click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Стоит только поверить, что вы можете – и вы уже на полпути к цели.  Теодор Рузвельт


ТИФЛИССКИЕ АВАНГАРДИСТЫ В «ЭНЦИКЛОПЕДИИ РУССКОГО АВАНГАРДА»

https://i.imgur.com/wwa0bfV.jpg

1917-1922 годы – период расцвета тифлисского авангарда. В этот период в Грузию спешила российская творческая интеллигенция, бежавшая от революций, от голода и большевистского террора. Местные и приезжие – художники, поэты, писатели, музыканты – были связаны общими творческими устремлениями и крепкой дружбой. Вместе они делали из Тифлиса некий духовный приют. Так Тифлис стал «фантастическим городом».
Поэзия и изобразительное искусство расправляли здесь крылья. Здесь придумывали новые мифы и символы. Эрудиты и стилизаторы усваивали достижения символизма, забавлялись футуризмом и с головой погружались в творческие искания. Здесь декламировали стихи, читали доклады, устраивали диспуты, проводили выставки произведений самых разных художественных направлений. Молодые бунтари от искусства поддались волне нового, жаждали своих путей в искусстве, отвергали рутину и консерватизм. Равнодушных не было.   
Одни находились под влиянием итальянского футуризма, французского кубо-футуризма и других «измов», другие оставались «верны» старым мастерам и народному творчеству. «Трамвай выбивался в Европу из Майдана», заявлял поэт Игорь Терентьев в стихотворении «Тифлис» (1918 г.). Владимир Маяковский провозглашал: «Сегодня все футуристы!» (статья «Капля дегтя», в сборнике «Взял», 1915 г.). Футуризм соперничал с символизмом литературной группы грузинских поэтов «Голубые роги», созданной в 1915 г. и укреплял за Тифлисом славу «маленького Парижа» и культурного центра Южного Кавказа. В то же время, в 1910-1920-х гг. Тифлис сохранял традиции патриархального восточного города.
Тифлисские футуристы имели еще один повод для гордости: как писал в газете «Новый день» (Тифлис, 1919, №10) анонимный автор футуристической «декларации», «национального гения Грузии – Нико Пиросманашвили – открыли и спасли футуристы: художник Михаил Ле-Дантю, поэт Илья Зданевич и художник Кирилл Зданевич». Они – первооткрыватели, собиратели и популяризаторы картин Пиросмани.
Участники тифлисского авангарда – братья Зданевичи, Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Ираклий Гамрекели, Александр Бажбеук-Меликов, Зига Валишевский оставили неизгладимый след не только в грузинском искусстве, задав ему определенную траекторию развития на годы вперед. Они были «идеологически» связаны (хотя и непродолжительно, эпизодически) с русским авангардом. Им посвящены словарные статьи в четырехтомной «Энциклопедии русского авангарда», изданной в Москве в 2013-2014 гг. усилиями российских искусствоведов Андрея Сарабьянова и Василия Ракитина. Во вступительной статье они комментируют термин «русский авангард», подчеркивая, что, помимо главных творцов этого направления в искусстве, сотни художников по всей Российской империи были так или иначе связаны с авангардом, учились и работали в разных городах страны. Так грузинские художники оказались в ареале русского авангарда.
С 1910 г. Д. Какабадзе учился и работал в Петербурге. В Тифлис вернулся в 1918 г., когда Грузия стала независимой демократической республикой. Какабадзе был увлечен кубо-футуризмом: его привлекал в нем поиск новых форм. Однако Какабадзе отказывал футуризму в завершенности, без которой, как он полагал, не может быть великих произведений. Художник считал необходимым изучение жизни и быта грузинского народа, и на этой стезе, придерживаясь классических традиций, он вошел в историю грузинского искусства.
Л. Гудиашвили жил, учился и работал в Грузии. В 1919-1925 гг. учился в Париже. Его трудно назвать футуристом, но он создал свой неповторимый художественный стиль, в котором определенный модернизм сопряжен с декоративностью в традициях национального искусства.
Творческая деятельность А. Бажбеук-Меликова началась в 1917 г. в Тифлисе. А учился он в 1911 г. в студии В.Н. Машкова в Москве, затем до 1913 г. был вольнослушателем в Петербургской Академии художеств. Его интерес к авангарду – скорее дань моде, хотя он активно участвовал в футуристических акциях и выставках. Мастер создал картины образной живописи и придерживался этого стиля всю жизнь.
Ираклий Гамрекели получил художественное образование на Курсах живописи и рисования Н.В. Склифосовского и Б.А. Фогеля в Тифлисе. В 1920-х гг. он состоял в группе футуристов «41°», но с 1930-х гг. художник вернулся к реалистическому искусству и, помимо оформления спектаклей для тифлисских театров и кинофильмов, он создавал станковые картины.
В 1911 г. в Тифлисе Илья Зданевич прочитал манифест итальянских футуристов Филиппо Маринетти. В том же году юноша поступил на юридический факультет Петроградского университета и с блеском окончил его в 1916 г. Здесь он сближается с апологетами русского авангарда, вырабатывает (совместно с Михаилом Ларионовым, Кириллом Зданевичем и Михаилом Ле-Дантю) новую теоретическую концепцию: «всечество». После открытия Пиросмани в 1912-1913 гг. в своем поэтическом творчестве И. Зданевич ориентируется на народное искусство и борется против академизма и рутинности в искусстве. В 1917-1920 гг. в Тифлисе он активно сотрудничает с Алексеем Крученых и Игорем Терентьевым, издает свои драмы, написанные в стиле литературного приема «заумь». В 1920 г. он эмигрирует в Париж.
Старший брат Ильи – Кирилл Зданевич учился на Курсах живописи и рисования Н.В. Склифосовского. В 1910 г. он уезжает в Москву, потом в Петербург и становится активным участником художественной жизни северной столицы, одним из лидеров «всечества», иллюстрирует книги русских поэтов-футуристов. В 1912 г. К. Зданевич возвращается в Тифлис. Здесь он с энтузиазмом участвует в деятельности футуристов. Становится членом группы «Синдикат футуристов» и «41°» в 1921 г. В конце 1920-х гг. и в 1930-е гг. он часто ездит в Москву, сотрудничает с ЛЕФом, театрами и издательствами.  В 1959-1963 гг. попеременно живет в Тбилиси и Москве. В 1963 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Грузии.
Почти одновременно авангард зародился во многих странах, и так же одновременно, хотя и по разным причинам, закончился. Национальные оттенки тифлисского авангарда придали своеобразие авангарду в целом, как явлению культуры ХХ века.
Включение имен тифлисских авангардистов в «Энциклопедию русского авангарда» – важный этап на пути полноформатного изучения грузинского литературно-художественного авангарда. Скрупулезное и вдумчивое исследование этого оригинального и значимого явления в истории искусства первой половины ХХ в. еще предстоит осуществить.


Ирина Дзуцова


 
Пятница, 19. Апреля 2024