click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства.  Амелия Эрхарт


КРЫЛЬЯ МУЖЕСТВА МИХАИЛА МШВЕНИЕРАДЗЕ

https://i.imgur.com/9UHfyQW.jpg

В юные годы он увлекался математикой и физикой, литературой и историей, спортом. Но, пожалуй, больше всего его, как и многих ребят тридцатых годов прошлого века, тянуло в небо, стремление сесть за штурвал самолета, покорить воздушную машину. В те годы профессия летчика, как никакая другая, была овеяна романтикой и славой.
Весь мир восхищался мужеством и отвагой советских летчиков. Об этом напоминает героический подвиг пилотов в Чукотском море: в феврале 1934 года раздавленный напором льдов пароход «Челюскин» пошел ко дну. 104 человека – экипаж и состав научной экспедиции оказались на дрейфующей льдине. Самую быструю помощь могла оказать только авиация. Лучшие полярные летчики, борясь с пургой, туманами и морозами, рискуя собственной жизнью, разыскивали лагерь челюскинцев во льдах Чукотского моря и приступали к спасению людей.
Именно в те героические дни Миша Мшвениерадзе решил посвятить себя авиации. Поступил в военную авиационную школу летчиков: изучал такие предметы, как конструкция самолетов, математика, физика, география… После теоретического курса практические занятия продолжились на аэродроме. У опытных инструкторов учился искусству управлять самолетом, поднимался с наставником в воздух вначале на учебном, потом на боевом самолете. Учился прилежно, в небе все заданные упражнения выполнял четко, чем доказал свою пригодность к профессии военного летчика. В числе других выпускников получил назначение в штурмовой авиационный полк.
Молодого пилота приветливо встретили в части. Здесь Миша Мшвениерадзе совершенствовал летное мастерство, участвовал в учениях и маневрах, много летал, отрабатывал различные способы бомбометания. На трудности не сетовал, все делал как положено и заслужил долгосрочный отпуск. Собирался побывать в родной деревне Сагвине Зестафонского района Грузии, встретиться с родителями, братьями, сестрой. Но началась Отечественная война и поездку к родным отменили.
В первые же дни Отечественной Мшвениерадзе в самых неожиданных боевых ситуациях проявлял мужество, выдержку, находчивость, смекалку. Эти качества особенно раскрылись, когда он был в группе под руководством командира 74-го штурмового авиаполка майора П. Савченко. Летчикам предстояло отразить налет вражеских бомбардировщиков. В начале операции ведущий с ходу дал меткую очередь по «Юнкерсу» и сбил его. Через десять минут еще три самолета неприятеля загорелись и врезались в землю. Два из них уничтожил Савченко, один лейтенант Мшвениерадзе. Выполнив задание, штурмовики благополучно вернулись на аэродром.
Из книги «Боевые маршруты» Героя Советского Союза генерал-полковника авиации Федора Полынина:
«В один из дней на задание вылетела группа под командованием Героя Советского Союза капитана Петра Матвеевича Марютина. Атакуя с малых высот, летчики уничтожили и подавили несколько огневых точек врага. Высокую выучку, железную волю и отвагу в 33-м гвардейском штурмовом полку проявили многие летчики. Рядом с Марютиным можно смело поставить Героев Советского Союза А. Носова и В. Васильчикова, штурмовиков Калинина, Мшвениерадзе, Быстрова и других».
Яркими штрихами генерал Полынин раскрывает образ лейтенанта Мшвениерадзе, который с честью выдержал испытания в первые два года Великой Отечественной войны, протекавшей в острой и смертельной схватке с фашистскими захватчиками:
«Михаил Мшвениерадзе, обаятельный человек, атлетически сложенный мужчина, был необыкновенно требовательным к себе и к тем, кто был рядом с ним в суровую военную пору. Друзья-однополчане видели в нем удивительно цельного человека по своему характеру, не терпящего фальши и до самозабвения, любящего авиацию»
Высокое летное мастерство Мшвениерадзе не раз ставило в тупик противника. Однажды, возвращаясь с задания без прикрытия, летчик неожиданно встретился в небе с тремя «Мессершмиттами». Но он не отступил и смело принял неравный бой.
Воспользовавшсь промахами фашистов, прицельным огнем поджег два самолета противника. Третий стервятник скрылся в облаках.
