Тарасевича, то ли Джейранова.
Борис Пайчадзе вспоминал: «Непревзойденный мастер был Гайоз. На поле чувствовал себя как рыба в воде. Поразительная реакция, филигранная, доведенная до артистизма техника, изобретательность, отлично поставленный – да еще из любого положения – удар с обеих ног, характерные только для него похожие цирковые трюки, неожиданные финты – все это делало Гайоза грозой защитников и вратарей соперников».
Корифей отечественного футбола, отмечая достоинства друга и партнера по игре, приходил к выводу о его исключительности и незаменимости. Да и кто лучше Бориса Соломоновича знал Гайоза Ивановича!
Оба долгие годы составляли редкий тандем, создавая и определяя комбинационный стиль тбилисских динамовцев, атакующий порыв, сметающий все преграды. Их в тридцатые годы именовали «большими уругвайцами», а потом признали одной из самых популярных и сильных советских команд.
«С кем рядом я мечтал бы играть? – спрашивал себя Пайчадзе, названный по итогам опроса спортивных журналистов лучшим футболистом Грузии ХХ века, – в такой пятерке: Джеджелава, Метревели, Пайчадзе, Гогоберидзе, Месхи».
Выдающийся тренер Андро Жордания вторил ему: «Из крайних нападающих хочу назвать Гайоза Джеджелава, талантливейшего футболиста. До Славы Метревели не было ему равных на правом крае».
Еще один факт всенародного признания грузинского форварда. В 1940 году Г. Джеджелава занял 9-е место в традиционной анкете газеты «Красный спорт» для выявления лучших спортсменов страны, стал первым грузинским  спортсменом – лауреатом этого конкурса. В предвоенные годы редко можно было встретить имя футболиста в такой почетной компании – лауреатами опроса становились в основном легкоатлеты, боксеры, гимнасты, борцы.
Чего только не было в футбольных университетах Гайоза Ивановича, кавалера десяти правительственных наград, заслуженного мастера спорта СССР (1946), заслуженного деятеля физической культуры и спорта Грузии (1973). Слава лучшего правого крайнего нападающего футбольных сезонов 1938-1940 гг. Матч в составе тбилисского «Динамо» со сборной Сталинграда, фактически с местным «Трактором», 1943 года, когда футболисты пробирались на поле через руины города-героя. И годом позже – в Киеве с местными динамовцами. Участие в первых зарубежных турне тбилисцев в Иране (октябрь 1944) и Румынии (декабрь 1945), когда Гайоз в пяти матчах забил 8 голов, в т.ч. 5 в ворота бухарестского «Ювентуса».
В фантастическом по накалу тбилисском матче с армейцами Москвы 18 ноября 1939 года на финише чемпионата СССР решалась судьба серебряных медалей. Нападающие ЦДКА С.Капелькин и П.Щербатенко буквально растерзали защиту «Динамо». Команды ушли на перерыв при катастрофическом для хозяев счете – 1:4. Но в раздевалке динамовцев не царило уныние. Пришло время по мнению старшего тренера Михаила Бутусова ввести в бой «секретное оружие» – английскую систему «дубль - ве», обогащенную частыми перемещениями нападающих. Пайчадзе еще в первом тайме забил, а во втором – вместе с Джеджелава стал соавтором третьего и четвертого голов Аслана Харбедия. До этого отличился Михаил Бердзенишвили, подтвердив свою репутацию штатного пенальтиста команды. Пятый гол, победный, за пять минут до окончания матча в ворота Леонова провел Джеджелава – фирменным ударом в полупадении – 5:4! Динамовцы победили и в двух последних матчах и, опередив на одно очко команду ЦДКА, впервые в истории клуба заняли почетное 2-е место.
В 1946 году Г. Джеджелава на тренировочном сборе в Бакуриани, на лыжной трассе, повредил ногу и, несмотря на запрет врачей, поспешил вернуться в строй. Беспокоило колено, злополучный мениск, но после травмы лидера динамовцев Бориса Пайчадзе в разгаре сезона сорок седьмого года молодым игрокам требовался футболист, способный повести их за собой, передать свой опыт. Гайоз, пересиливая боль, выходил на игру. Эта боль не проходила с годами, как и хромота. Но поступить иначе он себе не позволил, оставался капитаном команды в 1947-1948 гг.
Сезон сорок восьмого подвел черту под спортивной биографией 32-летнего футболиста. Он снова лучший бомбардир клуба – 11 голов в 21 игре. За 11 лет за «Динамо» сыграно 136 матчей во всесоюзных чемпионатах, забито 59 голов и еще шесть в 15 кубковых встречах; еще два гола в 8 матчах чемпионата страны 1941 года, прерванного войной. Вместе с командой он дважды (1939, 1940) второй призер и дважды (1946, 1947) – третий.
Еще будучи действующим игроком, Гайоз начал тренерскую деятельность (в 1940 году он окончил тренерские курсы при Грузинском институте физкультуры), и десять лет проработал тренером. «Если меня спросят, – вспоминал ветеран, – какие годы после ухода из футбола были для меня самыми счастливыми, отвечу не колеблясь в бытность директором 35-й футбольной школы. Где занимались Михаил Месхи, Шота Яманидзе, Заур Калоев, Алеша и Сергей Котрикадзе». Добавим еще: Роберт Чанчалеишвили, Арчил Киладзе, Леван Жордания…
В 1949 году Василий Сталин пригласил Гайоза Джеджелава на должность старшего тренера ВВС (Москва). Ошибаются те, кто считают летчиков командой-середнячком, созданной по капризу авиационных начальников, и, в первую очередь, ее шефа – командующего ВВС Московского военного округа генерал-лейтенанта Василия Сталина. Вряд ли середнячку было бы по силам занять 4-е место в чемпионате 1950 года. А летчики сумели, на финише два очка отделяли их от бронзового призера тбилисского «Динамо».
Гайоз Иванович помог становлению боевого клуба, подлинной грозы лидеров. Этому в немалой степени способствовал звездный набор игроков: Крижевский, Башашкин, Бобров, Шувалов… И два воспитанника грузинской школы футбола – младший брат тренера Спартак Джеджелава и знаменитый вратарь Михаил Пираев, который после перехода в московский «Спартак», выиграл в его составе золотую медаль чемпиона страны 1953 года и серебряную – 1954-го.
Г. Джеджелава вместе с Арчилом Кикнадзе руководил подготовкой сборной команды Грузии, которая на І Спартакиаде народов СССР (1956) завоевала почетное второе место, вслед за москвичами. В 1956-1957 гг. он – старший тренер «Динамо» (Тбилиси). В 70-х – заместитель председателя Федерации футбола Грузии.
В 1975 году Гайозу Джеджелава исполнилось шестьдесят. И 45 лет спортивной деятельности.
Оба события были достойны внимания поклонников игры выдающегося грузинского футболиста, одного из ярчайших представителей первого поколения тбилисских динамовцев. Так считал я, а потому не отказался от статьи, предложенной журналистом, которого знал еще по учебе в 43-й школе.
Когда статья была опубликована, в редакции «Зари Востока» раздался телефонный звонок. Звонили из ЦК компартии Грузии и с нескрываемым раздражением спрашивали, кто разрешил писать о Гайозе Джеджелава. Я объяснил звонившему, кстати, моему коллеге и однокурснику по университету, что необходимости специального разрешения на право публикации о выдающемся футболисте не видел и не вижу, отлично понимая, что тушу пожар бензином.
Гайоза Ивановича не стало 16 февраля 2005 года, на 90-м году жизни. Ушел еще один из «последних могикан» грузинского спорта. Все было в его жизни: и крутые горки судьбы и наивысшие спортивные победы, и я вспоминаю старую историю, рассказанную им в редакционном кабинете.
Отец футболиста Вано Джеджелава до революции работал мотористом на карбасе, доставлявшем морем грузы для строительства дороги Батуми-Трабзон, и часто бывал в Турции. Дедушка и бабушка будущего футболиста по материнской линии – Григол и Сидония Мазманишвили жили в Карсе, а потом в Сарыкамыше. Они умерли и похоронены в Турции.
Когда Гайозу было два года, отец привез детям из Турции огромный желто-красный мяч. Первый в семье, который «подпрыгивал до неба». Когда Гайоз с братьями Джуаншером и Спартаком подросли, они играли в футбол и очень дорожили заморским подарком. Нина Давидовна считала, что именно этот первый мяч зажег в сердцах сыновей любовь к великой игре и положил начало футбольной династии Джеджелава.
Этот мяч из детства еще в полете.

