click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь.  Иммануил Кант


СОКРОВИЩА ЦАРЯ АЭТА

https://i.imgur.com/tV7ldpK.jpg

С мифологических времен многое изменилось: в отличие от аргонавтов, прошедших через множество испытаний, чтобы добраться до страны колхов, к услугам современных  туристов, решивших повторить маршрут отважных эллинов, международный аэропорт Копитнари и скоростная автострада, соединяющая Имерети с миром. Но вот незадача – локдаун из-за пандемии. В ожидании свободы передвижения предлагаем совершить прогулку по колоритному краю.  
Имерети притягивает искателей приключений. В 1984 году английский ученый Тим Северин реконструировал маршрут аргонавтов. Команда Северина на весельной галере доплыла до Поти и поднялась  вверх по реке Риони до Кутаиси, доказав, что эллины и колхи были связаны торговыми и культурными отношениями. В память об экспедиции «Новых аргонавтов» на центральной площади Кутаиси был построен в 2011 году многоярусный «Колхидский фонтан», который украшают кони царя Аэта и увеличенные копии фигурок животных, найденных при раскопках в Колхидской низменности.  
Кутаиси – один из древнейших городов мира. В первой половине III в. до н.э. Аполлоний Родосский упомянул «град Китейский» в «Аргонавтике». А византийский историк Прокопий Кесарийский в книге «Война с готами» называет реку Риони (лат. «встреча») границей между Азией и Европой. Он пишет о Кутаиси следующее: «Из всех земель Колхиды это самая лучшая. В древности колхи построили здесь укрепление, которое по-гречески в то время называлось Котиаион, теперь же лазы называют его Кутаисом». Некогда Кутаиси был столицей Колхидского царства, а с VIII до XIII века являлся столицей Абхазского царства. В  XVI-XVIII веках  имеретины попали под иго османов и платили дань невольниками,  деньгами и продовольствием. Край был освобожден от турецкого порабощения  русскими войсками в 1770 году, в 1810 году был присоединен к Российской империи. Главная достопримечательность города – собор царя Баграта. Строительство этого уникального образца грузинского зодчества завершилась в 1003 г. Он простоял невредимым до 1692 года, когда был взорван и сожжен турками. Полная реставрация храма была завершена в 2012 году, и древний символ города восстал из руин в своем первозданном величии.
Со второй половины XIX века Кутаиси  соперничал с Тбилиси. Город славился культурными традициями, музыкальными и  литературными салонами. В прошлом веке он стал важным индустриальным центром страны. А в 2008-2012 годах  сюда перевели парламент и министерства, но в Кутаиси официоз не прижился. Высокие чины вернулись в Тбилиси, и город зажил своей собственной неторопливой жизнью.  В старой части города на тенистых улицах стоят увитые лозой особняки, в жаркую погоду молодежь плещется в Риони, ныряя в воду с огромных камней около Белого моста, заснятого во всех фильмах о городе.  Окраины утопают в фруктовых садах, а свадьбы и дружеские торжества по традиции устраивают у стен старинных храмов и крепостей, а то и вблизи легендарных пещерных комплексов. В  Сатаплиа я наблюдала, как  разряженные щеголихи на высоких каблуках взбирались по лесной просеке – в  заповеднике, где в юрский период  разгуливали динозавры, справляли свадьбу, и только для новобрачных сделали исключение, пропустив в реликтовый лес украшенный гирляндами автомобиль.

О, ПИПИНИА!
На территории Имерети более 300 исторических памятников. Но главное богатство края – люди с легким характером, ненавязчивым юмором, открытые и гостеприимные. Многие поступки и реплики имеретин естественно вписались бы в канву фильмов  «Не горюй!» Георгия Данелия и «Необыкновенная выставка» Эльдара Шенгелая. Автором сценария обеих картин был Резо Габриадзе. Так что для понимания имеретинского характера необходимо упомянуть еще одну ленту – «Знаешь, мама, где я был?», полнометражный мультфильм, снятый недавно Леваном Габриадзе по мотивам детских воспоминаний, фантазий и рисунков его знаменитого отца. Каким бы ни был имеретин, он всегда чуточку утрирован в проявлении эмоций, как благородный Пипиниа Эристави, из  «Необыкновенной выставки» и трагичен, как Леван Цинцадзе из фильма «Не горюй!».
Имерети дала Грузии множество писателей, поэтов, художников, режиссеров и актеров. Дома-музеи великих творцов открыты на родине Акакия Церетели в селе Схвитори, Владимира Маяковского – в Багдати, Галактиона Табидзе – в Чквиши.
Виды имеретинских деревень будто сошли с полотен Давида Какабадзе, а местные жители напоминают персонажи произведений Акакия Церетели и Давида Клдиашвили, произведения которого называют энциклопедией имеретинской жизни. Его повести «Мачеха Саманишвили»,  «Невзгоды семьи Камушадзе», пьесы «Счастье Ирины», «Невзгоды Дариспана» не теряют актуальности и не выходят из репертуаров ведущих театров страны. Примечательно, что в 1977 году по повести Клдиашвили на студии «Грузия-фильм» был снят художественный фильм «Мачеха Саманишвили», а в Кутаисском театре оперы и балета имени М.Баланчивадзе была поставлена опера «Невзгоды Дариспана».  
Меценатство в крови у имеретин. Самый яркий пример – деятельность самого богатого грузина Бидзины Иванишвили, который первым делом  позаботился о своих односельчанах, жителях Чорвила. Знаменитый общественный деятель Нико Николадзе (1843-1928) оставил Петербург и построил дом в селе Диди Джихаиши, где открыл школу и единственную во всей Российской империи сельскую женскую гимназию, в которой девушек обучали ковроткачеству, шелководству и другим полезным навыкам.  

