click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Федор Достоевский


ЭКВТИМЕ – БОЖИЙ ЧЕЛОВЕК

https://lh6.googleusercontent.com/-AVddw3F1Ovo/UXpulgkf8YI/AAAAAAAAB4E/Nz54EB0ufjE/s125/b.jpg

В апреле исполняется 150 лет со дня рождения Эквтиме Такаишвили. Юбилейной дате выдающегося грузинского ученого и общественного деятеля посвящается статья академика Роина Метревели.

Эквтиме Такаишвили – образец самоотверженного бескорыстного служения отчизне. Он выступил на общественном поприще в 1880-е годы и стал рядом со славными представителями историографии, которые развернули плодотворную кропотливую работу по собиранию, научному изучению и изданию множества разнообразных источников национальной истории. Он первый привлек к служению родной истории богатейший документальный материал, эпиграфику, дотоле неизученные рукописи, памятники материальной культуры и заложил прочный фундамент развитию грузинской исторической науки.


Э.Такаишвили родился 3 января (по старому стилю) 1863 года, рано потерял родителей. Семилетним его определили в Озургетское уездное училище, потом он поступает в Кутаисскую гимназию, по окончании которой    едет в Петербург и становится слушателем историко-филологического факультета университета, отличаясь прилежанием. В 1887 году заканчивает Петербургский университет и возвращается на родину. В 1887-1894 гг. преподает в дворянской школе и классической гимназии Тифлиса греческий и латинский языки, историю, географию. В 1894-1904 гг. руководит дворянской гимназией. «В то время, - пишет он, - я уже определил главную цель моей работы – собрать исторический и археологический материал, приложить все силы для спасения и сохранения памятников, как можно больше их вынести на свет и сделать доступными для исследователей – вот что я считал наиважнейшим делом для истории нашей культуры... веря, что среди нас появятся ученые, которые... соберут историю Грузии, высветят ту действительно великую культуру, которую достигла грузинская нация уже в далеком прошлом».
Э.Такаишвили еще в бытность студентом Петербургского университета заочно избрали членом правления грузинского «Общества распространения грамотности». Благодаря его неисчерпаемой энергии собирались бесценные старинные книги, грамоты, различные древности. Он источниковед и археограф, исследователь эпиграфики, археолог, работающий на раскопках, неутомимый исследователь грузинской литературы и народной словесности, исторической географии и истории грузинского права.
Основанное им в 1907 году «Историческое и этнографическое общество» внесло весомый вклад в развитие научной и культурной жизни Грузии. Целью Общества было изучение памятников истории и искусства Грузии, жизни и быта грузинского народа. Эквтиме Такаишвили объединил вокруг себя виднейших представителей интеллигенции (Важа Пшавела, Акакий Церетели, Иванэ Джавахишвили, Александр Цагарели, Закария Палиашвили, Димитрий Аракишвили, Якоб Гогебашвили и многие, многие другие). Каждый просвещенный грузин считал своим долгом стать членом Общества и внести посильный вклад в общее дело. Разносторонняя научная деятельность Общества создала ему большой авторитет. Общество выпустило в свет две серии «Древней Грузии» и «Грузинских древностей». В «Древней Грузии» публиковались исследования, рефераты и различные исторические и этнографические материалы. В «Грузинских древностях» же – грамоты, исторические статьи и различные акты.
Э.Такаишвили часто выступал перед аудиторией с научными докладами. В каждой его работе проявляются огромная эрудиция, глубокое знание материала, скрупулезная точность и честность большого ученого и гражданина.
Его глубокий по научной мысли и содержащий весьма значительные данные труд «Материалы по археологии Кавказа» сразу же привлек к себе внимание научной общественности. Российское Императорское Археологическое Общество дало высокую оценку этому труду, и 28 марта 1911 года наградило его автора Большой медалью.
