click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Федор Достоевский


ТРАГЕДИИ А.Н. ГРУЗИНЦЕВА

https://lh3.googleusercontent.com/02qTTV1Ub2WzABC-7Z-iQ4Kj_fzQo2Od_taomjt6wt55Gr2JvRBnAFsQoFr601cQ2kzbBso0vPJUUsuwkwOWAbakbGxRc1uKR7i57TVN-YO6Pn_z7HGojs21jD-zT9H2IUfE7JM0_dn-OZRAEc782biTpBmbyVUSpsCivtQGXV3n0tPVSfn47B_-2_1Qn8OhgmtSINCcwAHJFfW5cqkCkG6VrJEmReQAFydTA47ot4BR5nGDpTps99j5MzPXo5pDZbDrA4ot9YujEdB49VZ2sL4vI8TkGMjhmRfOyVwWCba6scRBzF558wTYvKfJtjn9RMT51IK2Nt2ppmhifBHOELP2pltemPviTP_2UiO2YYem6xG4lfqtTtPFNM8mfPOaat5QnT-WPPHPXUcCLRVRPuBasIY7SW39VePsrcgTVbyv-knAo34UaAJW3daXhucE8xM9pFlb9jxx6FcnCkeevmGVZGSoYr90tM22K38GrqAqw_hRuiXV7cP3Likk3MCn3qRKT8evL1W_qboW8ygjKWyCiG4Z-Qw0CeMotlC07Jelj8rEo3-R004fZYwVWEg5UO5c=w125-h77-no

