click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Стоит только поверить, что вы можете – и вы уже на полпути к цели.  Теодор Рузвельт


ЕГО ЗВАЛИ ВАНО

https://i.imgur.com/EmU6YPZ.jpg

В вышедшей в этом году в Таллинне на эстонском языке книге, которая посвящена 120-летию спортобщества «Калев», один из богато иллюстрированных разделов рассказывает о тренере по легкой атлетике Иване Ковалеве. Которого друзья и близкие в Эстонии звали не иначе, как Вано.  Он вырастил целую плеяду мастеров, точнее сказать – выпестовал, так как его отношение к воспитанникам отличалось повышенным градусом участия в спортивной судьбе каждого. Он глубоко понимал возрастную специфику ребят и девушек, эмоционально проявлял искреннюю радость даже при небольших достижениях, умел вселить уверенность в успехе. Это длилось почти 40 лет, вместивших в себя и преподавание физкультуры в средней школе, и тренерскую работу в эстонском спортобществе «Динамо» (там он возглавлял олимпийский резерв) и «Калев»… Но  почему все-таки Вано?
Дело в том, что Иван Васильевич родился в доме, который находился буквально в двух шагах от Тбилисского стадиона «Динамо». Скорее всего именно это обстоятельство и послужило причиной любви к спорту, которая длилась всю жизнь. Вспоминается его рассказ: «Понимаешь, в те годы не всегда удавалось попасть на футбольный матч, и тогда я по силе криков болельщиков определял побеждающую команду».
Но начинал Вано в волейболе, позже увлекся футболом, где его заметили, и он какое-то время играл нападающим в любимом «Локомотиве». По воспоминаниям сестры Милы, Вано с детских лет был натурой увлеченной. Помимо спорта занимался лепкой и раскрашиванием фигурок, кроил одежду для героев будущих сказок кукольного театра, который соорудил во дворе, писал акварели. В итоге живопись стала его увлечением на всю жизнь.
После 8-го класса 5-й тбилисской школы Вано перешел в училище имени Тоидзе, где обучался на альфрейщика (роспись стен и потолков). Еще мальчишкой он облазил весь родной город, увлекался рыбалкой. Вместе мы вспоминали о тех весенних днях в детстве, когда, спустившись к быстро струившейся тогда Куре, тбилисские мальчишки ловили корзинками рыбу. Уже молодым человеком, будучи призван на флот, Вано и на службе, помимо спорта, продолжал рисовать. После армии – Тбилисский институт физкультуры и спорта, участие в республиканских соревнованиях.
Неоценимый преподавательский опыт Вано приобрел, работая по распределению преподавателем физкультуры в школе города Ессентуки. Там впервые наиболее ярко проявились его способности тренера-воспитателя. Введенные им в школе требования заниматься на уроках в белых носках, спортивных теннисках и майках подкреплялись повышенным вниманием к личностям учеников. Он всегда находил время для посещения их семей. Более того – находил возможность привозить для своих воспитанников из Тбилиси спортивную форму.
Его заинтересованность и участливость вскоре принесли плоды: успешные выступления молодых спортсменов из Ессентуков на районных, городских, а затем и краевых соревнованиях Ставрополья. Имя Ковалева стало известным в спортивных кругах Москвы, последовало приглашение в столичное «Динамо». Но в конце 60-х годов его жизнь сложилась так, что ему пришлось переехать в Таллинн.  Там он встретил и полюбил женщину, которая в итоге была ему даже больше, чем жена. Ольга и сама увлекалась спортом, а с помощью Вано за короткое время достигла уровня тренера и вскоре стала ему надежной помощницей. В счастливом браке они прожили многие годы и отпраздновали «серебряную свадьбу».
В Таллинне с Вано меня познакомил мой приятель Габриэль. Оказалось, что Ковалева заинтересовала деятельность общества грузинской культуры «Иверия», которым я в то время руководил. И он стал приходить на наши собрания и мероприятия, участвовал в нескольких спортивных соревнованиях, в передачах на Таллиннском радио. Вскоре мы подружились, жаль только, что случилось это лишь в 2007 году. Впервые побывав у него в гостях, я был поражен почти музейным содержанием довольно большой квартиры. На стенах – картины с удивительными пейзажами, уголок спорта с многочисленными медалями и кубками, уголок старинного грузинского холодного оружия...
И эти впечатления дополнялись настоящим грузинским гостеприимством, подкрепленным добрыми напитками и национальными блюдами авторского исполнения. Что особенно впечатлило, так это на редкость содержательные, настоящие грузинские тосты Вано. В августе 2008-го, на его 70-летнем юбилее, уже и я попытался соответствовать уровню тамады Вано.
В последние годы осенью я обычно проводил неделю-другую в родном Тбилиси. И каждый раз Вано подсказывал мне какое-то новое, особенное место, которое, как он считал, стоило бы повидать. Так, в 2011 году это была художественная выставка в цокольном этаже храма Самеба... А вот хинкали, по его мнению, вкуснее всего были в кафе за колесом обозрения на Мтацминда. Дело в том, что Вано и сам находил возможность, хоть ненадолго, но каждый год бывать в родном городе. А вплоть до 2011 года (а он был уже далеко не молод)  привозил из Таллинна в Кисловодск группу своих подопечных – юных спортсменов, и устраивал им неделю интенсивных тренировок.
Успехи Вано в спорте были столь заметны, что в 2004 году, «за заслуги в воспитании молодых спортсменов» Иван Васильевич Ковалев получил гражданство Эстонии. А позже, по инициативе обществ «Калев» и Грузинской культуры, он был номинирован на получение Государственного знака отличия. Несмотря на почтенный возраст, он не собирался на покой и строил далеко идущие планы. Он вообще был жизнерадостным человеком, наделенным здоровьем и недюжинной физической силой. Тем неожиданней для всех нас стала коварная простуда, которая за считаные месяцы подорвала жизненные силы Вано, да так и не дала ему поправиться.
В 2013 году нашего друга, этого замечательного человека, не стало. Он упокоился на старинном эстонском кладбище «Метсакалмисту» (Лесное кладбище), на аллее, где похоронены многие выдающиеся деятели спорта Эстонии. Здесь каждый год, 17 мая, бывшие и действующие спортсмены Эстонии, верные памяти своего учителя, встречаются с его вдовой Ольгой и вспоминают Вано Ковалева словами любви и благодарности.


Владимир Журьяри


 
Вторник, 23. Апреля 2024