Велик вклад Э.Такаишвили в дело основания Грузинского университета. Вместе с Иванэ Джавахишвили он был избран в комиссию «Общества Грузинского университета». Открытие университета состоялось 26 января 1918 года. Лекции по археологии читал Такаишвили, и нельзя не отметить то огромное внимание, которое он уделял этому делу. 21 мая 1918 года Совет Университета присудил ему ученую степень доктора. К 1920 году относятся лекции Такаишвили о древностях Грузии. Он вел три лекционных курса. Кроме того, читал эпиграфику и историю церквей и монастырей. Одновременно с работой в университете он много путешествует по провинциям Грузии и собирает материалы.
Для Эквтиме Такаишвили и его современников слово «археология» имело обширное значение. Оно включало описание храмов и церковных книг, прочтение и описание надписей, археологические раскопки. Столь широкий охват кропотливых и трудных работ, естественно, требовал от ученого незаурядной мобильности и здоровья. Несмотря на свою хромоту (следствие перелома ноги в детстве), Такаишвили не оставил ни одного уголка Грузии, который не обошел бы пешком и не изучил, не описал исторические памятники. Потому так драгоценны для нас его археологические путешествия. «Одним словом, с той поры как сделался я членом «Общества» («Общество распространения грамотности» – Р.М.), огляделся и понял, что нет рачителя этих бесценных рукописей и волей-неволей начал о них заботиться. Дело это постепенно увлекло меня, я полюбил его и начал спасать рукописи от гибели, вместе с тем собирал их. Теперь уже я не ограничивался пожертвованиями и приобретал их на средства Общества», - вспоминал Э.Такаишвили.
Его первое археологическое путешествие состоялось 17 февраля во Мцхета, куда повез его Димитрий Бакрадзе. Их целью было привезти рукописные книги. В хорошем состоянии оказались рукописи лишь в Светицховели, и они доставили их в Тбилиси. В дальнейшем Э.Такаишвили уже самостоятельно совершает свои экспедиции, которые увенчались изданием в 1890 году книги «Три хроники», произведшей огромное впечатление на общество. Ученый был глубоко уверен, что среди грузин появятся исследователи, для которых его труд окажется полезным.
В результате систематических поисков и исследований на протяжении нескольких десятилетий Эквтиме Такаишвили обнаружил множество совершенно неизвестных ранее значительных памятников. Огромное значение имеют найденные им старинные рукописи «Вепхисткаосани» - руставелевского «Витязя в тигровой шкуре». Он собрал 17 рукописей, некоторые из них особо интересны как вариантами, так и художественным оформлением. Им также собраны сведения о двадцати четырех рукописях. Из собранных старейшая была датирована 1646 годом. «Общество» приобрело ее у некоего Коринтэли. Среди материалов, приобретенных «Обществом», есть рукопись, выполненная в 1680 году для Георгия ХI его секретарем Бегтабегом. Она выделяется богатством украшений на полях. «Если отнести в любой из музеев Европы, несомненно дадут миллион», - говорил об этом списке Такаишвили.
Одной из важных находок ученого было обнаружение рукописи «Уложение царского двора». Она была найдена во время одной из экспедиций в Картли, в разоренном доме. В мае 1920 г. она вышла в издательстве Тбилисского университета с предисловием Э.Такаишвили. Значение этой рукописи для нас велико, несмотря на то, что она сохранилась не полностью. Это руководство для придворных, представителей власти и для чиновников и всех служащих, сборник законов по управлению страной, установленных различными грузинскими царями.
