От нас ушла заслуженная артистка Грузии Людмила Ивановна Артемова-Мгебришвили. Не стало нашей любимой Люси. Невозможно осознать, невозможно смириться с потерей. Казалось, что Людмила проживет долгую жизнь. Ведь она никак не соответствовала своему биологическому возрасту. Была молодой, энергичной, подтянутой, с внутренним стержнем, творчески интересной в каждой новой роли… Профессионал высшей пробы с безупречной сценической речью и внешностью, отдавшая пятьдесят лет грибоедовской сцене, сыгравшая здесь около ста ролей. Некоторыми из них Людмила Ивановна особенно дорожила. Это ее дебютная роль Тани в спектакле Петра Фоменко «Дорога цветов» В. Катаева, Таня из спектакля Александра Товстоногова «Прощание в июне» А. Вампилова, Ольга из «Сестер» Л. Разумовской в постановке Гизо Жордания, Раневская в чеховском «Вишневом саде» Гоги Кавтарадзе, работами в постановках последних лет Авто Варсимашвили, в которых талант актрисы открылся особенно ярко – «Женитьба», «Ревизор» и «Шинель» Н. Гоголя, «Маяковский», «А.Л.Ж.И.Р». Режиссеры любили с ней работать, ценили ее школу, ум, интеллигентность, надежность, умение находить общий язык с коллегами, партнерами по сцене. Люся была доброжелательным, светлым человеком – не забыть ее чудесную улыбку, буквально освещавшую красивое лицо актрисы; неравнодушным, готовым прийти на помощь в сложных обстоятельствах. И еще Люся до самозабвения любила свою семью. Грибоедовцы в растерянности, подавлены. Люся была занята в большинстве спектаклей репертуара, и ее очень сложно заменить. Не потому что в труппе нет одаренных актрис – просто Люся была Люсей, с ее особенной органикой существования на сцене, только ей присущим обаянием. Прощайте, Людмила Ивановна!
Художественный руководитель театра Грибоедова Авто Варсимашвили: – У нас в театре горе – скончалась актриса Людмила Ивановна Артемова. Конечно, весь коллектив театра глубоко скорбит по своей ведущей актрисе, но лично для меня это и горе, и ужас, не могу поверить в этот бред, что нет больше моей любимой, дорогой Люси. Нет актрисы, которая сыграла во всех спектаклях, поставленных мною в грибоедовском театре за 22 года. Нет моей подруги, с которой мог часами говорить на любые темы, нет моей соратницы, с которой мог пойти в любой бой. Не знаю, что сказать, нет таких слов, чтобы выразить боль утраты.
Директор театра имени Грибоедова заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России Николай Свентицкий: – Трудно сейчас осознать случившееся – это произойдет позднее… Вся жизнь прожита вместе, рядом с этим удивительным, родным человеком. Тяжелая утрата! Но светлые воспоминания всегда будут сильнее смерти. Мы пережили с Люсей и печали, и радости. Людмила Артемова переступила порог театра Грибоедова полвека тому назад! Спасибо Люсе за эти пятьдесят лет! Она навсегда останется в наших сердцах!
Народная артистка Грузии и России Ариадна Шенгелая: – Не могу смириться с тем, что Люси – светлого, доброго, умного, красивого человека больше нет на свете. Как я теперь буду обходиться без нашего ежедневного общения, наших философских разговоров по телефону? Мне так этого будет не хватать! Она была сильной, мудрой, надежной, со стержнем. Как никто умела поддержать словом и делом тех, кто в этом нуждался! Какое странное время мы переживаем, мы привыкаем жить в постоянном страхе за близких, мы привыкаем к смерти. Но есть смерти, как вырванный из тебя кусок плоти, и эта боль не уйдет никогда. И жить, и дышать по-прежнему уже невозможно. Прощай, наша дорогая, любимая девочка!