Малоизвестность еще не значит малозначимость. Волею судеб имена некоторых писателей, драматургов, чьи произведения сегодня всеми забыты, но не потому, что они были менее талантливы, чем те, которые у всех на слуху. Многие из забытых произведений в свое время способствовали не только просвещению народа, росту самосознания и культуры, но и укреплению дружбы между народами. К таким забытым писателям принадлежит и Александр Николаевич Грузинцев – известный в свое время русский писатель и драматург, грузин по происхождению, внесший свой вклад в развитие русской драматургии начала ХIХ века, принадлежавший к классической школе Г.Р. Державина.
Известно, что фамилию Грузинские носили потомки царя Вахтанга VI, выехавшие в Россию в начале XVIII века, и последнего царя Грузии Георгия ХII. А.Н. Грузинцев был потомком представителей свиты Вахтанга VI. Отец его был помещиком Саратовской губернии, где в то время проживало большое количество грузинских семей. Александр родился в Саратовской губернии в 1779 году. Отец Грузинцева занимал привилегированное положение в обществе. В течение 1781-1791 гг. в чине майора был городничим в городе Юрьеве-Подольском Костромской губернии. Отец его был образованным человеком, знавшим толк в литературе и привившим сыну любовь к русской литературе, а также и к античности и древнегреческому языку.
Молодым человеком А.Н. Грузинцев служил комиссаром 8-го класса в Московском комиссариате. В 1802-1803 годах он опубликовал ряд критических работ в журнале «Новости русской литературы», а 4 августа 1804 года представил на конкурс, проводившийся Российской Академией наук, свои трагедии: «Нума Помпилий» и «Демофонт». Трагедия «Нума Помпилий» была написана им на тот же сюжет, что и роман его любимого писателя М.Хераскова «Нума или процветающий Рим» (Спб, 1768). В 1805 году он опубликовал в «Вестнике Европы» несколько своих стихотворений. А.Н. Грузинцев входил в плеяду авторов, которую поддерживал известный русский писатель М.М. Херасков.
В 1810 году А.Н. Грузинцев, в то время уже чиновник VII класса, начал служить в «Дирекции императорских зрелищ и музыки при Дворцовом ведомстве» в Петербурге в должности помощника члена по репертуарной части. Главным директором служил обер-камергер А.Л. Нарышкин, членом по репертуарной части – камер-юнкер А.А. Шаховской, секретарем при главном директоре – коллежский асессор Н.Я. Грузинский, внук Левана Бакаровича. Публикация первых трагедий Грузинцева относится к первому десятилетию ХIХ века. Подобно классицистам, в них автор ставит высокие проблемы человеческого бытия – разума и страсти в жизни человека, государственного, гражданского долга, любви, чести. Все трагедии Грузинцева были написаны в стихах.
«Наиболее греческая из всех трагедий Грузинцева», по словам А.А. Шаховского, пятиактная «Электра и Орест» впервые была поставлена на сцене Санкт-Петербургского императорского театра 10 ноября 1809 года с хорами на музыку Давыдова. Трагедия имела настолько большой успех, что автор получил за нее бенефис. Напечатана она была в 1810 году в типографии Ф.Дрехлера. В трагедии воспроизводится сюжет трагедии Софокла, хотя чувствовалось и влияние «Ореста» Вольтера. Здесь Грузинцев, подражая античным писателям, следует всем канонам классицизма. Вокруг трагедии разгорелись горячие споры, в которых скрестились мнения поклонников и противников «озеровского» классического направления в русской литературе. Трагедия имеет послесловие, написанное А.А. Шаховским. В нем решительно утверждается: «сия есть первая совершенная греческая трагедия, появившаяся на российском театре... Из числа сочинителей, подражавших Софоклу, А.Н. Грузинцев, неоспоримо, более всех почувствовал красоту греческого стихотворца и творение его весьма подходит к трагедии Софокловой». Эта пьеса Грузинцева пользовалась у зрителей большим успехом и долгое время оставалась в репертуаре театра.
Большую известность принесла А.Н. Грузинцеву трагедия «Эдип-царь». Сюжет пьесы, разработанный еще Софоклом, был очень популярен в России. Трагедия Грузинцева была впервые поставлена в Петербургском придворном театре 4 октября 1811 году с хорами на музыку Козловского, а напечатана в 1812 году. В трагедии драматург даже несколько ближе подошел к античному первоисточнику, чем Озеров. «Эдип-царь» Грузинцева существенно отличается от «Эдипа в Афинах» Озерова трактовкой образа Эдипа. В изображении Озерова Эдип скорее жалок, чем трагичен. Это в озеровском Эдипе подчеркивал и актер Я.В. Шушерин, который придавал роли характер какого-то убожества, вынуждающего сострадать. А у Грузинцева Эдип свободен от всякой сентиментальности. Это трагический образ мужественного героя, судьба которого внушает ужас и сострадание. Подобная трактовка стоит ближе к античному источнику, чем истолкованный на сентиментальный лад Эдип в трагедии Озерова. Грузинцеву было присуще сильное тяготение к драматизму, к изображению мужественных, столь отличных от мечтательных женственных персонажей Озерова. Трагизм сближал автора «Эдипа-царя» с поэтикой Г.Р. Державина. В пьесе сквозь христианское морализаторство прорывается антиклерикальная тема; жрецам в трагедии автор дает весьма нелестные характеристики:

Тесня народный ум под бременем цепей,
Влекли на люту смерть противных им людей,
Для просвещенья бед лишь их уста способны:
Жрецы не боги суть и нам во всем подобны.

«Эдип-царь» Грузинцева занял определенное место в развитии русского трагедийного театра. На премьере трагедии Эдипа играл выдающийся актер А.С. Яковлев. Трагедия в его исполнении ставилась в Петербурге до 1842 года, а в Москве – до 1833 года. Большого успеха и признания в этой роли достиг также выдающийся актер В.А Каратыгин. П.А. Каратыгин писал: «1818 год. Второй дебют моего брата был 13 мая в роли Эдипа... Эта роль считается самой трудной из всего репертуара классических трагедий, она требует много чувств, силы и пластики... Легко вообразить, какого таланта требует исполнение такой роли».
4 февраля 1814 года в Петербургском Александринском театре была поставлена 5-актная Трагедия Грузинцева «Ираклиды, или спасенные Афины» (напечатана в 1815 году). В отличие от других, эта трагедия Грузинцева насквозь пронизана духом современности, античный сюжет насыщен актуальными мотивами. Написана она была во время Отечественной войны 1812 года.  За отрицательным героем трагедии Эрисфеем ясно угадывается Наполеон, а за Демофонтом – Александр I. С большим сочувствием автор описывает угнетенный Эрисфеем народ, показывает мужественную борьбу против его гнета и победу светлых сил.
В пьесе яркое воплощение нашла присущая классическим трагедиям тема борьбы между чувством и долгом, в которой побеждает долг, как это было принято в трагедиях того времени. Но главную идейную нагрузку в трагедии несет образ Иллиуса Ираклида, который стремится долгу противопоставить чувство:

