click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Федор Достоевский


ЕСЛИ МНОГОЕ ДАНО...

Тенгиз Чочуа

«Все хотят быть красивыми»,- написали классики. «И не только красивыми», - уточним мы. Люди мечтают.
Ну, о чем может мечтать человек? Например, жениться на красавице, иметь великолепную родословную, стать доктором наук, обладать замечательным голосом, сочинять прекрасные песни, родить талантливого сына... Да мало ли!
Нет, в том-то и дело, что не мало. Иному на всю жизнь хватило бы небольшой части всего того, что было даровано целиком и сразу одному человеку. 

 

Этот человек – Тенгиз Чочуа.
Хотя, пожалуй, «даровано» - слово не совсем верное. Ведь если предки – это дар судьбы, талант – это дар богов, то профессию выбирают, женщину завоевывают, сына воспитывают, а славу заслуживают.    
Впрочем, судите сами.
Начнем, как и полагается, с родословной. Дед нашего героя, Авксентий Мегрелидзе, исследователь и пропагандист грузинского народного творчества, основатель первых хоровых фольклорных коллективов Грузии, вошел в историю еще и тем, что воскресил и вернул к жизни великую песню «Сулико» Вареньки Церетели. Он услышал почти забытую «Сулико» в одной из деревень Западной Грузии, и в 1938 году в дни Декады грузинского искусства в Москве песня прозвучала в Большом театре СССР, имела оглушительный успех, и уже на следующий день руководителей хоровых коллективов Мегрелидзе, Пачкория и Кавсадзе  пригласили на дачу к самому главному зрителю, который присутствовал на том концерте – к Сталину. Да, на дворе стоял чудовищный 38-й... Но из песни слова не выкинешь – приглашенные спели и перед вождем, и с ним самим... А «Сулико» осталась навечно.
Бабушка Тенгиза Чочуа, Лидия Мегрелидзе-Мамулайшвили, была знаменита не только тем, что писала замечательные детские стихи и рассказы, но и тем, что отличалась необыкновенной красотой, главным почитателем которой был ни кто иной, как  Галактион Табидзе. Зачастую, по пути к себе домой, поэт заходил в квартиру Мегрелидзе на Земмеле, где спал на тахте, которую вскоре и прозвали «галактионовской»... Во избежание двусмысленности и справедливости ради отметим, что бабушка и дед Тенгиза развелись довольно рано, да и почитание многочисленных поклонников Лидии Мегрелидзе было платоническим. Кстати, семейное предание гласит, что галактионовская тахта – не что иное, как письменный стол, за которым работал Лермонтов, находясь в Тифлисе. У стола впоследствии отпилили ножки, он превратился в тахту со своеобразным откидным верхом.
Судьба отца нашего героя, трижды кавалера Ордена святого Георгия Доментия Чочуа, заслуживает, безусловно, отдельного рассказа.  Например, это именно он в числе группы юнкеров, рискуя жизнью, защищал свою родину близ Табахмелы во время нашествия Красной Армии в 1921 году, на своих плечах вынес с поля боя тяжело раненного Нико Кецховели и сам был ранен.
Видимо, в натуре Тенгиза Чочуа проявились и вокальные таланты деда, и музыкальная одаренность матери, Елены Мегрелидзе, и интеллектуальные способности бабушки, и мужественный характер отца...
Во всяком случае, Тенгизу пришлось доказывать всей своей жизнью, каждым своим поступком не только преданность памяти предков, но и собственную даровитость. Он совмещал отличную учебу в университете с занятиями в консерватории. Его педагогами были академик Георгий Ахвледиани и легендарный грузинский певец Сандро Инашвили, о которых он с волнением и благодарностью вспоминает и по сей день.
Тенгиз был студентом второго курса, когда, пройдя отборочный тур в Тбилисской консерватории, он попал на прослушивание в Большой театр СССР – шел набор молодежной группы солистов. В жюри сидели классики оперного искусства - Козловский, Лемешев, Архипова... Прослушав выступление Чочуа (он исполнил арию из «Евгения Онегина»), глава жюри Марк Рейзен объявил, что его берут в Большой при условии, что он доучится в Московской консерватории. Преданность – в характере Тенгиза, и он попросил разрешения доучиться у Сандро Инашвили. Рейзен согласился, и талантливого студента отпустили доучиваться в Тбилиси, предварительно записав все данные для будущей совместной работы.