Арсен ЕРЕМЯН

У меня по-прежнему не лежало к нему сердце, "Скачать фильм за двумя зайцами"но симпатии матери "Книга поток скачать"были явно на его стороне.

Вы этим очень огорчите мою госпожу.

Для этого стоило только сесть на "Локальная сеть скачать"пароход и отправиться вверх по течению, в "Скачать десантные песни"один из городов, куда не проникает тропическая малярия.

Индейцы обращались с "Набор шрифтов скачать"ними с мягкостью, которой не знают рабы у белых.


Еремян Арсен
Об авторе:
Филолог, журналист, литератор. Заместитель главного редактора общественно-художественного журнала «Русский клуб».

Родился в 1936 году в Тбилиси. Окончил  филологический факультет Тбилисского государственного университета им.Ив.Джавахишвили. Работал в редакциях газет «Вечерний Тбилиси», «Заря Востока» («Свободная Грузия») и др., а также на партийной работе. Заслуженный журналист Грузии, член Союза журналистов СССР с 1964 года, с 1991 года — член Федерации журналистов Грузии. Автор книг, изданных в Москве и Тбилиси: «Все еще впереди», «Семнадцать весен Майи», «Играю против мужчин», сборника рассказов об отечественном спорте «Гром победы» (2002), поэтического сборника «Автограф» (2007), сборника рассказов «Робинзоны в городе» (2009).
Подробнее >>
 
Пятница, 01. Ноября 2024