Разумеется, воздушный бой – трудный поединок, но Миша не жаловался на трудности, сознавая высокую ответственность за порученное задание, никогда не приходил в отчаяние. Из письма Героя Советского Союза, капитана П. Марютина, опубликованное в фронтовой газете «Сталинский сокол»:
«Уже десять минут летим над озером. С глубины обходим посты врага, чтобы неожиданно, как гром небесный, разрядиться над ним. Рядом со мной летит Ринин, поодаль – Павленко, а с другой стороны – Фролов и Мшвениерадзе. У последнего вспыльчивый характер. Знаю сейчас злится, что полет над водой затянулся. Он нетерпелив, темпераментный грузин, рвется в бой. Славится летным мастерством. В его руках атакующий самолет делает совершенно неожиданные фигуры. Это удивляет и нас, и немцев. Но вот кончается зеркало воды. Шесть наших грозных машин плотным отрядом приблизились к немецкому аэродрому. Посыпались снаряды. Вспыхнули вражеские машины, немцы кинулись было к зениткам, но их уничтожили Ринин и Мшвениерадзе».
Имя грузинского летчика не сходило со страниц армейских газет. Командование ставило его в пример, призывало пилотов учиться у него мужеству и мастерству.
Он всегда находился на переднем крае сражения, умел не только принимать единственно верное решение, но и благодаря высокому летному мастерству выполнять его.
Когда в авиаполк прибыло новое пополнение, командование поручило лейтенанту Мшвениерадзе возглавить экипаж еще не обстрелянных летчиков для нанесения бомбового удара по вражескому аэродрому. Молодые пилоты оказались крепкими волевыми ребятами и под руководством ведущего с честью выдержали боевое крещение. В ходе операции было уничтожено семь «Юнкерсов», четыре из которых вывел из строя командир экипажа.
Михаил Мшвениерадзе воевал с фашистами с июля 41-го до октября 42-го – в период упорных и тяжелых боев, когда захватчики располагали большим превосходством в самолетах. Но он ни на минуту не сомневался в том, что противник будет разбит. В каждой воздушной схватке с оккупантами наш соотечественник проявлял мужество и храбрость. Восемьдесят девять боевых вылетов он выполнил и показал на что способен: в небе Москвы, Ленинграда, Тулы, Воронежа, Калинина и других городов уничтожил более двадцати вражеских самолетов.
Страна высоко оценила заслуги М. Мшвениерадзе. Он был удостоен высшей награды советских времен Ордена Ленина, орденов Красного Знамени, Красной Звезды, многих медалей.
К сожалению, ему не суждено было встретить победу, которую приближал своим ратным трудом. В ожесточенном воздушном бою он пал смертью храбрых. В полку его очень любили. Гибель Миши болью отразилась на настроении однополчан.
Из письма майора П. Савченко отцу М. Мшвениерадзе:
«Дорогой отец Иван Давидович! Пишет вам командир части, в которой служил ваш сын Михаил Мшвениерадзе. Уходя с ним в бой, я всегда наблюдал за его героизмом: он смело шел на врага, никогда не отступал. 28 сентября 1942 года мы с Мишей вели воздушный бой под Ленинградом, а 30 сентября вражеская пуля подстерегла героя и оборвала замечательную жизнь Миши. Его героизм будет вечно жить в нашей части»
Иван Мшвениерадзе настолько любил своего сына. что не хотел верить в его гибель и все надеялся, что он вернется домой. В шкафу, который стоял в большой комнате дома в деревне Сагвине бережно хранил новые ботинки. «Вот вернется сын подарю ему, пусть носит на здоровье», – не раз говорил он домочадцам. Так и ушел из жизни отец воздушного бойца с надеждой, что сын вернется к родному очагу.
Письмо майора Савченко прочел Влас Мшвениерадзе и обратился к нему с просьбой подробнее рассказать о боевом пути младшего брата Миши. С воспоминаниями об однополчанине поделились не только П. Савченко, но и Герои Советского Союза генерал-полковник авиации Ф. Полынин и капитан П. Марютин. Эти воспоминания, с которыми меня ознакомил Влас Иванович, вошли в повествование о его брате.
В адрес брата героя поступило также письмо из г. Волово Тульской области, где захоронены останки летчиков 74-го гвардейского штурмового авиаполка. От имени совета средней школы №1 Людмила Данилова пишет: «Дорогой Влас Иванович! В нашей школе организован музей, посвященный летчикам 74-го авиаполка, в котором служил ваш брат Михаил Мшвениерадзе. Рядом со школой находится обелиск- памятник павшим летчикам авиаполка. Ежегодно 9 мая к подножию обелиска возлагаем цветы. Подвиг защитников страны мы храним в наших сердца».

