В недалеком прошлом, до пандемии, в ходе празднования «Тбилисобы» на Метехском мосту устраивалась ежегодная выставка автомашин советских времен. Она пользовалась большой популярностью: каждому хотелось сфотографироваться на фоне «Победы» или «Чайки». Все эти ретро-машины являются экспонатами Тбилисского автомузея. Несмотря на солидный «возраст» (многие из них выпущены 70-80 лет назад), назвать их старыми просто язык не поворачивается – выглядят они так, будто только вчера сошли с конвейера.
Экскурс в историю В длинном застекленном павильоне в три ряда стоят великолепно отреставрированные и переливающиеся разноцветным блеском старые автомобили. Директор музея Реваз Чеишвили, знакомя посетителей с экспонатами, рассказывает множество неизвестных фактов из истории советского автомобилестроения. Тбилисский автомузей – единственный не только в Грузии, но и на всем Южном Кавказе. Он был создан на основе частной коллекции автомобилей грузинского бизнесмена Георгия Мамулашвили, который на протяжении 20 лет собирает эти экспонаты. Все машины отреставрированы деталями заводов-производителей, находятся в рабочем состоянии, их часто арендуют для обслуживания гостей города, туристов, да и местных жителей во время различных праздников в стиле ретро.
«Черный ворон» Берия Каждая машина, выставленная здесь, особенна и имеет свою уникальную историю. Автомобиль ГАЗ-М-1, один из символов 30-х годов ХХ века, хорошо известный как «Эмка». Это первый советский седан, его выпустили в 1936 году на Горьковском автозаводе. Как указано на официальном сайте завода, обозначение «М-1» расшифровывалось как «Молотовский-первый», в честь главы правительства СССР Вячеслава Молотова, имя которого в те годы носил завод. «Стоит отметить, что интерьер машины весьма скромный – обивка из обычного сукна, нет печки, зато уже установлены пепельница и прикуриватель», – сказано на сайте завода. На этих машинах главным образом ездили передовики производства, известные деятели культуры, директора заводов, генералы. А еще ее использовали чекисты в качестве служебного автомобиля НКВД. «Если ночью к дому подъезжала такая машина, это означало конец той семьи, к которой она приехала. Ее, как и грузовик-«полуторку», называли «Черным вороном». Она похожа на американскую модель «Форд-40», в Штатах на таких машинах ездили гангстеры», – рассказывает Реваз Чеишвили. «М-1» из его музея обслуживала Лаврентия Берия, пока он работал в Грузии, а когда переехал в Москву на должность шефа НКВД, то подарил ее знаменитой актрисе Нато Вачнадзе. Старейший экспонат музея – ГАЗ-4, первый советский пикап, сошедший с конвейера Горьковского автозавода в 1933 году. В мире осталось только пять таких автомобилей, один из них находится в Тбилиси, остальные четыре – в российских автомузеях. «Могу похвастаться и сказать, что в Московском автомузее такой модели нет. Она лицензирована от американской модели «Форд А», – с гордостью отмечает Чеишвили.
Волга-Волга «Волга» ГАЗ-21 предназначалась для элиты Советского Союза, ее выпускали с 1956 по 1970 год. Выставленный в музее экспонат – второго выпуска. Разница между автомобилями первого и второго выпуска только в передней решетке: на первых стояли две параллельные горизонтальные хромированные линии, а посередине, по требованию маршала Жукова, была укреплена большая звезда. По словам Чеишвили, из-за этого машина плохо шла на экспорт – советская символика мешала продажам. «Через два года решетку поменяли, и машина стала похожа на пасть акулы, она уже стала продаваться в 75 странах мира. На первом и втором выпусках машины на капоте красовалась фигурка оленя. Однако в дальнейшем олень был снят, так как выяснилось, что при авариях с пешеходами олени особенно ранили человека», – объяснил Реваз. Эта модель «Волги» пользовалась особой любовью советских режиссеров и снималась в нескольких сотнях фильмов. Одной из самых популярных стала картина «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова. Любопытно, что Иннокентий Смоктуновский, сыгравший Юрия Деточкина, совершенно не умел водить. «Обучаться ему пришлось прямо на съемочной площадке. «Волга» ГАЗ-21, на которой Деточкин ушел от погони, та же самая машина, на которой ездил Папанов в «Бриллиантовой руке». Она же возила героя Ефремова в фильме «Три тополя на Плющихе». Эта машина принадлежит «Мосфильму», для съемок в некоторых картинах ее иногда перекрашивали», – сказано на сайте Горьковского автозавода. Вот еще одна «престижная» «Волга» – ГАЗ-24. Если человек имел эту машину, он мог сказать, что у него дело «в шляпе». Так как машина стоила очень дорого, у покупателя официально требовали справку о доходах, дабы удостовериться, что объем зарплаты позволяет человеку приобрести такой автомобиль. В продажу «для населения» пускали модели любых цветов, кроме черного: машины этого цвета предназначались только для должностных лиц и высших партийных работников. «Машина обязательно должна была быть черного цвета с красным салоном и черными занавесками. Вот такой у них был машинный дресс-код», – с улыбкой отметил Чеишвили.
