click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь.  Иммануил Кант


ОТ А ДО Я

https://fbcdn-sphotos-a-a.akamaihd.net/hphotos-ak-xlp1/v/t1.0-9/14369965_117566778702422_8253581921184448850_n.jpg?oh=527a34783ef2f97e1cd4397fa1c758ce&oe=586934A1&__gda__=1484509363_1aef8da2b8fb17708f85d5bd22c77d35

Некорректное доказательство непогрешимого Ферма

В августе исполняется 415 лет со дня рождения великого и загадочного французского математика Пьера де Ферма – блестящего провинциального профессионального юриста и полиглота, сделавшего прекрасную карьеру благодаря своим исключительным способностям. Успешно окончив обучение в Бордо и Орлеане, Ферма, с помощью родственников, выкупил должность королевского советника парламента в Тулузе, то есть стал судьей. И пусть вас не смущает дворянская приставка «де». Ферма происходил из среднего сословия, из зажиточной гасконской семьи. Дворянское же достоинство ему было даровано аж в 47 лет, когда Пьер стал членом Палаты эдиктов города Кастр. А математикой он занимался исключительно в свободное время. При жизни Ферма не опубликовал ни одной научной работы – тогда так было не принято. Это сделал после его смерти сын Клеман-Самуэль. Но сохранилась его переписка с выдающимися учеными-современниками – Декартом, Паскалем, Дезаргом, Робервалем и др. Они считали Ферма одним из самых замечательных математиков Европы. Представьте, еще до Ньютона Ферма умел использовать дифференциальные методы вычисления площадей, независимо от Декарта создал аналитическую геометрию, параллельно с Паскалем заложил основы теории вероятностей. Но главные достижения Ферма были в области теории чисел и, конечно же, Великая теорема. Все мы помним со школьных времен теорему Пифагора: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. А Ферма выдвинул утверждение, что: xn+yn=zn  не имеет решения в целых числах для n больше 2. Об этом он написал на полях «Арифметики» Диофанта, а доказательства не привел – только черкнул, что «места здесь слишком мало». Вообще-то, теорема без доказательства называется гипотезой. Но все привыкли, что дотошный гениальный математик-любитель никогда не ошибался. К тому же Ферма доказал свою гипотезу для n=4. Так она вошла в историю как Великая теорема Ферма. И потребовалось еще долгих 358 лет и сотни ошибочных попыток, чтобы ее действительно доказать. Это сделал английский математик Уайлс в 1993 году. К слову, его доказательство заняло 130 машинописных страниц. Так что, по мнению современных ученых, Пьер Ферма скорее всего доказал свою теорему некорректно.


Второй «великий из великих»

Дату рождения Тициана – великого художника итальянского Возрождения установить с достоверностью уже невозможно. Известно, что он дожил до глубокой старости. Сам он с легким кокетством называл годом своего рождения 1474, младшие современники указывали 1476 или 1480 годы, но современные исследователи считают вероятной весну 1490 года. Посему в мире искусства принято отмечать день памяти венецианского гения 27 августа 1576 года. В этот день он был найден бездыханным в своей мастерской с кистью в руке у незавершенной картины. Скорее всего, старый мастер стал жертвой страшной эпидемии чумы. Невзирая на суровый карантин, он был похоронен с большой пышностью в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Этот чудный художник родился неподалеку от Венеции в обеспеченной и родовитой семье Вечеллио. О его образовании неизвестно почти ничего, но и неучем его никто не считал. Хотя латыни, как положено просвещенным людям того времени, он не знал и все письма диктовал секретарям. Но это ему не мешало дружить с выдающимся поэтом Аретино и быть ближайшим другом другого гениального живописца Джорджоне. Тициан рано прославился и рано стал успешным и востребованным художником. Ему оказывали покровительство многие властители того времени от императора Карла V и его сына Филиппа II, римского Папы Павла III до герцогов и дожей. Мало найдется вельмож-современников,  которые не позировали этому обаятельному человеку с вежливыми и изысканными манерами. Считалось, что Тициан «легко побеждал силой своего искусства и своим умением приобретать и сохранять расположение знатных особ». Да и выбивать гонорары Тициан умел мастерски. Когда платежи задерживали, он буквально засыпал неплательщика жалостливыми письмами с рассказами о своей крайней бедности, что было абсолютным враньем – маэстро был человеком, мягко говоря, небедным. Но и жлобом он тоже не был – легко жертвовал деньги на благотворительность, щедро платил своим помощникам и ученикам, а подчас материально поддерживал не очень успешных своих коллег. Его творчество вызывало восторг даже у великих современников. Правда, Микеланджело сетовал, что, хотя ему «весьма нравятся манера Тициана и колорит, однако в Венеции с самого же начала не учат хорошо рисовать и тамошние художники не имеют хороших приемов работы». Невзирая на 440 лет, прошедших со дня его смерти, творческое наследие Тициана огромно – более сотни полотен в крупнейших музеях мира. Между прочим, по слухам, в негласном конкурсе на звание великого из великих художников в истории, который провели между собой эксперты из Лувра в самом конце XIX века, Тициан проиграл только Леонардо с его «Джокондой».