СУДЬБА ПОТОМКОВ МИХАИЛА МШВЕНИЕРАДЗЕ
Шестеро сыновей и одна дочь выросли в семье Ивана Мшвениерадзе. Трое сыновей переехали из селения Сагвине в Тбилиси. Заслуженные экономисты Грузии Николай и Влас Мшвениерадзе были ведущими специалистами в министерстве финансов, а Константин работал экономистом в Цекавшири (Центральный союз потребительских кооперативов Грузии)
В начале апреля 2019 года я побывал в квартире Заиры Чикваидзе – вдовы выдающегося грузинского дипломата Александра Чикваидзе.

– Заира Николаевна, каким вам запомнился военный летчик Михаил Мшвениерадзе?
– Мои родители Николай и Домна Мшвениерадзе всегда радушно встречали родных и близких. Чаще других в нашем доме бывал младший брат отца дядя Миша. Большой души человек. Для меня и моей сестренки Тины он был как отец родной со всеми своими радостями и заботами. Однажды он пришел к нам в парадной форме летчика – белоснежную сорочку украшал синий галстук, нарядным выглядел темно-синий китель с голубыми петлицами и кубиками лейтенанта. И мы с Тиной в ту пору ученицы средней школы сфотографировались с дядей на память. Теперь это дорогое фото хранится в домашнем альбоме.

– Расскажите о себе, о вашей семье.
– По специальности я гидроинженер. Работала главным инженером технического отдела
в Тбилисском филиале Московского научно-исследовательского института «Гидропроект».
Вскоре моего супруга направили в зарубежную командировку – вице-консулом в Индию. Могла ли я тогда предполагать, что командировки в зарубежные страны продлятся аж целых сорок лет. После Индии Саша работал первым секретарем советского посольства в Великобритании, генеральным консулом Советского Союза в США, советским послом в Кении, Нидерландах (так получилось, что в Нидерландах Александру Чикваидзе пришлось вручать верительные грамоты королеве Нидерландов Беатрикс дважды – первый раз как послу Советского Союза, второй – как послу Российской Федерации, позднее он был послом Грузии в Греции, Швейцарии.

– В какой стране состоялся выход Александра Давидовича в большую дипломатию?
– В США, где в его становлении как дипломата огромную роль сыграл тогдашний посол СССР в США Анатолий Добрынин. По словам моего мужа Анатолий Федорович – дипломат высочайшего класса, который пробыл послом в Америке без малого 24 года, причем в самый сложный период «холодной войны».
В Сан-Франциско Саша проработал четыре года. За это время у него сложились дружеские отношения с Добрыниным. Посол уважал Александра Давидовича, считался с его мнением, доверял ему. Об этом, о дружбе между нашими семьями подробно говорится в книге Чикваидзе «На изломе жизни», вышедшей в 2006 году в Москве под эгидой издательства «Международные отношения».

– В предисловии к этому изданию дана высокая оценка автору мемуаров: «Александр Чикваидзе – крупная и яркая фигура в международной политике». Продолжим нашу беседу. Расскажите о ваших детях.
– В нашей семье выросли двое сыновей: старший сын Давид, младший – Александр. Оба они окончили школу с золотой медалью, затем с отличием западное отделение факультета международных отношений Московского государственного института международных отношений МИД СССР. Создали дружные семьи. К несчастью, после тяжелой болезни в возрасте 46 лет скончался Александр.
Давид и Владимир Чхиквишвили, сын бывшего видного политического деятеля Грузии Ираклия Чхиквишвили, долго работали вместе в МИД СССР, потом в советском посольстве в Вашинтоне.
Давид более 30-и лет находится на дипломатической, государственной и международной работе. Сейчас возглавляет секретариат Генерального директора Отделения ООН в Женеве.

