click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Федор Достоевский


Грузинские художники в Париже

https://i.imgur.com/vboDveN.jpg

На заседании правления воссозданного по инициативе Дмитрия Шеварднадзе Грузинского художественного общества от 20 июня 1919 г. были утверждены одиннадцать кандидатур молодых художников для поездки во Францию. Из них в итоге были выбраны Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе, Шалва Кикодзе, Елена Ахвледиани и Кето Магалашвили.
По замыслу Художественного общества они должны были продолжить образование на государственную стипендию в Париже. Столица Франции той эпохи – всемирно известная кузница талантов, имена которых ныне фигурируют в энциклопедиях и книгах по истории национального искусства. Художественная культура Парижа складывалась из двух компонентов: деятельность местных мастеров и приезжих художников из разных стран мира. В романтическом и динамичном стиле парижской культурной жизни отразился бег мятежной эпохи. Ее представители оставили ощутимый след в биографии ХХ века. Современную историю художественных связей Тбилиси и Парижа можно «отсчитывать» с имен Л. Гудиашвили, Е. Ахвледиани и Д. Какабадзе.  Пребывание в Париже для них стало важной и интересной страницей творческой биографии. Их молодой и талантливой энергией, стремлением к новому нельзя не восхищаться.
Владимир (Ладо) Гудиашвили (1896-1980) прибыл в Париж вместе с Д. Какабадзе 1 января 1920 года и оставался здесь до 1925 г. В своей «Книге воспоминаний» он писал: «В Париже я был не одинок, кроме Давида Какабадзе там вместе со мной были Ш. Кикодзе, Е. Ахвледиани, К. Магалашвили. Мы, так сказать, представляли маленький грузинский островок, который в дальнейшем не остался безвестной землей». Л. Гудиашвили подружился с художниками Фернаном Леже, Пабло Пикассо, Леонардом Фужитой и другими завсегдатаями знаменитого кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас. Гудиашвили принимал активное участие в благотворительных балах-маскарадах артистической богемы Монпарнаса, усердно занимался в художественных студиях, его картины выставлялись в «Осеннем салоне» и в частных галереях, их покупали коллекционеры. В его работах парижского периода преобладали грузинские мотивы, даже в пейзажах французских городов, исполненных в технике акварели и карандаша. В 1922 г. Гудиашвили расписал стены «Кавказского ресторана» на Монмартре, в 1924 г. оформил спектакли итальянской оперы вместе с А. и Н. Бенуа, С. Судейкиным и В. Шухаевым, работал для кабаре Н. Балиева «Летучая мышь» (костюмы и декорации для спектакля Н. Санина «Недалеко от Тифлиса»).
В 1925 г. в галерее Жозефа Бийе была устроена выставка живописных работ, акварелей и рисунков Гудиашвили. Вместе с Какабадзе и Кикодзе он был представлен на выставке в галерее «Ля Ликорн». Критики отмечали особый почерк Л. Гудиашвили, в котором соединялись западная острота мышления и восточный артистизм, преданность национальным корням.
В том же 1925 г. в Париже вышла книга художественного критика Мориса Рейналя «Ладо Гудиашвили».
Парижское наследие художника сохранилось лишь частично. Некоторые работы он привез с собой в Тбилиси, и они хранятся в частных и музейных собраниях. Кое-какие работы остались в Париже у друзей, но позже «разъехались» по разным странам. Так, в известном собрании русской театральной живописи Н. Лобанова-Ростовского имелись три эскиза костюмов грузинских танцовщиц, датируемые 1922-1923 гг., и несколько акварелей. Они экспонировались в Москве в 1988 г. на выставке произведений из собрания Лобанова-Ростовского и представлены в энциклопедии «Шедевры русской театральной живописи», изданной в Великобритании в 2013 г.
На протяжении многих лет московские коллекционеры (уроженцы Тбилиси) Тамаз и Ивета Манашеровы собирали работы Гудиашвили парижского периода. В 2009 г. на выставке в Третьяковской галерее были представлены более пятидесяти картин и рисунков, созданных художником во Франции.
Еще при жизни Л. Гудиашвили стал классиком, удивляя богатством замыслов, поэтической фантазией, умением синтезировать традиции грузинского искусства с новаторскими находками искусства нового времени. Среди соблазнов художественной жизни Парижа 1920-х гг. он остался верен себе.
Елена (Эличка) Ахвледиани (1901-1975) прославилась в грузинском искусстве как живописец, график и художник театра. С 1922 г. она жила и работала в Италии, а в 1924 г. приехала в Париж, где также много и напряженно занималась творчеством, посещала музеи. Но главным оставались занятия в частной художественной школе, основанной итальянским скульптором Филиппо Коларосси. Здесь за небольшую плату она рисовала обнаженную натуру и делала до пятнадцати набросков в день углем, сангиной и тушью. Она достигала острой выразительности облика моделей. В стилистике ее работ угадывалось влияние французских художников от Энгра до Пикассо.
