click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь.  Иммануил Кант


«ЭКЗОТИЧЕСКОЕ ЗДАНИЕ В НЕОМАВРИТАНСКОМ СТИЛЕ»

https://i.imgur.com/ZBfqtKC.jpg

Грузинский оперный театр, 170-летие которого торжественно отметили в апреле, всего 23 года принимал зрителей в специально созданном для него роскошном помещении. Потом пожар уничтожил здание караван-сарая Тамамшева, в котором он располагался на площади Паскевича-Эриванского. А новое его здание на проспекте Руставели в этом году тоже юбиляр – ему исполняется 125 лет.
После пожара 1874 года караван-сарай восстанавливается, но в его стенах остается только торговый центр. Оперная труппа вынуждена выступать в легком строении, созданном в Инженерном саду на перекрестке Водовозного переулка и Инженерной улицы. Ниже него – спуск к Куре, туда, где теперь раскинулся популярный ресторан «Дзвели сахли». Строение плохо приспособлено для оперных постановок и ясно, что театру, популярность которого все время растет, нужна новая сцена. А когда она появится, зависит от денег и от времени.
После пожара проходит аж два года и, наконец, в 1876-м объявляется закрытый конкурс, который должен определить, каким будет облик нового здания. Познавательно прочесть пару условий этого конкурса.  Стиль зрительного зала и интерьеров должен быть «арабским или персидским» и «по возможности приближающимся» к оформлению зала сгоревшего театра.
Проектов-конкурсантов всего четыре, у них «говорящие» девизы. Побеждает проект «Не впервые» петербургского профессора Института гражданских инженеров Виктора  Шретера. Две вторые премии получают «Попытка» военных инженеров Николая Туманишвили и Юлиана-Роха Лявданского, а также «Феникс» тбилисца Отто Симонсона, автора реконструкций дворца наместника Кавказа и 1-й классической гимназии, проектов Александровского сада и гостиницы «Ориант». А четвертый проект отвергается как «не отвечающий условиям конкурса».
Победитель – академик архитектуры, золотой медалист  Берлинской академии художеств. Он стремится «строить солидно, а вместе с тем экономно», первым в России стал облицовывать неоштукатуренные фасады обожженным кирпичом и естественным камнем. Он создал проекты театров в Киеве, Иркутске и Нижнем Новгороде, перестроил Мариинский театр в Петербурге, построил вокзал в Одессе…
В Тифлисе этот архитектор частично воспроизводит в псевдомавританском стиле облик оперного театра в баварском городе Байройте, где и по сей день проходят  Вагнеровские фестивали. Здание, в котором предусмотрены все последние технические новинки по обустройству театральных помещений, планируется построить в верхней части Александровского сада. Но в процессе согласования проекта от этого местоположения отказываются.  
Согласование же, как водится, затягивается в «верхах», и лишь в 1880 году наместник Кавказа великий князь Михаил Романов утверждает проект. Но, говоря современным языком, «в условиях ограниченного финансирования». К делу подключаются богатые горожане, но и их денег не хватает. Неизвестно, сколько бы еще тянулось строительство, если бы в 1887 году этот долгострой не возмутил Петра Чайковского. Великий композитор обращается прямо к Александру III с просьбой посодействовать и, конечно же, строительные работы ускоряются.
В разное время ими руководят знаменитые тифлисские архитекторы Пауль Штерн, Альберт Зальцман и Александр Шимкевич. В сооружении и оборудовании сцены участвует машинист-декоратор Карл Вальц, которого называют театральным кудесником. Он 65 лет проработал в Большом театре, отвечая за все художественное оформление спектаклей. Технические новинки он использует и в тифлисском театре.
В итоге строительство обходится в кругленькую сумму – 750 тысяч рублей золотом. Основную часть денег (спасибо Чайковскому!) выделяет казна, и поэтому многие годы театр называется Казенным. Освящают его и торжественно открывают оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» в 1896 году. Дирижирует оркестром известный композитор Михаил Ипполитов-Иванов. В последующие годы здесь показывают драматические спектакли.
Зал практически все время переполнен, хотя цены на лучшие места кусаются. Билеты в бельэтаж стоят 12-16 рублей, в партер до 5-го ряда – 4 рубля, а от 10-го до амфитеатра – 2 руб. Галерка же в 40 раз (!) дешевле самого дорогого билета – лишь 40 копеек. Потом многое изменилось, а главное – в 1937 году Казенный театр стал «Государственным грузинским театром оперы и балета имени Захария Палиашвили». И его тоже ждал пожар… Но это – как говорится, уже совсем другая история.
В «Путеводителе по Тифлису» 1904 года можно прочесть: «Громадное, весьма красивой архитектуры здание Казенного театра… Экзотическое здание в неомавританском стиле…» Те же слова с полным основанием можно повторить и сегодня. Ведь здание слегка переименованного Тбилисского государственного театра оперы и балета имени Захария Палиашвили – одно из очень немногих, сохранивших и сегодня свой неповторимый первоначальный облик.


Ладо Тавадзе


 
Пятница, 26. Апреля 2024