click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь.  Иммануил Кант


Талант творчества – великий дар

https://lh3.googleusercontent.com/Zegi_v2QDf2dmFBIkeJm2V5apf5keWq7mxzCyGFKDTUDVp-o7ITE_WeOZkxlfXrw36cbUVoyqgeVX5hbqWvkCqcGnPPQV-E_kOmNRQOJKjMzN_dS7EBk9c4Ihlhb9CXxYbsVmw4b62oF55_aGzDxVv2--o3c0uGyXN31wymLhK3BffIGdIn-E7xU0_p2I-wD2I7EkKZnSfXIc-40d-JjhJ_JnOk_oNWIaWLNGnzdZH9Swxr_y5sQiybkAE0UbcsBUo6h4kNER-7xHKbxPqKEXDYFsN0ZnsDYOwFh564IABGLMnKOSQW9VJONdjatqFZcMQJUb5_munHTPel42H6g9K9XzfJJ8t5cccDzVk2WnWF7zGJj78TpgWGT5bvpzc5N1q5w4FAoMisN6A1R09_tA2k53WIrwJwkTVNs2Fs3XMyyAeh0I0apr8ZsiHGS2H4EJNnSfRj-37m6wLy1bRHNdEaUmEu1aDORUCUrYqUIJwd3roihOiKE6dkRQ6SDeuzX2IRCJbfXxJxzF0ogs4D14TXAiHwlDsfRU2G5WWAjnPTZvI7sU180snRi05RDSRfoMTREIOHQvxiDM99Senu4JgbV5epxeLEJ6dMeVprL2Br7Pauxu99ZDSD9W7vPjZA=s125-no