Заслуженная артистка Грузии Замира Батиашвили-Григорян: – Очень больно, когда уходят близкие люди. Больно, что есть вещи непоправимые, так устроена жизнь. И казалось бы, все знают, что такое вообще когда-нибудь должно случиться, но это когда-нибудь. А в душе желание – никогда. Человек болеет, тяжело болеет, и вроде исход ожидаемый, и все равно всем больно и все страдают. Но когда неожиданно уходит здоровая, красивая, улыбчивая, остроумная и многое-многое другое, женщина, актриса, близкий и дорогой тебе человек – это шоковое состояние. Не веришь в это, не хочется верить в непоправимое. Хочется повернуть время назад и понимаешь, что уже ничего на скажешь, не сделаешь. Начинаешь сожалеть, что многое не сказано: не договорил, не доспорил, не досказал, а человека уже нет. И на всем этом стоит печать – поздно. Говорить хорошие, теплые слова, совершать хорошие поступки, поддерживать друг друга – все нужно делать вовремя, пока мы это можем, чтобы потом не сожалеть. Умная, красивая, не похожая ни на кого, незаменимая для театра. Каждый человек незаменим. Каждый. И все разные, все непохожие. Будут другие, но только вот такой, как Люся, не будет. Мы не были очень близкими друзьями, но было замечательное время в театре – товстоноговское время. Спектакли, репетиции, застолье после спектаклей – все были вместе, радовались и любили друг друга, и до сих пор это чувство общности, коллегиальности, молодости осталось в каждом из нас, грибоедовцев. Потому ощущение потери и боли огромно. Не забудется Люсино очарование, остроумие, готовность помочь, доброжелательность и все то, что в ней было.
Народная артистка Грузии Елена Килосанидзе: – Что писать о Люсе? Что она моя лучшая подруга, яркая актриса, красавица, чуткий, добрейший человек? Это все естественно вписывалось в ее жизнь. Я собиралась приехать в Тбилиси в конце лета. Люся ждала меня. Опоздали. Нет, я приеду, Люся, я приду к тебе. Встреча будет другая. Странно! Страшно…
Народный артист Грузии Борис Казинец, Светлана Казинец: – Потрясены кончиной любимой подруги, нашей красавицы Люсеньки! Одна из прекрасных актрис Грибоедовского клана, создавшая удивительные образы на сцене нашего театра. Прекрасная партнерша – играть с ней на сцене было одно удовольствие! Уходят «могикане» – до боли жаль! Соболезнуем семье и нашему коллективу.
Драматург, писатель Петр Хотяновский: – Это очень, очень печально. Красивое, умное и талантливое лицо театра. Истинная и преданная «грибоедовка». Царство небесное…
Заслуженная артистка Грузии Ирина Квижинадзе: – Ушла Люся неожиданно, страшно, непоправимо, и с ней ушел целый мир, где она была счастлива и несчастна, права и неправа, где она любила… и все! Потеря ужасная для всех, для театра.
Актер Валерий Харютченко: – Люся, дорогая, как же так? Зачем? Почему? Можно сколько угодно задавать эти вопросы, но Люси больше нет. Вернее, она есть и будет, но только в нашей памяти. Сколько и печали, и радости прожито и преодолено вместе. Позади целая жизнь. В один день, в один час и минуту мы с Люсей одновременно вошли в здание Дома культуры железнодорожников, где тогда располагался театр Грибоедова. «Какая красивая девочка!» – подумал я тогда. Мы вместе мечтали, надеялись, спорили, поддерживали друг друга, подумать только, целых полвека. В нашей биографии, конечно, кроме родных людей, – спектакли и наши роли. Ведь в этом главный смысл жизни актеров. В этом особенность нашей любви, полной тревоги, борьбы и вдохновения. Премьеры, гастроли, фестивали. Мы росли на произведениях Вампилова, Шукшина, Куприна, Толстого, Островского, Чехова, Гоголя, они были нашими мудрыми учителями. Предстояла работа над «Темными аллеями» Бунина, история нашей любви, но, увы... Бегут дни, месяцы, годы. И вот совершенно неожиданно наступает особая пора, и от этого никому не уйти. Это пора прощания, пора последнего приюта. А там – великая тайна. Прощай, дорогая Люся, мой друг, мой партнер! Царство небесное твоей доброй душе…
Актриса Алла Мамонтова: – Выражаю глубокое соболезнование родным и близким, а также нам, грибоедовцам. Невосполнимая потеря! Театр осиротел! Люся всегда будет с нами, пока мы живы!