К ЮБИЛЕЮ Мережковского

Это был один из самых просвещенных интеллектуалов Серебряного века и один из основателей русского символизма. А еще выдающийся писатель и поэт, критик, историк, переводчик и религиозный мыслитель. А еще создатель жанра историософского романа. А еще был красой и гордостью русского литературного Олимпа конца позапрошлого века и первой четверти прошлого. Его – тридцатилетнего – в энциклопедии Брокгауза и Эфрона назвали «выдающимся поэтом». Даже оппоненты считали его необычайным мыслителем ХХ века.
Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа 1866 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его отец был видным государственным чиновником – очень высокоорганизованным человеком, с твердыми принципами и строгим в вопросах воспитания детей. Юный Мережковский рано проявил литературные таланты. Его первые же стихи «Сакья-Муни» и «Аввакум» были опубликованы и сразу замечены публикой. Отец, воспользовавшись знакомством со вдовой А.К. Толстого, попросил представить своего талантливого сына самому Достоевскому. Тот слушал стихи юного поэта «с нетерпеливою досадою» и сказал: «Слабо… чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать». На что отец возразил: «Нет, пусть уж лучше не пишет, только не страдает». И мудрый Сергей Мережковский напророчил сыну необычайную жизнь – Дмитрий, конечно же, писал и писал много. Но никогда всерьез не страдал, и большие беды почти обошли его стороной. Во всяком случае, нужды он почти не знал даже в эмиграции. А жизнь он прожил бурную и полную исторических потрясений. Но об этом лучше прочитать в толстых биографиях…, а лучше, просто читать его прекрасные книги.
С Тбилиси Мережковского связывает едва ли не важнейшее событие в жизни. Здесь он венчался со своей Зинаидой Гиппиус – также блестящим поэтом Серебряного века. Они прожили вместе «52 года, не разлучаясь ни на один день».


«Ку-ку, мой мальчик!»

А еще в августе исполняется 120 лет великолепной, неповторимой и гениальной Фаине Георгиевне Раневской. В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила ее в десятку самых выдающихся актрис прошлого века. И это притом, что главных ролей во всех 70 фильмах с ее участием, ей практически не доставалось. Она сама о себе говорила: «Я есть на всех афишах. Видите, написано «и другие» – так вот, это я». Не понятно, как можно было быть одновременно «королевой второго плана» и «одной из величайших русских актрис ХХ века». Но так было! И в кино, и в театре, где она сыграла бесчисленное число ролей. После эпизода с ее Манькой-спекулянткой в спектакле театра Моссовета «Шторм» публика попросту уходила. И зрители, и власти ее попросту боготворили. Она была трижды лауреатом Сталинской премии и Народной артисткой СССР. Раневскую уважал сам товарищ Сталин, а Леонид Ильич Брежнев однажды приветствовал актрису на приеме в Кремле репликой ее уморительно смешной героини из фильма «Подкидыш». Он, увидев Раневскую, радостно воскликнул: «Муля, не нервируй меня!» На что Фаина Георгиевна притворно нахмурила брови: «Так мне на улице кричат только мальчишки-хулиганы!» Генсек смутился: «Простите, просто я вас очень люблю!»
А еще она была необычайно остроумным человеком – ее меткие, емкие и не всегда цензурные высказывания давно превратились в народные и давно стали брендом «как говорила Раневская…» Да и сам чеховский псевдоним Фани Гиршевны Фельдман – так ее звали при рождении – появился весьма необычайно. Однажды она, тогда еще молодая артистка провинциального театрика, получила от матери по почте деньги. Та посылала их дочери тайком от строгого отца. Но сильным порывом ветра деньги вырвало из рук. Фаина Георгиевна печально посмотрела им в след и задумчиво произнесла: «Денег, конечно, жаль, зато как красиво они улетают!» Ее спутник, тоже артист, воскликнул: «Да ведь Вы Раневская! Только она могла так сказать!»
А еще ее голосом говорила фрекен Бок в мультике «Карлсон вернулся». И фраза «ку-ку, мой мальчик!» был ее привет своему четвероногому любимцу – дворняге по кличке Мальчик. Она, как и всякий человек театра, любила розыгрыши и импровизации. А если без шуток, то скачайте в интернете один из ее немногих заснятых на пленку спектаклей «Дальше – тишина!» Это не комедия. Будете потрясены…


Роб АВАДЯЕВ


 
Понедельник, 16. Сентября 2024