СТОЛПЫ ВЕРЫ
Символично, что великий грузинский царь Давид Агмашенебели повелел похоронить себя под аркой ворот монастыря Гелати, который он основал в 1006 году в память о присоединении Кахетинского царства и победы над сельджуками в битве при Эрцухи. Дорога к храму петляет по зеленому серпантину, приближение Гелати ждешь, как чуда. И вот, наконец, старинные ворота под сводчатой аркой, входишь и с трепетом понимаешь, что руками можешь коснуться истории, а открывшаяся панорама на Кутаиси и укутанные в дымку Рача-Лечхумские горы приобщают к вечности. Гелати является символом грузинского Ренессанса. При монастыре действовала духовная академия, где создавались уникальные рукописные книги, украшенные цветными миниатюрами. Здесь писали труды философы, черпали вдохновение поэты, здесь хранились чудодейственные иконы, а стены собора были расписаны фресками. В золотую эпоху средневековой Грузии богатейшему монастырю Гелати была предоставлена полная автономия, настоятель монастыря  подчинялся только монарху. Позже Гелати утратил свои привилегии, а во время нашествий врагов монастырь неоднократно разоряли. Величественный монастырский комплекс ныне восстановлен, в 1994 он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ничего удивительного, что проблемы, возникшие в ходе реставрации храма Гелати в прошлом году, стали одной из самых обсуждаемых тем в грузинских СМИ.
В шести километрах от Гелати на берегу речки Цхалцитела (Красная вода) находится монастырь Моцамета, построенный в память о принявших мученическую смерть князьях Давиде и Константине Мхеидзе, Аргветских эриставах (военоначальниках) во время нашествия арабских захватчиков в VIII веке. Мощи святых покоятся в одной гробнице, подножием которой служат деревянные львы. В храме монастырского комплекса Убиси  сохранились уникальные образцы росписи XIV века. Монастырь Мгвимеви, в окрестностях Чиатура,  построен под сводами естественной пещеры. Церковь, двухъярусная колокольня, часовня, частично высеченные из скалы, украшены традиционными орнаментами, характерными для архитектуры второй половины XIII века. Попасть к церкви можно по длинному подземному тоннелю. К югу от Зестафони находится монастырь Табакини, основанный в VII-VIII веках, на что указывает сохранившаяся древняя базилика.
Но больше всего воображение поражают две крохотные церкви, примостившиеся на вершине известнякового монолита высотой 40 м в окрестностях Чиатура. Первая часовня была выдолблена в скале, а для второй, построенной не позднее VI века, камни добывали у подножья столпа. До прихода христианства столп Кацхи почитался как символ бога плодородия. Издревле люди верили, что это святое место приближает человека к высшим силам. После долгих лет забвения, в середине прошлого века первыми поднялись на культовый столп альпинисты. Они установили подвесную лестницу, по которой стали подниматься к алтарю паломники. Возрождение Кацхи началось с того, что в 1993 году монах Максим прожил всю зиму в полуразрушенной часовне. В последующие годы началась реставрация, новая церковь названа в честь монаха-отшельника Максима. Подняться к храму можно только по небольшой винтовой лестнице. Но чтобы попасть наверх, надо получить разрешение настоятеля. Женщинам вход в «Крепость одиночества», как именуют местные жители крохотный монастырь, категорически запрещен. Главной исторической реликвией самой необычной церкви Имерети является уцелевший алтарный крест XII века.

