click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь.  Иммануил Кант


НАСЛЕДИЕ ГЕНЕРАЛА КВИНИТАДЗЕ

https://i.imgur.com/LBw3O0R.jpg

В Пантеоне писателей и общественных деятелей на Мтацминда состоялась церемония перезахоронения останков национального героя Грузии, главнокомандующего Демократической Республики Грузия генерала Георгия Квинитадзе. Прах генерала Квинитадзе был доставлен из Франции, куда политическое и военное руководство страны эмигрировало в 1921 году после захвата власти и вхождения в республику  Красной армии. Панихида по генералу проходила в течение нескольких дней в соборе Цминда Самеба (Св. Троицы).
В связи с этим знаменательным событием в Национальном музее Грузии имени Симона Джанашия открылась выставка мемориальных предметов генерала.

Каждый экспонат, представленный на выставке, является важной частью истории и культурного наследия Грузии, рассказывает о борьбе страны за независимость, истории Грузинской Демократической Республики и жизни грузинской эмиграции во Франции. Впервые перед широкой аудиторией были выставлены рукописи, оружие, карта, паспорт, письма, портрет и другие мемориальные предметы Квинитадзе, которые потомки генерала передали в дар Национальному музею Грузии.

Подарок от юнкеров

Вниманию зрителей была представлена переписка членов семьи Георгия Квинитадзе, датируемая 1938-1944 годами: открытки, телеграмма, заполненные бланки Международного комитета Красного креста с именами членов семьи генерала. Особое место в экспозиции занимал заграничный паспорт Квинитадзе, вставленный в квадратную рамку. Он не похож на современные документы подобного рода со множеством страниц для штампов пограничных служб – это длинный бланк с гербом Грузии и надписью «Республика Грузия», «Заграничный паспорт №6», текст составлен на двух языках – грузинском и французском. В нем указано имя владельца, дата рождения, возраст, профессия, гражданство, цель путешествия, подпись и место для фото (хотя самого фото нет). Он выдан в Париже 10 января 1922 года, срок действия паспорта – один год. Примечателен текст обращения к представителям государственных структур зарубежных стран об оказании поддержки предъявителю данного документа: «просим всех уполномоченных лиц, которые отвечают за охрану правопорядка, свободно и беспрепятственно пропустить, и оказать (владельцу паспорта) помощь и покровительство».
Из оружия Квинитадзе в экспозиции были представлены сабля и кинжал, которые могут рассказать интересную историю о своем владельце. Например, сабля «Горда» с ножнами и поясом – на ней две надписи: на арабском «Абдал Халик» (имя мастера), и на русском – инициалы «Квинитадзе И.С.». Судя по всему, «Горда» принадлежала отцу генерала, полковнику российской армии Ивану Семеновичу Квинитадзе (1825-1897 гг.). Оружие изготовлено из серебра, кожи, ткани и дерева. В мемуарах генерала, опубликованных в Facebook, в записи от 9 октября 1920 года читаем, – «моему волнению нет границ. После долгих раздумий я оставил должность руководителя военной школы. А сегодня юнкера устроили мне прощальный вечер, подарили на память кинжал, который всегда буду носить с гордостью!» Именно этот кинжал выставлен в музее, на нем тоже две надписи: на арабском – «Камала Назир» («сделал Назир»), 1898 г., а на задней части ножен прикреплена металлическая пластина с дарственной надписью «Гордости грузинского войска, искреннему патриоту, начальнику военной школы, генералу Квинитадзе. От юнкеров старшего курса 1920-21 г.».
Серебряный подстаканник Квинитадзе великолепно сохранился, по внешнему виду предмета и не скажешь, что им когда-либо пользовались, хотя ему уже более 125 лет: клеймо датировано 1894 годом, на нем нанесены инициалы «П.Г.К.». А вот мунштук генерала изрядно «потрепан», по нему хорошо видно, что владелец достаточно много курил. Здесь же рядом выставлены две трости с красивыми ручками и карта Тифлиса, которой руководствовались во время сражения у селения  Табахмела в феврале 1921 года.

Реставрация генеральского мундира

Помимо вышеуказанных экспонатов в нашей стране находятся и другие предметы, связанные с именем Квинитадзе. 22 октября 2007 года дочь генерала Нано д’Або-Квинитадзе передала личный архив отца Национальному центру рукописей Грузии. Эта коллекция была выставлена 26 мая 2018 года в фойе Государственного драматического театра имени Шота Руставели. Экспозиция была приурочена к столетнему юбилею Грузинской Демократической Республики. Зрители имели возможность увидеть одежду Квинитадзе: генеральский мундир, две военные фуражки, чоху-ахалухи, национальный костюм его дочери, а также рукописи, икону и бобину с аудиозаписью голоса Квинитадзе (в мае 1968 года в Париже было записано обширное интервью с 94-летним генералом, эта бобина ныне является частью коллекции Центра рукописей). Изначально, когда архив поступил в фонды центра, одежда генерала была в таком плачевном состоянии, что нуждалась в серьезной реставрации, поэтому с целью сбора соответствующих средств было организовано несколько мероприятий. Например, в рамках «Фестиваля грузинского военного искусства и Дня грузинской одежды» на Рике Центром рукописей была выставлена чоха Георгия Квинитадзе, а рядом установлена коробка для сбора денег. В 2014 году молодые грузинские каллиграфы организовали выставку-продажу своих работ и тоже собрали определенную сумму. После этого Министерство обороны полностью покрыло расходы на восстановление всех шести костюмов генерала. Реставрационные работы заняли шесть месяцев, они были проведены членами реставрационно-консервационной группы Национального музея Грузии. По словам реставратора Нино Сохашвили, это первый случай реставрации одежды военного, до сих пор подобного прецедента не было, – «при работе над мундиром Квинитадзе мы столкнулись с большими сложностями: ткани вокруг воротника уже не существовало, как не существовал и сам воротник. Осталась лишь подкладка с нашивкой, обозначающей воинское звание. Сейчас эти нашивки прикреплены на вновь изготовленный воротник». Как отметила начальник департамента выставок и образования Национального центра рукописей Нестан Багаури, в процессе работы реставраторы сделали маленькое «открытие», в нагрудном кармане мундира генерала они обнаружили потертую икону Св. Георгия. Специалисты Центра рукописей отреставрировали икону, теперь она занимает достойное место в коллекции.