Приуроченная к 100-летию основания Тбилисского государственного университета им. Ив. Джавахишвили, эта статья посвящается памяти одной из его блистательных выпускниц – Дианы Вашакмадзе-Веронезе.
Физик-теоретик ТГУ, она была выпускницей Тбилисской консерватории им. В. Сараджишвили, Манхэттенской высшей школы музыки – крупнейшей частной консерватории США, знаменитой образовательной программы Фулбрайта. Сочетание глубоких знаний основ физики, математики, лингвистики с музыкальной, вокальной и поэтической одаренностью давали полное основание определять ее феномен как экстраординарное явление в сфере творческой деятельности человека. Ее пению аплодировали в США и Европе, с неизменным успехом она выступала на сцене Миланской оперы «Ла Скала». Эта особенная многогранность, я бы сказал, моцартовская универсальность была емким проявлением необычайной, редкой энергии и высочайшего интеллектуального потенциала.
На благодатной почве знаний, данных ребенку ее родителями, учеными-профессионалами, был бережно взращен и взлелеян талант девочки-вундеркинда. Диана рано осознала потенциал и масштабы своих способностей.
Кем ведома была в своем мире Диана? Льюисом Керролом, Эдгаром По, геометром, физиком, философом, поэтом, композитором, художником... Диана всегда была погружена в поиски и работу мыслей, пронизываемых взглядом ее темно-фиолетовых глаз. Помню, встретил их в парке Ваке с матерью и младшей сестренкой, ясноглазой Экой, позднее прошедшей блистательный путь от студентки ТГУ до ведущего сотрудника-экономиста Всемирного Банка в Вашингтоне. Мать, узнав меня, воскликнула от радости. Диана тут же обратила на меня свой завораживающий синим блеском взор. Любопытно, что именно синий цвет стал доминирующим в ее стихах, от которых веет музыкой родной Имерети и не менее родной древней Греции. Потребность решать задачи у Дианы была с детства. Она поражала учителей и родителей тем, что настойчиво требовала задавать ей вопросы и задачи повышенной трудности и решала их в уме оригинальным, на удивление простым способом. С легкостью «щелкала» она их в своей ранней детской «практике» осуществляя то, что с возрастом называется инсайтом – феноменальным полетом творческих начал. Здесь уместно упомянуть для сравнения теорему Гаусса о возможности вписания в круг с помощью циркуля и линейки правильного многоугольника с ограниченным числом сторон, равным простому числу Ферма , с теоремой Дианы Вашакмадзе. Согласно теореме, на листе бумаги циркулем проводим дугу, на которой следует отложить с помощью циркуля произвольное число N равных отрезков. Затем конец дуги соединить с центром. Вырезав полученный сектор и склеив концы дуги, создаем из него конус. В результате любой отрезок от центра до дуги перейдет в образующие конуса, а дуга – в границу его основания, которая и является искомой, точно на N равных частей разделенной окружностью (!). Технический метод настолько прост и ясен, что он немедленно был реализован на компьютере программистами Тбилисского университета им. Андрея Первозванного. Когда решение найдено, оно кажется тривиальным. В течение тысячелетий над этой задачей бились многие великие умы человечества.
Приведем вкратце результаты, полученные Дианой Вашакмадзе на научном поприще, изложенные скорее всего для специалистов. Первая статья, посвященная этой тематике, как изложение, вернее, создание математической теории элементарных частиц, была опубликована в 1992 г. Она сразу же получила высокую оценку иностранных ученых (в 1996 г. в книге Акио Каваучи была сделана соответствующая ссылка на ее работу). Что касается грузинских ученых довольно высокого ранга, связанных с Дубнинским и Церновским центрами ядерных исследований, они позаботились лишь о практической стороне дела, хотя были попытки осмысления (математического описания) проблемы другим методом (методом теории струн), от применения которого на практике они, кстати, в последнее время отказались. В 2006 году под редакцией Акио Каваучи и Томоко Уанагиомото был издан учебник для средней и высшей школ и для докторантуры. В этой книге дается полноценная теория узлов как аппарат для применения на практике. Конечно, первоисточником для этих авторов была развитая Дианой Вашакмадзе теория узлов применительно к задачам микромира. Как известно, сразу же в дальнейших публикациях Диана Вашакмадзе развивает и обобщает теорию узлов для исследования некоторых задач астрофизики. На основе применения теории узлов к вопросу о классификации элементарных частиц Вашакмадзе создала стройную концепцию-теорию, связывающую фундаментальные свойства элементарных частиц с топологическими инвариантами узлов. На основе этих связей она доказала соответствие между фундаментальным математическим соотношением Гаусса-Боне, описывающим связь между топологическими инвариантами узлов, и физической формулой Гелл-Мана-Нишиджимы, связывающей между собой физические инварианты элементарных частиц – квантовые числа.
Поэтапно эти исследования нашли достойное отражение в курсовой и дипломной работах, а также в цикле опубликованных статей Д. Вашакмадзе. Приведя в соответствие результаты теории с новыми экспериментальными фактами в астрофизике, Д. Вашакмадзе убеждается в правильности ее концепции о топологической квантованности Вселенной. Ее метод описания Вселенной, как топологически квантованного гиперпространства, обосновывается сложнейшими по содержанию, но простыми по форме топологическими соотношениями.
Когда обратились к академику Сергею Новикову с предложением быть руководителем ее диссертации, он возразил: «Руководителем – нет. Диана сделала все сама, а быть консультантом – с большой охотой. Теорию узлов она осмыслила и впервые создала математическую теорию физики элементарных частиц. Далее она применила ее для решения задач астрофизики; мне кажется более перспективным ее развитие для задач космической физики».