Режиссер, драматург, музыкант, поэт Заур Квижинадзе, актриса, продюсер Валентина Кудряшова: – Знали, что в прекрасном Тбилиси у нас есть любимая, дорогая, очень близкая и родная душа. Любили, любим и будем любить. Родная, любимая, неповторимая наша Люха! Почему ты ушла от нас? Люха (Посвящается Людмиле Артемовой-Мгебришвили) На полке, чуточку левей, Кассета с Люхою моей… Твой голос нежно я храню, Не разобью, не уроню, Ведь если очень захотеть, Ты даже можешь мне пропеть, Все то, что пела ты в «Ключе», Совсем не на моем плече, Но я был рядом, я был там! И танцевал на сцене сам! И зал тебе рукоплескал! А я был горд, что написал, Все то, что пела ты для них, Для верных зрителей своих! Теперь, когда ты далеко, О прошлом думать нелегко, Но помню сцену и тебя, И просто слушаю, любя…
Актер, режиссер Анатолий Смиранин: – Красивая, душевная и талантливая! Такой она останется в памяти и сердцах!.. Царство небесное.
Актер Аполлон Кублашвили: – Мы еще не ощущаем, какая это утрата. Мы потеряли маму Грибоедовского театра...
Актер Иванэ Курасбедиани: – Когда я только-только начинал, Людмила Ивановна научила меня тому, что в дальнейшем в положительном смысле послужило моему существованию в профессии – не спорить с режиссерами. Цитирую: «Нет на свете режиссера, который хотел бы плохого для своего спектакля, он всегда прав». Светлая память!
Актриса Ирина Мегвинетухуцеси: – Очень тяжело что-то говорить. Горе... Пустота… И нежелание мириться с дикой, нелепой мыслью, что Люси больше нет... Спасибо за все, дорогая. Покойся с миром.
Актер Слава Натенадзе: – Люся... 2004 год. «Играем Чехова». Мое первое знакомство с Грибоедовским театром. «Хороший конец» – этот отрывок мы играли вдвоем – Людмила Ивановна была моей первой партнершей на русской сцене. Это был каскад юмора, я чувствовал себя абсолютно раскрепощенно, хорошо и свободно (а это важно для грузиноязычного актера, играющего на русском), а потом пошло и пошло... Говорят, человек познается в гастрольных поездках – потрясающе внимательная (и без преувеличения спортивная). Сколько городов мы с ней исколесили, много ходили пешком (она любила это), я уставал, а она – нет... Такой я запомню Люсю навсегда. Жалко... жалко до слез...
Актриса Светлана Конюшенко: – Первый раз я увидела Люсеньку на репетиции спектакля «Прощание в июне». Ей 26 лет, была удивительной красоты. Потом еще много замечательных спектаклей и 25 лет работы вместе. Это просто шок... Соболезнования семье, для театра уход Люси – невосполнимая утрата. Незаменимые есть. Царствие небесное!
Актер, продюсер Дмитрий Мрикотенко: – Ужасно, горько, несправедливо... Я познакомился с Люсей, когда мне было 10. Даже на поклон выходили вместе. А попрощался 2 года назад. Аккуратно хранил записку с Люсиной просьбой, но не успел ее выполнить. Говорят, мужчины не плачут. Плачут...