«Опель Чичико» Первый выпуск «Москвича»-401 – точная копия немецкой «Опель Кадетт», ее выпустили в 1946 году. «Опель» и экспериментальная модель «Москвича» были двухдверными машинами. Когда Сталин сел рядом с водителем принимать машину, то сказал конструктору: «Вы тоже садитесь, вместе проверим, как она ездит». Тот сразу понял свой просчет: чтобы человек сел на заднее сидение, сидящий впереди пассажир должен был встать и пропустить его. Конструктор облился холодным потом, он не мог заявить Сталину: «Если вы выйдете, я залезу, а потом вы садитесь», – его бы просто расстреляли. Первое, что сказал Сталин, выйдя из «Москвича»: «Двухдверная машина некомфортна для населения, даю два месяца, чтобы переделали». Конструкторы переделали ее через две недели, из-за чего передние и задние двери у машины открываются в разные стороны. В народе ее прозвали «Опель Чичико» и «Чичико Москвич». Другая модель «Москвича» – 408 скопирована с немецких BMW. «Начиная с нее, на всех последующих моделях стояли двигатели от BMW. Нет, не привезенные из Германии – отечественные умельцы разобрали двигатель и собрали точно такой же, а на блоке вместо BMW написали «Сделано в СССР»», – пояснил директор музея. Благодаря мощному двигателю машина была быстрой, маневренной и побеждала на многих международных авторалли. По этой же причине она хорошо продавалась на экспорт. «Москвич»-408 выпустили в двух вариантах, в музее представлена экспортная модель, с четырьмя фарами и кожаным салоном, а в Союзе продавались автомобили с двумя фарами и матерчатым салоном. Точно такая же машина «играет» в картине «Бриллиантовая рука», когда герой Юрия Никулина Семен Семенович выпадает из багажника подвешенного к вертолету «Москвича».
«Победа» и кабриолет Машину ГАЗ-20 «Победа» выпустили вскоре после окончания войны. Это было первое имя собственное в советском автопроме, до этого автомобилям присваивался лишь индекс. Когда ее показывали Сталину, похвастались, что собираются назвать машину «Родиной», на что вождь ответил: «И почем вы собираетесь Родину продавать?» Поняли, что попали впросак, и быстро переименовали в «Победу». Эту модель не любили военачальники, так как из-за низких потолков они со своими папахами еле-еле помещались в салоне. С 1960 года поляки приобрели лицензию на выпуск машины, и долгое время она выпускалась в Польше под названием «Варшава». Кабриолет парадного типа. В 50-е годы на таких машинах принимали парады на Красной площади. На моделях, предназначенных для населения, боковые рамы и стекла не снимались, только тент выдвигался вручную и накрывал машину. «Союз был единственной страной, где кабриолет стоил дешевле, чем обычная машина, потому что считалось: чем меньше железа, тем машина дешевле. Вот такая «железная логика» у них была в прямом смысле слова», – рассказал директор автомузея. Машина САЗ-3Д в продажу не поступала, т.к. была создана исключительно для инвалидов I и II категории, и ее дарили ветеранам Второй мировой войны. Поэтому у машины нет ни одной педали, весь механизм управления расположен у руля и справа от водителя. Машина специально делалась низкой, чтобы человек, лишенный ног, мог свободно в нее сесть. «Тогда хоть заботились об этих людях и машины дарили, а сейчас никто не то что машину, коляску не подарит», – с досадой отметил Чеишвили. Эту марку машины в народе прозвали «Моргуновками», потому что на таком авто ездил знаменитый актер Евгений Моргунов в фильме «Операция Ы»...