– Заира Николаевна, какой осталась в вашей памяти сестра Тина?
– Тина первенец в нашей семье. Ей было 9 лет, когда родилась я. Несмотря на разницу в годах у нас всегда были хорошие отношения. Тина окончила филологический факультет ТГУ им. Джавахишвили. Она вышла замуж за Владимира Кочорадзе, который в те годы работал начальником Управления «Тбилэлектромонтаж». Владимир и Тина создали дружную семью, воспитали сына. Ныне инженер-строитель Николоз (Кока) Владимирович Кочорадзе  заместитель Генерального директора строительной фирмы ООО «Басиани-93». С супругой Нателой Абашидзе, выпускницей Тбилисской консерватории, воспитали дочь и сына, у которых свои семьи. Они подарили родителям 4 внуков.

– Какие фотографии в домашнем альбоме могли бы выделить?
– Все снимки мне дороги. Они напоминают о памятных событиях, связанных с именами моих родных, близких, друзей, с именем дяди Миши, который прожил короткую, но достойную жизнь. Более десяти снимков посвящены ему, напоминают о его подвигах в боях с фашистскими стервятниками. Горжусь тем, что я, мои близкие являемся наследниками Победы.
Среди снимков могу назвать групповой портрет, который назвали наше «маленькое семейство» – Саша и я в окружении наших сыновей, их жен и их детей – наших любимых внуков.
На других фото Саша сфотографирован с отцом Давидом Чикваидзе – участником Отечественной войны, кавалером боевых орденов и медалей; с Анатолием Добрыниным на даче посла в США; с послом России в Грузии Владимиром Чхиквишвили, воспитанником знаменитой «добрынинской школы», которого по праву называют дипломатом высокого ранга; с видным политиком и дипломатом Валентиной Матвиенко – 25 сентября 2019 года она была переизбрана на пост председателя Совета Федерации России. Александр Давидович высоко ценил талант Валентины Ивановны, ее уверенный подход к делу, умение решать самые сложные проблемы.
В разгар антисоветской кампании в США жюри Американского института киноискусства приняло решение наградить премией «Оскар» советскую ленту «Москва слезам не верит» кинорежиссера Владимира Меньшова как лучший иностранный фильм 1980 года. Впервые в истории советский фильм был удостоен премии «Оскар». Честь получения статуэтки выпала на долю Александра Чикваидзе и атташе по культуре. Мы с Сашей гордились тем, что в течение нескольких дней хранили престижный приз, о чем свидетельствует фото из нашего альбома.
Это было последнее интервью, которое я взял у Заиры Николавены Чикваидзе. 27 августа 2019 года она скончалась. Ушла из жизни светлая личность с ясным проницательным умом, понимавшая не всякому доступное.
Как сложилась судьба других потомков Михаила Мшвениерадзе, наследников Победы?
Супруги Влас Иванович и Сирень Макаровна Мшвениерадзе (родная сестра моей мамы Евгении Макаровны Шахназаровой, в девичестве Абалова) целиком посвятили себя воспитанию единственного сына Владимира.
Когда началась Отечественная война Володе было 15 лет. Подвиги дяди Миши произвели на племянника большое впечатление, и он решил стать военным летчиком – поступил в Тбилисскую спецшколу ВВС, где курсанты наряду с общеобразовательными предметами изучали и военные дисциплины. Учебу продолжил в авиаучилище, которое закончил с отличием. Участник Великой Отечественной войны. И все же кадровым офицером он не стал. После демобилизации Владимир Власович окончил философский факультет Тбилисского государственного университета имени И. Джавахишвили и аспирантуру Института философии Академии наук СССР. Доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Академии наук СССР. В 1972-1978 гг. – директор Отделения международного развития социальных наук Секретариата ЮНЕСКО в Париже. Эти сведения опубликованы в Советской энциклопедии.
Вдова Тамара Мшвениерадзе и сын Резо с семьей проживают в России.
В семье Константина и Тамары Мшвениерадзе выросли двое сыновей – Отар доцент университета имени Ильи, Нодар инженер-электрик, ныне ветеран труда. Как мне сказал Отар Константинович, он вместе с супругой Луизой и детьми часто рассматривают фото, посвященные дяде Мише, на которых он изображен в довоенные годы, когда учился в военной авиашколе, в годы суровых испытаний в боях с фашистами.
Вместе с потомками военного летчика Михаила Мшвениерадзе я знакомился с воспоминаниями однополчан о боевом друге из Грузии, с письмами с фронта, книгами, журналами, газетами военных лет. Им нет и не может быть никакой цены. Это святая святых, память о незабываемом героическом прошлом страны.


Борис ШАХНАЗАРОВ


 
Суббота, 20. Апреля 2024