Актер, поэт Юрий Юрченко: – Люся!.. Светлая память... Навсегда для меня останется юной, красивой – из «Прощания в июне»... Скорблю с вами, дорогие мои. Не стало заслуженной артистки Грузии, любимой многими поколениями зрителей актрисы Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А.С. Грибоедова Людмилы Артемовой-Мгебришвили. Ушел из жизни близкий и родной всем нам человек, женщина исключительной красоты и невероятной духовности. Каждый, кто видел ее на сцене, кто общался и дружил с ней, даже те, кто хотя бы один раз встретились с ней взглядом, обменялись репликами, или просто прикоснулись к ней, уже никогда не смогут забыть эту прекрасную неповторимую женщину. Мы, все те, кому посчастливилось работать, дружить и просто общаться с нашей дорогой Люсей, сегодня находимся далеко от солнечного Тбилиси. Но мы скорбим вместе с ее родной для нас семьей, с родным театром, со всеми вами, которые имеют возможность проводить нашу любимую Люсеньку в последний путь. Ее светлый образ навсегда останется в наших сердцах. Елена Килосанидзе, Лариса Крылова, Лариса Некипелова, Светлана Головина, Василий Товстоногов, Владимир Семин, Александр Раквиашвили, Татьяна Ельчанинова, Анатолий Смиранин, Татьяна Загребельная, Ирина Подкопаева, Игорь Пилиев, Елена Чарквиани (Москва), Ирина Сташевская (Минск), Александр Топурия, Инна Савронская, Гарри Параджанов, Елена Пискунова (Москва), Марина Николаева, Ника Квижинадзе, Татьяна Иванова (Москва), Земфира Бокоева (Горький), Волемир Грузец, Тамара Соловьева (Калининград), Борис Казинец, Светлана Казинец (Вашингтон), Алик Арутюнов (Нью-Йорк), Юрий Юрченко (Париж), Замира Григорьян, Алексей Батиашвили (Лондон), Роман Пахлеванянц (Чикаго), Нина Иоффе (Израиль), Виктор Гордиенко, (Санкт-Петербург), Татьяна Лаврентьева (Лондон), Алла Конт (Санкт-Петербург), Валентина Кудряшева, Владимир Бурмистров (Москва), Светлана Варданян, Лика Сванидзе, Владимир Левицкий (Киев), Валентина Демченко (Санкт-Петербург), Рита Минеева, Андро Окромчедлишвили, Софья Черкезишвили, Роберт Манукян, Заур Квижинадзе (Москва).
Министерство культуры, спорта и молодежи Грузии глубоко скорбит в связи с кончиной актрисы Тбилисского государственного академического русского драматического театра им. А.С.Грибоедова, заслуженной артистки Грузии Людмилы Артемовой-Мгебришвили. Людмила Артемова-Мгебришвили на протяжении 50 лет была ведущей актрисой Грибоедовского театра и создала незабываемые сценические образы во многих спектаклях. Особенно впечатляющи были исполненные ею роли в спектаклях: «Забыть Герострата», «Двери хлопают», «Вишневый сад», «Тереза Ракен», «Мастер и Маргарита», «Холстомер», «Гетто», «Ханума», «Сны о Грузии», «Женитьба», «Пять вечеров», «А.Л.Ж.И.Р» и других. Роль в спектакле «Хранители Грааля», исполненная ею на сцене театра Марджанишвили, пользовалась большой и заслуженной популярностью. Людмила Артемова-Мгебришвили была награждена медалью имени Александра Пушкина. За участие в спектакле «А.Л.Ж.И.Р» в 2017 году актриса была удостоена награды имени Верико Анджапаридзе. Министерство культуры, спорта и молодежи Грузии выражает глубокие соболезнования семье Людмилы Артемовой-Мгебришвили, коллективу театра им. А.С. Грибоедова и всей театральной общественности Грузии.
Театральное общество Грузии искренне скорбит в связи с кончиной Людмилы Артемовой-Мгебришвили. Творческий союз-Театральное общество Грузии с глубоким прискорбием извещает о смерти ведущей актрисы Тбилисского государственного академического русского драматического театра, заслуженной артистки Грузии Людмилы Артемовой-Мгебришвили. Госпожа Людмила служила в театре 50 лет, работала с такими легендарными режиссерами, как Петр Фоменко, Александр Товстоногов, Гизо Жордания, Георгий Кавтарадзе, играла во всех спектаклях Автандила Варсимашвили. В арсенале актрисы много блестяще исполненных ролей на сцене родного театра, среди которых «Сон в летнюю ночь», «Сестры», «Закон вечности», «Вишневый сад», «Тереза Ракен», «Мастер и Маргарита», «А.Л.Ж.И.Р». Театральное общество Грузии скорбит по поводу невосполнимой утраты и выражает соболезнования семье покойной и коллективу театра имени Грибоедова.
|