Математика – наука творческая. В этом преимущество математика Платона перед Аристотелем, как нематематиком. Не исключено, что Диане больше близок мир взирающего на небо мечтателя Платона. Математический метод, используемый Дианой Вашакмадзе, можно сравнить с нитью Ариадны, которая ведет ее к более глубокому пониманию микро- и макромира.
При решении научных задач и стихосложений Диана общается с Богом. На сцене же – с Богом и музыкой. Переход от науки к поэзии или музыке и, наоборот, является естественной потребностью у нее и совершается весьма гармонично, так как поэзия-наука-музыка составляют единое неразделимое целое. Пример – опера Шарля Гуно «Сапфо» (в интернете есть запись арии Сапфо в исполнении Дианы Вашакмадзе-Веронезе), в бумагах Дианы убористым почерком на древнегреческом языке выписаны стихи Сапфо, а рядом перевод их на грузинский, сделанный Дианой. Перевод оказался созвучным оригиналу. Здесь обнаружился и развернулся в полную мощь ее переводческий дар – еще один феномен. Ради полноты информации о широте ее интересов стоит отметить, что подростком она знала наизусть многие сонеты Шекспира, а в 12-летнем возрасте перевела для печати детектив Агаты Кристи «Man a brown suit», а также либретто нескольких опер Доницетти по просьбе Нодара Андгуладзе.
Во всеоружии своей эллинистически яркой образованности и пытливого ума вступает она на путь науки и музыки одновременно. Наделенная абсолютным слухом, влюбленная в музыку, она поступает в музыкальную десятилетку для одаренных детей, где овладевает техникой фортепиянной игры. Как-то в консерватории Диана исполнила французский романс старой графини из «Пиковой дамы» Чайковского, услышанный ею в исполнении Елены Образцовой (Чайковский заимствовал известный романс Гретри для сопрано из оперы «Трубадур», дав его в интерпретации для драматического меццо-сопрано, как бы специально прописанного для голоса Дианы). Педагог Светлана Корсантия сразу же обратила внимание на ее неординарные вокальные данные, которые позже были развиты под руководством Нодара Андгуладзе, восхищенно восклицавшего: «Контральто! Диана – наше контральто!». Одновременно с музыкальной школой она оканчивает известную Комаровскую школу для физико-математически одаренных детей. Поступает в ТГУ на физический факультет, а после его окончания – в аспирантуру ТГУ по теоретической физике (руководитель А. Хелашвили, чл.-корр. АН Грузии) и одновременно в консерваторию по вокалу (в класс Н. Андгуладзе, преподаватель – проф. Гулико Кариаули). Неслучайно Н. Андгуладзе дарит Диане книгу известного венгерского математика Альфреда Реньи с надписью: «Математику Диане от нематематика маэстро». Можно сказать, что главным образом в музыке и физике микромира находит Диана свой мир. Здесь будет уместна характерная оценка, данная дирижером Вексфордского фестиваля вокалистов-2003 (Ирландия) одной из ирландских газет:
«Диана Веронезе, сопрано из Грузии, – был мой финальный концерт, на этот раз в благородной обстановке церкви Св. Ибериуса... Она чудесным голосом пела из Рахманинова, Брамса, Вагнера, Гранадоса и в завершение Бизе. Ее Либестод (Песня Любви и Смерти из оперы Вагнера «Тристан и Изольда» – А. Г.) был поразительным; было бы весьма интересно послушать ее в полной постановке оперы. Она обладает чрезвычайно глубоким и полным голосом – я бы скорее причислил его к меццо-сопрано, нежели к сопрано. Ее необычайная харизматичность и великая личностность передались через зал аудитории. Некоторые члены оперного хора из Марии дел Кармел, находившиеся на балконе церкви, когда Диана на бис исполняла Кармен Бизе, присоединились к ее пению. Представление превратилось во всеобщее веселье, а в конце – всех нас обуял совершенный восторг».
Когда слушаешь арию Аиды или Амнерис, арию Сапфо или романс Рахманинова «Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной...», то хочется слушать только этот голос, только эту музыку и ничего другого. Нельзя не отметить пушкинскую и рахманиновскую ностальгию, так чутко переданную Дианой при исполнении этого романса на концерте в Америке. Как будто авторы, и поэт, и композитор именно ей посвятили свои вдохновенные сочинения. В ее воображении перекликаются эпохи от Пифагора, Орфея и Платона до Руставели, Шекспира и Эдгара По, от Архимеда и Эвклида до Гаусса, Размадзе и Шафаревича и до Гете и Важа-Пшавела, одаренных способностью философского постижения мира. Их творения не были в разладе друг с другом и составили в душе Дианы цельный сплав, из которого  выделяется ее философская научно-музыкальная модель микро- и макромира. Каково же было нашей нежной Диане с этакой ношей?!
Рассказ о необыкновенно талантливой Диане Вашакмадзе-Веронезе, прожившей короткую, но очень яркую жизнь, можно завершить ее стихами:

В сердце – лунный камень,
Мрак очей глубок,
Мглой ли опечален,
Дым ли заволок?
Кто-то белых лилий
Заплетет венок,
Сядет у могилы
И прольет вино.
Кто-то к колокольне
В полночь побредет,
Звон во тьме утопит,
К звездам тьма уйдет.
Филин, голос вещий
Ты подай в ответ:
Пламя все трепещет
На ветру? Аль нет?
Слово утешенья,
Не подавшим в срок,
Дождь прольет прощенье,
Светлых струй поток ...

На могильной плите Гаусса символически высечен в его честь правильный 17-угольник. Будем надеяться – на могильной плите Вашакмадзе Дианы благодарные потомки высекут конус с основанием, разделенным на равные части. Она унесла с собою в могилу рой невысказанных мыслей и планы, оставшиеся, к величайшему нашему сожалению, неосуществленными....


Анзор ГВЕЛЕСИАНИ


 
Пятница, 26. Апреля 2024