В свободное от занятий время Е. Ахвледиани рисовала сюжеты, увиденные на улицах Парижа, в цирке, в кафе. Известна серия ее парижских пейзажей, как, например, «Монмартр», «Париж», «Уголок Парижа», «Париж. Район рабочих» и др. В то же время продолжала писать картины с видами Грузии и старого Тбилиси: «Кахети. Зима», «Сельский пейзаж», «Кутеж у дороги». Работы художницы имели успех, их покупали коллекционеры (Поль Синьяк). Критики положительно отзывались о них, отмечая живописность, романтичность и декоративность. Картины Ахвледиани экспонировались на «Осеннем салоне», «Салоне независимых художников». В 1926 г. была устроена ее персональная выставка в галерее «Катр шмен». По возвращении на родину 1 июня 1927 г., в Тифлисе открылась выставка произведений художницы заграничного периода.
Произведения Е. Ахвледиани парижского периода интересны и сегодня. Неслучайно в 2008 г. в Париже в течение месяца в музее Монпарнас экспонировались именно ее работы (наряду с работами Веры Пагава) парижского периода. Комиссарами выставки были Робер Альбукер и Шалва Хаханашвили, а организаторами – посольство Грузии во Франции и Дом Грузии в Париже.
Приехав в Париж в 1920 г., Давид Какабадзе (1889-1952) со свидетельством на государственную стипендию общается со старыми знакомыми по Петербургу и Тифлису и заводит новые знакомства. Он проучился в одногодичной школе искусств при Лувре, посещал выставки, музеи, Национальную библиотеку, художественно-артистические вечера, издавал свои книги и активно занимался творчеством. Он также участвовал в литературно-художественной группе «Через», основанной Ильей Зданевичем в 1922 г., состоял в Обществе независимых художников. Какабадзе увлекался новыми «измами» в искусстве и в своих статьях выступал как защитник абстрактного искусства. В Бретани художник создал серию кубистических изображений лодок, трудился над декоративными коллажами-конструкциями. Его абстрактные картины напоминают почти космические пейзажи.
В 1921 г. Какабадзе издал книгу «О конструкционной картине» в собственном художественном оформлении. В том же году состоялась выставка его работ (а также работ Гудиашвили и Кикодзе) в галерее «Ля Ликорн». В 1924 г. он издал книгу «Париж. 1920-1923», затем в 1926 г. – «Искусство и пространство». На эту же тему он прочитал лекцию в Союзе русских художников в Париже в 1924 г. В книге Какабадзе отмечал: «Живое лицо нового искусства – Нико Пиросманашвили». Какабадзе считал, что следует изучать искусство прошлого и в то же время идти в ногу с современным мировым искусством, не быть и интерпретатором его и котировать его, принимать не внешние формы, а внутреннюю суть.
В 1924-1925 гг. он создал биоморфические абстракции, близкие к сюрреализму. Всю жизнь художник искал свои пути обновления живописи, но при том не отрекался от традиций классического искусства.
Важно упомянуть некоторые темы лекций, прочитанных Какабадзе в Союзе русских художников в Париже в 1924 г.: «Эмоция пространства», «Духовная связь между человеком и предметами пространства», «Новые средства выражения понятия динамического пространства», «Восток и Запад». Названия некоторых работ художника также заслуживают интереса: «Абстракция» (1926 г.), «Конструктивно-декоративная композиция» (их несколько, 1923-1924 гг.), «Кубистическая композиция» (их несколько, 1920 г.).
Какабадзе (как и Гудиашвили и Ахвледиани) довольно естественно вписался в художественную жизнь французской столицы. Его талант признавали и ценили в Париже. О популярности художника свидетельствует тот факт, что его картины попали в знаменитую коллекцию американки Катрин Драйер. Она была апологетом авангардного искусства и приехала во Францию, чтобы собрать образцы европейского искусства. На «Салоне независимых художников» она увидела работы Какабадзе, затем посетила его мастерскую. В результате этого знакомства работы грузинского художника (шестнадцать акварельных листов и одна скульптура) были экспонированы в художественной галерее Йельского университета в Нью-Йорке.
Ностальгия по родине и весть о смерти отца окончательно утвердили Какабадзе в решении вернуться в Грузию. Он приехал в 1927 г. Здесь, вопреки безжалостной критике и сложной социально-политической обстановке, он продолжал активную творческую жизнь, читал доклады, писал статьи по теории искусства, работал в театре и кино, преподавал в Академии художеств.
Творческая биография выдающегося грузинского живописца, графика, художника театра и кино, теоретика искусства, изобретателя стереокино стала достоянием истории грузинского искусства. Память о нем живет и в городе его молодости: в 2015 г. при поддержке Министерства культуры Грузии в Париже в музее Майоль состоялась ретроспективная выставка произведений художника, посвященная 125-летию со дня его рождения.


Ирина ДЗУЦОВА


 
Понедельник, 14. Октября 2024