ТАКАЯ ВОТ  ПРОВИНЦИЯ
Каждый город Имерети чем-нибудь да знаменит. Шахтерский Чиатура раскинулся среди гор, соединенных канатными дорогами, панорама города не уступает альпийским курортам.
В советское время курорт Цхалтубо был застроен помпезными зданиями санаториев. До райцентра курсировал прямой железнодорожный экспресс из Москвы. Известный химик и гидролог С. Щукарев, исследовавший воду Цхалтубо, писал, что она не имеет аналогов во всем мире, однако статус всесоюзной здравницы Цхалтубо получил после того, как Сталину, страдавшему ревматизмом, помогли местные радоновые ванны. Воды Цхалтубо используют для лечения костей и суставов, для ускорения периода восстановления после тяжелых травм, переломов и операций. Сюда приезжают пациенты с остеохондрозом, артрозом, артритом, остеомиелитом и пр.  Источники Цхалтубо благотворно влияют на людей, страдающих болезнями органов дыхания – бронхит, астма, хроническая пневмония – в данном случае ее используют для ингаляций и спелеотерапии. Недавно здесь были построены современные СПА-комплексы.
Еще один курорт в регионе – Саирме, расположенный на высоте 950 м над уровнем моря, городок славится своей красотой, целебным воздухом и минеральной водой, которая применяется при лечении заболеваний почек, желудка, кишечника, печени, при нарушении обмена веществ. В Саирме  построен СПА-центр и созданы условия для принятия термальных ванн.
В 1947 году прошлого века в  окрестностях городка Вани были расчищены остатки античного городища (V-I в.в. до н.э.) с крепостными стенами, домами, улицами, богатыми гробницами. До начала археологических раскопок многие годы местные жители часто находили богатые клады с монетами и золотыми украшениями. Еще полтора века назад  одна из грузинских газет сообщала читателям, что «после каждого дождя,  ливневый поток приносит к дому Ахвледиани, стоящего у подножья горы, то золотую цепочку, то золотые кольца, то разные предметы». История древнего города с коллекциями украшений, нумизматики, керамики, оружия представлена в музее Вани, основанном  в 1985 году  руководителем археологической экспедиции, академиком Отаром Лордкипанидзе. В старом Тбилиси принято фотографироваться в обнимку со скульптурой «тамады» – симпатичным архаичным человечком с рогом в руке. Напомним, что этот памятник – увеличенная фигурка статуэтки, найденной при раскопках в Вани.

ПЕЩЕРЫ И ЗВЕРОЯЩЕРЫ
В Цхалтубском районе находится знаменитый Сатаплийский заповедник, площадью 348 гектаров. В роще реликтовых деревьев или, как ее еще называют Колхидским лесом, растут древние тисы, падубы, самшиты, каштаны, кусты рододендрона.  Своими могучими кронами деревья образуют густой зеленый шатер, не пропускающий лучи солнца, потому в лесу почти нет трав. В чаще обитают до полусотни видов птиц и мелкие звери – барсуки, лисы, зайцы, шакалы. В заповеднике находится лабиринт карстовых пещер, а также сохранились окаменевшие следы динозавров, обитавших в этих местах в мезозойскую эру, 160 миллионов лет назад, поэтому Сатаплиа называют также имеретинским парком юрского периода. В переводе с грузинского «Сатаплиа» означает «Место, где есть мед».  У подножия Медовой горы обнаружена стоянка первобытных людей эпохи каменного века. В 30-х годах прошлого века местный краевед Петрэ Чабукиани, последовав за ручейком, бежавшим между скал,  оказался в подземном лабиринте. В настоящее время в исследованной части карстовых пещер установлена подсветка и акустическая система. Центральным местом туристической части лабиринта является огромный сталагмит «Каменное сердце», около которого принято загадывать  желания.  Соседний зал оборудован для больных, страдающих бронхиальной астмой. Постоянная температура в пещерах в 14 градусов тепла и пещерный воздух обладают целебными свойствами. На самой высокой точке заповедника Сатаплиа расположена смотровая площадка, вынесенная над скалой в виде подковы с прозрачным полом, позволяющим почувствовать себя буквально парящим над бездной, над реликтовым лесом, над скульптурами динозавров, «пасущихся» среди хвощей.
Пещера Кумистави  – самая крупная в Грузии. Для посещения открыта лишь ее десятая часть. Свое звучное туристическое название «Пещера Прометея» она получила благодаря мифу о кавказском Прометее – Амирани, который прогневал богов, подарив людям огонь, за что был прикован к скале в подземелье. «Пещера Прометея» оснащена современной системой разноцветного подземного освещения на основе жидкокристаллических ламп, в величественных залах звучит классическая музыка. Осмотреть гроты и залы можно по пешему маршруту, или покатавшись на лодке по подземной реке и озеру.