«Чайка» для генсека «Чайка» ГАЗ-13 выпускалась с 1959 года по 1981 год. На ней ездили высокопоставленные партийные чиновники, представители СССР в зарубежных странах. Весь комфорт был рассчитан на сидящих сзади, из-за чего переднее сидение машины было «мертвое» – оно не двигалось, и приходилось нанимать водителей ростом не выше 165 см, чтобы они легко управляли машиной. Зимой автомобиль обогревался только в задней части салона. Находящаяся в музее черная «Чайка» обслуживала Илью II, когда в 1977 году он стал Католикосом-Патриархом Грузии. Рядом с ней стоит такая же «Чайка», только белого цвета, она была собственностью Аслана Абашидзе, председателя правительства Аджарии до «революции роз». Попасть в частные руки просто так «Чайка» не могла, за редким исключением. Например, такие экземпляры достались Фиделю Кастро, писателю Михаилу Шолохову, первой женщине-космонавту Валентине Терешковой – ее позывной в космосе был «Чайка». Примечательно, что списанные автомобили этой марки передавались во Дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. Прокат такого авто стоил 50 рублей, и это было дороже, чем арендовать «Волгу». По словам Чеишвили, экспонаты музея и сегодня популярны среди молодоженов: «Часто арендуют автомобили на свадьбы и, согласно нашей статистике, еще ни одну невесту не возвращали обратно, так что у нас счастливые машины». Черная «Чайка» ГАЗ-14 выпускалась с 1978 года по 1985 год. Изначально она предназначалась для членов Политбюро и кандидатов в члены Политбюро. Когда Эдуард Шеварднадзе стал кандидатом, ему из Москвы выслали эту машину, и он ездил на ней в бытность первым секретарем ЦК Компартии Грузии. Так как он был кандидатом, а не членом Политбюро, то машина была не бронированная. Массивная черная машина ЗИЛ-115, выпущенная на заводе имени Лихачева, была создана для первых лиц СССР. Существует всего сто шесть машин этой модели, в музее представлена сто вторая. Она обслуживала генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко. «Машина в длину 7 м 80 см, весит более четырех тонн, бронированная, колеса пуленепробиваемые, они выдерживают восемь пуль автомата Калашникова, причем после обстрела машина может проехать еще 50 км. Броню не имеют передние боковые стекла, так как, как всегда, насчет жизни водителя и охраны не особо волновались. Для них салон сделали из натуральной кожи, а для генсека – из бархата», – рассказал Чеишвили. Эту машину руководители музея привезли из Москвы. ГАЗ-12 ЗИМ выпустили в 1949 году для членов Кабинета министров СССР и первых лиц союзных республик. Это первая советская шестиоконная машина, можно сказать, первый советский лимузин. С 1960 года ее стали выпускать как такси, так как она комфортная и вместительная. Эта машина обслуживала семью Василия Мжаванадзе, первого секретаря ЦК Компартии Грузии. Чеишвили демонстрирует фото, где этот автомобиль снят до ремонта, и вид у него, мягко говоря, непрезентабельный. «Вот в таком состоянии была машина до реставрации. И из такого «гадкого утенка» превратилась не в белого, а в черного лебедя. Нашли мы ее в одном из сел Кахети», – уточнил Чеишвили. В выставочном павильоне стоит еще одна уникальная машина – «Форд» 1928 года выпуска. Ее приобрели на американском аукционе. Когда автомобиль привезли со своими сопроводительными документами, оказалось, что он участвовал в знаменитой голливудской криминальной драме «Бонни и Клайд» с Уорреном Битти и Фэй Данауэй. В конце фильма главных героев расстреливают, а сам «Форд» врезается в дерево, поэтому машина вся была в следах от пуль, и ее пришлось основательно реставрировать. А уже сегодня грузинские любители гангстерских фильмов могут взять ее в аренду. По словам Реваза Чеишвили, с целью привлечения туристов руководители музея планируют открыть кафе в корпусе отреставрированного советского троллейбуса. Однако сказочный экскурс в историю заканчивается сразу же за воротами – дорога, ведущая к музею, находится в плачевном состоянии, проезжая по ней в дождливый день, можно в прямом смысле ударить лицом в грязь. Турист, желающий попасть в автомузей, должен с большим мастерством объезжать огромные лужи. Столичная мэрия обещала вскоре отремонтировать дорогу, и руководство музея надеется, что мэр сдержит свое слово.
В статье использованы фото с сайта Горьковского автозавода и из архива автомузея.
Кетеван МГЕБРИШВИЛИ
|