Особо важное значение имели экспедиции Эквтиме Такаишвили в Южную, т.н. турецкую Грузию (эта часть исторической Грузии ныне находится в пределах Турции). По административному делению дореволюционной России это были два округа Карсской области Артаани и Олтиси и малая часть Батумского округа. Э.Такаишвили совершил три экспедиции в турецкую Грузию. Первая была в 1902 году. В ней участвовали архитектор Симон Клдиашвили и фотограф Александр Мамучаишвили. Они исследовали некоторые памятники Ахалцихе и Ахалкалаки, памятники Артаани и частично – Олтиси. Вторая экспедиция была организована в 1907 году. В ее состав вошли архитектор Анатолий Кальгин и фотограф-любитель Эдуард Лиозен. Были исследованы памятники района Кола и закончилось изучение памятников Олтисского округа. Третья экспедиция состоялась в 1917 году. Исторические памятники, которые были рассыпаны по всей территории Грузии, ждали своего исследователя, и Такаишвили не жалея сил и энергии взялся за дело. Он вспоминает: «Я исходил всю Грузию и увидел воочию, какой огромный материал обречен на забвение и зачастую на погибель. Мной овладело фанатическое стремление успеть сделать как можно больше, тем более что никто из моих современников не занимался этим».
Самой значительной и интересной из экспедиций Такаишвили была в 1917 году в Южную Грузию. Ее осуществило «Историческое и этнографическое общество». К участию были приглашены гражданский инженер Алексей Кальгин, художники Димитрий Шеварднадзе, Илья Зданевич, Ладо Гудиашвили и Михаил Чиаурели, впоследствии знаменитый грузинский кинорежиссер. Такаишвили осмотрел и описал в верхней части ущелья Тортуми Экекский храм и южнее его церковь в селе Сохтороти, хорошо известные в нашей истории церковь четырех, церковь Пархли и др. В те времена путешествовать транспортом было почти невозможно, тем более по такой гористой местности, где наши предки воздвигали церкви и монастыри. Как же любил родную историю и культуру этот человек, который, невзирая на больную ногу, пренебрегая всеми препятствиями добивался поставленной цели.
В 1921 году, с установлением советской власти в Грузии, меньшевистское правительство бежало в Батуми, чтобы оттуда морем выехать в Европу. Вместе с тем, было сделано распоряжение все музейное имущество упаковать в ящики и вывезти из Грузии. Хранителем музейных сокровищ Учредительное собрание назначило Такаишвили. Тяжело было ученому покидать родину, но он понимал, что без соответствующего внимания и заботы духовные и материальные памятники культуры грузинского народа могли быть навсегда потеряны для Грузии. 11 марта 1921 года Такаишвили покинул родину и долгое время вынужден был находиться в эмиграции. Официальным владельцем грузинских сокровищ считалось меньшевистское правительство в изгнании.
Клад состоял из неописуемых сокровищ. Здесь были драгоценности тбилисских музеев: изделия из золота и серебра, с драгоценными камнями, редкие рукописи, картины из Национальной галереи, сокровища Зугдидского дворца Дадиани, имущество Гелатского и Мартвильского монастырей, сокровища тбилисского дворца, имущество русских церквей, казны, Боржомского дворца (включая богатые библиотеки) и многое другое. Увозящими клад не забыты были и серебряные короны, украшавшие гроб Давида Сараджишвили, известного грузинского промышленника и мецената.
Полномочный представитель правительства Франции и верховный комиссар в Закавказье Абел Шевалье поместил грузинский клад на французский крейсер «Эрнест Ренан». И даже умудрился отправить крейсер раньше назначенного часа, вследствие чего Эквтиме Такаишвили и его супруга Нино, которая ехала вместе с ним, опоздали к отплытию. Эквтиме нанял катер и последовал за крейсером. В константинопольском порту, куда пришли крейсер и следом за ним катер, груз перенесли на пассажирский корабль «Бьен Хоаз», который 20 марта взял курс на Марсель. 10 апреля они прибыли в Марсель. Эквтиме Такаишвили сдал сокровища Грузии в марсельский банк и вместе с супругой продолжил научную деятельность. 4 февраля 1922 года его избирают членом Парижского нумизматического общества, а в 1925-м – членом Азиатского общества.
Весть о прибытии грузинских сокровищ во Францию получила широкую огласку. Появилось немало желающих их приобрести. Нью-Йоркский и Британские музеи старались заполучить хоть малую часть. Французский историк Миле пытался получить разрешение на фотографирование экспонатов. Однако Эквтиме категорически отказывал всем, кто обращался к нему в связи с сокровищами. Видя огромный интерес к ним, он беспокоился за их судьбу. Когда в 1928 году в Париж приехали Акакий Шанидзе и Георгий Ахвледиани, Эквтиме попросил их: «...сделайте что-нибудь, чтобы вернуть Грузии ее древности. Иначе это будет моя вторая смерть».