ПИРЫ В ТЕНИ СТАРОГО ОРЕХА
Имерети прекрасна в любое время года. Глубокой осенью, когда в садах опадает листва, на голых ветках пламенеют  оранжево-рыжие спелые корольки, их соберут ближе к Рождеству. А в глиняных кувшинах – квеври, зарытых в землю, к тому времени созреет молодое вино. Зимой деревни засыплет снегом, а весной у порогов расцветут фиалки, нарциссы и гиацинты.  Сама природа приглашает на пир души и, скажем прямо, чревоугодия. Застолье, приготовление еды носит здесь культовый характер. Про кутаисцев шутят, что даже в театре  они первым делом заказывают в буфете хинкали, а во время представления  буфетчик заглядывает в зал и шепотом сообщает: «Седьмой ряд, на выход!». Во всех регионах Грузии прекрасно готовят, но Кутаиси считается кулинарной столицей страны, а имеретинскую кухню называют наиболее выразительной, деликатной и гармоничной. Большинство блюд готовятся на глиняных сковородах кеци. Вместо хлеба часто подают лепешки из кукурузной муки – мчади.  Популярные закуски  «пхали» готовят  из всего, что растет на огороде – из зеленых стручков лобио, бобов, баклажанов, шпината, ботвы свеклы, листьев капусты, крапивы, праси (лука порея). Для праздничного стола пхали заправляют грецкими орехами с чесноком, уксусом, сунели. К жареной курице и индейке, к мясным и рыбным блюдам (в горных реках водится форель) полагаются  ароматные соусы из помидоров, ткемали, орехов, граната, винограда и ежевики. Лобио в горшочках одно из популярных блюд в Имерети, а хинкали готовят не только с мясной начинкой, но и с сыром и грибами. Харчо по-имеретински – это не суп, а тушеное мясо в соусе из грецких орехов со специями, это острое горячее блюдо подают с гоми (мамалыгой) и, конечно, запивают домашним вином. Имеретинские домашние вина чуть кислее, менее терпкие и крепкие, чем кахетинские. Но вкус «Цицка Цоликаури» и «Крахуна» из растущего исключительно в Имерети белого винограда, «Оцханури сапере» и  «Аладастури» из  древнего грузинского сорта черного винограда легки и приятны на вкус.
В Европе считается, что ирландцы способны превратить даже поминки в веселое застолье. Вот было бы интересно посмотреть, кто кого заткнет за пояс в этом умении,  ирландцы или имеретины? Нет, не подумайте ничего дурного – в Западной Грузии придерживаются патриархальных традиций, неуклонно соблюдают траур. Однако гостеприимные имеретины не могут допустить, чтобы прибывшие выразить соболезнования люди горевали на пустой  желудок. Вновь прибывших сразу ведут к накрытым под деревьями столам, уставленным исключительно постными блюдами, различными солениями, и  поднимают стаканы за упокой души умершего, его предков, родителей. Довольно часто можно наблюдать, как похоронная процессия движется на деревенское кладбище не совсем по прямой, а несколько зигзагообразно. Даже в горе надо уметь оставаться гедонистами и философски относиться к утратам, считают местные жители.
После каждой поездки в Имерети замечаешь, что любимые джинсы стали тесноваты. Попробуйте увернуться от тостов, которые произносят горняки Чиатура или музыканты в Кутаиси. Не насладиться  в гостях у двоюродной тетушки ее божественными хачапури, или цыпленком, приправленном зеленой аджикой, в доме, окруженном кукурузными зарослями. Если вы гостите  в Хони – калории сбросить не проблема. Совершите марш бросок в каньон Окаце, которому недавно присвоили статус Национального парка. Окаце – это пролом в горах  длиной 16 километров, глубиной 50 метров, вблизи находятся несколько водопадов. В каньоне  установлена висячая консольная тропинка и смотровая площадка над обрывом высотой с 45-этажный небоскреб. Как человек честный, предупреждаю, калории  сбросите, но и аппетит нагуляете. Оставьте борьбу с лишними килограммами  до возвращения дома, а пока наслаждайтесь жизнью.
Знакомясь с уникальной природой  Имерети, перестаешь сомневаться в правдивости  мифа о золотом руне: в горных речках до сих пор намывают драгоценный песок, опустив в воду баранью шкуру.  А золотые украшения обитателей древнего городища Вани, солнечная  охра стен Гелати, прозрачность янтарных вин на дружеском застолье сольются в одно драгоценное панно легендарной страны колхов. И сам собой отпадет вопрос, почему Маяковский считал себя в вечном долгу перед родными багдатскими небесами.


Ирина ВЛАДИСЛАВСКАЯ


 
Суббота, 20. Апреля 2024