Что пользы нам, что весь возрадуется град,
Когда спасется он геройской кровью чад?
Что больше в Аргосе тиран в жестокой страсти
Нам мог бы приключить сей лютые напасти?
Там кончили б мы жизнь как жертвы за отца,
Здесь гибнем для Афин и царского венца.

И далее:

Усилье страшное! Геройство, чувств отрава!
Да истребится в век сия тиранска слава,
Котора учит нас, чтоб выше смертных быть,
Презреть приязнь и глас природы заглушить!
Скрывая в сердце скорбь, являться истуканом
И над лжеверием торжествовать обманом!

В этих словах нельзя не видеть влияния идей французских просветителей ХVIII века, особенно Руссо, которые превыше всего ставили природу человека с его чувствами и переживаниями. В изображении этого конфликта между героями Грузинцев достигает настоящего драматизма. Как нам кажется, в «Истории русского драматического театра», рассматривающего эту трагедию Грузинцева, слова Иллиуса, направленные против царя, ошибочно отнесены в адрес Эрисфея –  Наполеона, в то время как они относятся к Демофонту – царю Афин: «Здесь гибнем для  Афин и царского венца», а под царем Афин, как известно, подразумевался Александр I.
Хотя свои трагедии, написанные в строго классицистической манере, Грузинцев стремился противопоставить трагедиям известного драматурга В.Озерова, в них проскальзывают черты новой «озеровской школы», сама жизнь заставляла его изменять избранным им для себя принципам, что особенно ясно прослеживается в его пьесе «Покоренная Казань, или  Милосердие царя Иоанна Васильевича IV, переименованного Грозным» (1811).
В 1815 году в типографии Санкт-Петербургского императорского театра было напечатано собрание сочинений Грузинцева в трех томах. Пьесы его в свое время пользовались большой популярностью у зрителей. В них играли прославленные русские актеры: А.Ф. Каратыгин, М.И. Вальберхова, А.С. Яковлев, П.С. Мочалов, Борисова, Я.Г. Брянский (Григорьев) и др. Пьесы Грузинцева очень долго не сходили со сцены русских театров.
Александр Николаевич был известен и как замечательный поэт. Огромную популярность приобрела его эпическая поэма «Петриада» (Спб., 1812), которую современники высоко оценили. Следует отметить, что верность заветам классицизма Грузинцев в своем творчестве сочетает с тяготением к соблюдению исторической истины и правдивому изображению нравов эпохи. Интересно, что Б.Томашевский в примечании к тому месту «Евгения Онегина», где речь идет о книгах, купленных для Татьяны,  среди которых – «Собрание басен площадных, грамматику, две «Петриады», отметив, что под названием «Петриада» были известны также поэмы М.Ломоносова, Р.Сладковского (1803), Тома (Париж, 1802, на французском языке), указывает, что в отличие от Тома, Грузинцев не отступает от исторической правды.
Вторая его поэма – «Спасенная и победоносная Россия в ХIХ веке» (1813), была связана с приближавшимся победоносным окончанием войны с Наполеоном.
В 1814 году А.Н. Грузинцев уже не служил при Театральной дирекции. Как указывают обнаруженные нами архивные материалы, в конце жизни он, всеми забытый, жил в Коломне и сильно нуждался. В 1817 году он обратился с просьбой к академику А.С. Шишкову и министру просвещения и духовных дел А.И. Голицину выхлопотать ему у царя пенсию или пособие, «ибо, – как писал он, – бедное мое состояние требует скорой помощи для продолжения моих трудов для пользы словесности и славы отечества». Но в помощи ему было отказано.
Умер А.Н. Грузинцев в 40-х годах. Точная дата смерти его неизвестна.


Роксана АХВЕРДЯН


 
Понедельник, 16. Сентября 2024