Почти 25 лет прошло прежде чем грузинские древности вернулись в Грузию. Из них первые 13 лет они хранились в Марселе, затем – в Париже. Лишь во время Второй мировой войны, когда чаша весов перевесилась в сторону победителя, Советского Союза, стало возможным совершить передачу сокровищ Грузии. В 1944 году Такаишвили встретился с послом СССР во Франции Александром Богомоловым, которого ввел в курс дела, попросил его содействия и одновременно вручил ему обширный доклад на имя генерала де Голля. Генерал готовился к визиту в Москву и встрече со Сталиным (этот визит состоялся 2-10 декабря). Де Голль отдал распоряжение о возвращении грузинских древностей в Грузию.
Под этим впечатлением написано воспоминание Такаишвили: «Вопрос возвращения сокровищ решила беспримерная победа товарища Сталина, после чего немцы оставили Париж и французы вздохнули. Эта победа прославила имя Сталина во Франции. Французы молились на него и говорили: «Мы поставим ему золотой памятник». Мы говорили им, что Сталин по национальности грузин, но они с сомнением относились к нашим словам и отвечали, что Грузия маленькая страна и не могла бы дать такого человека».
11 апреля 1945 года, несмотря ни на какие трудности и невзгоды верный хранитель уникальных сокровищ Грузии Эквтиме Такаишвили, будучи уже в преклонном возрасте, вернулся вместе с ними на родину. «Теперь я могу сказать, что я выполнил свой долг перед родиной и народом», - признался он академику Шалве Амиранашвили. Дело, которое ученый считал своим наипервейшим гражданским долгом, было успешно завершено, его миссия была закончена и он считал себя счастливым человеком. «Я очень счастлив и не в праве жаловаться на судьбу», - заявлял он.
То, что он увидел на родине после столь долгого отсутствия порадовало его. Это была новая Грузия, новый Тбилиси. «Тбилиси меня встретил сказочно преображенный и прекрасный... Все тут сделано с большим размахом и со вкусом...» - пишет он. И еще: «Внешне Тбилиси не узнать, такой он похорошевший, весь в зелени, построено множество больших и малых зданий, но все мало для города, население которого уже превышает полмиллиона». В этих словах Эквтиме чувствуется и некоторая обеспокоенность быстрым ростом населения столицы. Удивлен он был, когда ему назвали количество людей с высшим образованием. «А нужно ли нам столько?» - высказал он сомнение. Замечания большого ученого и ныне не теряют своей актуальности.
С первых дней возвращения Э.Такаишвили сотрудничает в научных организациях Академии наук, в университете и Государственном музее Грузии. Он публикует ценные материалы по различным проблемам истории Грузии. 10 мая 1945 года его избирают профессором Тбилисского государственного университета, а в 1946-м – академиком Академии наук Грузии. Спустя год после возвращения он предстает перед профессорами и педагогами университета с докладом: «Увиденные в Европе грузинские памятники и там же собранные сведения о них».
Престарелому ученому трудно приходилось одному (он овдовел), но он не терял оптимизма и, несмотря на препятствия (чрезмерный интерес КГБ, неоднократно случавшееся репрессивное отношение к нему и т.п.), до конца своих дней продолжал плодотворную научную деятельность.
Своей мученической жизнью и поразительной деятельностью Эквтиме Такаишвили непоколебимо вошел в пантеон бессмертных грузинских патриотов, сынов отечества. Он ушел из жизни в возрасте девяноста лет. В ненастный февральский день 1953 года около сорока человек проводило его к месту вечного упокоения.
В 2002 году по соизволению Католикоса-Патриарха Всея Грузии Илии II Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал Эквтиме Такаишвили под именем Святого Эквтиме.
Сегодня Грузия с глубочайшим почтением хранит имя великого ученого и человека.

Роин МЕТРЕВЕЛИ
Перевод Камиллы-Мариам КОРИНТЭЛИ


 
Четверг, 12. Сентября 2024