Нет пули, которая убьет меня

Последний главнокомандующий вооруженных сил Грузинской Демократической Республики родился 21 августа 1874 года в Дагестане, где размещалась военная часть его отца, полковника Ивана Квинитадзе. В 1892 году окончил Тифлисский кадетский корпус. Продолжил обучение в Петербурге, в Константиновском артиллерийском училище, которое окончил через два года в звании подпоручика (младшего лейтенанта). После окончания обучения он девять лет служил во Владикавказском пехотном полку, дослужившись до звания штабс-капитана. В 1904 году Георгий продолжил службу в Маньчжурской армии, воевал в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Затем, уже став капитаном, три года учился в Академии Генштаба России, которую окончил с отличием.
На Первой мировой войне воевал на Кавказском фронте. Особенно успешным оказалось его участие в 1916 году в Эрзерумской, Эрзинджанской и Огнотской операциях. Тогда он служил начальником штаба объединенной группировки двух дивизий и бригады казаков. В мае 1918 года получил звание генерал-майора. В тот же период Квинитадзе был назначен главнокомандующим войсками Закавказья.
За годы службы в российской армии он получил множество наград, среди которых можно выделить Орден Св. Георгия IV степени и саблю Св. Георгия, Орден Св. Владимира III степени с саблей, Орден Св. Анны II степени с надписью «За отвагу» и с саблей и т.д.
В 1917-1918 годах, до провозглашения независимости Грузии, он активно участвовал в формировании грузинских вооруженных сил. После объявления независимости, непродолжительное время занимал пост помощника военного министра. «С тех пор как меня назначили помощником военного министра, друзья жалуются, что я все свое время уделяю делам. Но по-другому я не могу. Ответственность, лежащая на мне, имеет первостепенное значение. Со дня назначения на пост получил в наследство три папки со списком незавершенных дел, к этому добавьте ежедневную переписку. Кроме того, каждый день в приемной ждут по 60-100 человек с различными просьбами и проектами. Кто-то просит ежемесячного денежного пособия, кто-то квартиру, кто-то требует что-то упразднить. Дела невозможно отложить, вопросы нужно срочно решать» (отрывок из  мемуаров генерала).
Квинитадзе внес большую лепту в основание Грузинской военной школы, в 1919 году он стал ее первым руководителем. «В школе все я должен был решать, начиная от дверных ручек, кончая составлением учебников. В 7 часов утра уже завершал обход всего здания, должен был заглянуть на кухню, проследить за ремонтными работами, осмотреть лошадей, проверить полученное продовольствие и инвентарь. В 8 часов я должен был находиться в учительской, чтобы отучить педагогов от опозданий. Очень благодарен педагогам, от них чувствовал большую поддержку. Все помогали мне в этом деле, мой помощник полковник Чхеидзе, инспектор классов генерал Чхетиани, профессор Иване Джавахишвили. С их помощью занятия проходили весело и прилежно. Учитывайте, что педагоги – как военные, так и гражданские, по своей сути альтруисты, они работают не ради зарплаты, а ими движет искреннее желание помочь школе».
В апреле 1920 года генерал был назначен главнокомандующим вооруженными силами Грузии. Перед началом российско-грузинской войны 1921 года, советская разведка так охарактеризовала генерала Квинитадзе: «вспыльчивый, отважный, умный. Его тактика – воодушевление, атака. Великолепный знаток психологии солдат, обладает большой инициативой. Он единственный сохранил дисцилпину в своих частях на фронте во время распада войск. В сражении совершенно бесстрашный; умеет ободрять массы и воодушевлять их. Нервный, непрерывно курит папиросы. Лучший офицер грузинской армии».
В феврале 1921 года он отбил несколько атак противника на столицу и причинил врагу значительный ущерб, однако силы были неравны. После завоевания Грузии советской Россией, генерал вместе с другими представителями командования и правительства, выехал в эмиграцию. Жил во Франции, недалеко от Парижа, в Левиле. Скончался в 1970 году. Спустя полвека после смерти его останки были доставлены из Франции на родину. Вот еще одно известное изречение Квинитадзе, – «не существует пули, которая убьет меня, потому что мои корни в той стране, которую убивали, но не смогли убить».


Кетеван ПЕРАДЗЕ


 
Воскресенье, 03. Ноября 2024