По окончании консерватории Тенгиз был зачислен солистом в труппу Тбилисского оперного театра имени З.Палиашвили. Он исполнял главные баритональные партии в «Евгении Онегине», «Алеко», «Травиате», «Даиси». Знатоки справедливо отмечали широкий диапазон и красоту тембра голоса Чочуа, его умение с легкостью преодолевать вокальные сложности.  А Тенгиз все-таки ожидал обещанного приглашения в Большой, но его так и не последовало. Лишь спустя много лет народный артист СССР Зураб Анджапаридзе, в те годы солист Большого театра, выступая  в телепередаче, посвященной Тенгизу Чочуа, рассказал, что своими глазами видел персональное приглашение. Почему оно так и не дошло до адресата, осталось загадкой...
Тенгиз решает вернуться в университет, где начинает успешно работать по специальности – германистика и общее языкознание. Но привязанность к искусству делает свое дело – доцент Чочуа устраивает музыкальные вечера, приглашает  выдающихся исполнителей, ансамбли и даже симфонические оркестры. Закономерно, что Чочуа с единомышленниками предлагает основать факультет искусств, и такой факультет был создан, Тенгиз Доментьевич многие годы был его деканом.
Но, однако, наша история будет неполна и неправдива без появления в ней  Прекрасной Дамы. В жизни Тенгиза такая дама есть – раз появившись, она осталась в ней навсегда. Тенгиз женился на Ларисе Надарейшвили – красавице и замечательной балерине. Правда, он рассказывал, что окончательного согласия Ларисы стать его женой добился, встав на перила моста над Курой и пообещав кинуться вниз... Так это было или несколько иначе, но эта пара рядом уже много счастливых лет. И есть сын Темури, одаренный кинорежиссер, и талантливая внучка Елена, и два правнука, которых, по какому-то доброму намеку судьбы, зовут так же, как звали любимых педагогов Тенгиза Доментьевича – Георгий и Сандро... А может быть, маленькие Георгий и Сандро и есть на сегодняшний день главные учителя для Тенгиза и Ларисы?
Давно сказано, что успешного мужчину во многом делает женщина. В то же время, старая истина гласит, что, взглянув на женщину, легко догадаться, какой мужчина находится с ней рядом. А смысл этих высказываний очевиден – любящие люди отражают друг друга. Посмотрев на Тенгиза Доментьевича, нетрудно понять, что его Прекрасная Дама действительно прекрасна. Увидев Ларису, понимаешь, что рядом с ней мужчина, который умеет сделать женщину счастливой.
Как известно, кому многое дано, с того много и спросится. Но, пожалуй, наш герой  из числа таких людей, кому есть что ответить на самые сложные вопросы. Тем более, дорогой читатель, Тенгизу Чочуа достаточно сказать, что это именно он написал два легендарных грузинских шлягера, которые и сегодня являются украшением эстрады и радостью слушателя – «Маки» и «В цветах утопают».

Нина ШАДУРИ

Высуньтесь из "Скачать тв плеер интернет"кустов, но чтобы видны были только головы, плечи и луки.

Аврора поздравила меня "Бесплатная колыбельная скачать"с тем, что я уже могу выходить, и как будто обрадовалась, увидев меня, "Скачать все части сумерек"так мне показалось.

Там я "Дракула скачать книгу"найду палатку Оцеолы, там могу встретить и Маюми!

После того как все фляги были осушены, капитан стал разливать вино "Скачать музыку акула"из своих, запас которых казался неистощимым.


Зардалишвили(Шадури) Нина
Об авторе:
филолог, литературовед, журналист

Член Союза писателей Грузии. Заведующая литературной частью Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А.С. Грибоедова. Окончила с отличием филологический факультет и аспирантуру Тбилисского государственного университета (ТГУ) имени Ив. Джавахишвили. В течение 15 лет работала диктором и корреспондентом Гостелерадиокомитета Грузии. Преподавала историю и теорию литературы в ТГУ. Автор статей по теории литературы. Участник ряда международных научных конференций по русской филологии. Автор, соавтор, составитель, редактор более 20-ти художественных, научных и публицистических изданий.
Подробнее >>
 
Вторник, 03. Декабря 2024