click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Единственный способ сделать что-то очень хорошо – любить то, что ты делаешь. Стив Джобс


ХМЕЛИТА – РОДОВАЯ УСАДЬБА ГРИБОЕДОВЫХ

https://i.imgur.com/15RnXEb.jpg

В 1929 году, к столетию гибели А.С. Грибоедова, была организована выставка в залах Государственного театрального музея имени А.А. Бахрушина в Москве. На этой выставке были использованы материалы и документы многих музеев, архивов и частных собраний. Среди многочисленных экспонатов, представленных в экспозиции, внимание к нескольким фотографиям обветшалого усадебного дома, вряд ли привлекало всеобщее внимание. Скупая справка в каталоге поясняла, что это усадьба «Хмелиты» – смоленская провинция, которую часто посещал будущий автор бессмертной комедии «Горе от ума».
Значительный эпизод усадебной жизни А.С. Грибоедова приходится на его детские и юношеские годы, что справедливо подтверждают многие исследователи биографии и творчества писателя. В 1856 году в Хмелите побывал будущий известный историк М.И. Семевский, который обследовал здесь запущенный к тому времени архив дядюшки А.Ф. Грибоедова. В этом же году в журнале «Москвитянин» появилась статья «Несколько слов о фамилии Грибоедовых», в которой описывалось состояние хмелитского дома-дворца, интерьеров, фамильных бумаг и портретов, сообщались легенды, бытующие о Грибоедовых в смоленском крае, впервые публиковались царские грамоты предков А.С. Грибоедова по материнской линии. Интересные материалы, дающие представление о грибоедовской Хмелите начала XIX века представлены в частично опубликованных Н.К. Пиксановым рукописных мемуарах В.И. Лыкошина и его сестры А.И. Колечицкой.
Хмелита расположена на территории современного Вяземского района Смоленской области, примерно в 30 км. к северу от Вязьмы. История села Хмелиты прослеживается с XVI века, но наиболее яркую страницу составляет период середины XVII-XIX веков, когда усадьба принадлежала роду Грибоедовых. Первое «хозяйственное» описание грибоедовской Хмелиты встречается в 1682 году: «…В селе ж двор вотчинников Ивана Грибоедова, а в нем дворовых его людей 22 человека, да крестьянских и бобыльских 11 дворов, людей в них 67 человек…». Однако, как явствует из писцовых книг и Грамоты царя Михаила Федоровича, пожалованной в 1614 году Михаилу Ефимовичу Грибоедову, первыми владениями Грибоедовых были поместья Белый Холм Труфановского стана и Стенино Липицкого стана Вяземского уезда еще в XVI веке.
В XVII-XVIII веках представители смоленской ветви семьи Грибоедовых были хорошо известны среди московского и смоленского дворянства. Многие из этого рода были близки ко двору, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что полковник Семен Грибоедов играл при царевне Софье Алексеевне в спектакле по переводной комедии Мольера «Доктор принужденный» вместе с такими сановниками, как князья Ю.А. Долгорукий, В.В. Голицын, Я.Н. Одоевский, Д.Н. Щербатов. Среди Грибоедовых – владельцев усадьбы выделяется дед будущего драматурга Федор Алексеевич Грибоедов, отставной поручик Преображенского полка, который вступил во владение Хмелитой в 1736 году. С его именем связано строительство богатой каменной усадьбы в середине XVIII века. У Федора Алексеевича было пятеро детей – сын и четыре дочери. Одна из них, Анастасия Федоровна, была матерью автора «Горя от ума». Друг детства Грибоедова В. Лыкошин вспоминал: «…Анастасия Федоровна – мать поэта и дочери, известной по Москве своим музыкальным талантом, – с детьми и их учителем Петрозилиус с женою, проводила также лето в Хмелите».
Считается, что усадебный дом в имении построен в 1753 году, хотя эта дата и оспаривается историками. В «Экономических примечаниях к плану генерального межевания Вяземского уезда Смоленской губернии», составленных не позднее 1780 года упоминается в связи с Хмелитой о «владении лейб-гвардии капитан-поручика Федора Алексеева сына Грибоедова… дом господский каменный о двух этажах, с четырьмя флигелями». Это упоминание, несомненно, относится к существующему и поныне усадебному дому. Сведения о большом строительстве, которое вел Ф.А. Грибоедов в Хмелите, начиная с середины XVIII века, а также стилистическая характеристика архитектуры усадебного дома, типичная для русской архитектуры середины XVIII века подтверждают данную датировку. В этот же период в усадьбе был разбит регулярный парк, построены Казанская церковь и каменные здания служб.
Композиционным центром усадебного ансамбля в Хмелите являлся большой барский дом дворцового типа, выстроенный в архитектурных формах русского барокко. Четыре двухэтажных флигеля композиционно закрепляли по углам пространство парадного двора, расположенного перед главным, западным фасадом дома. Дальше к западу – широкие террасы партера, великолепная панорама долины р. Вязьмы.
С востока к усадебному дому примыкал регулярный парк «с глухими и открытыми аллеями», в котором размещались «два копаных пруда с саженной рыбою», а также «хорошие цветники с каменными статуями». В своей восточной части регулярный парк переходил в так называемый английский, пейзажный парк, включавший в себя естественные уголки природы с запутанными тропинками, зарослями кустарника и уютными лужайками. Систему регулярного и пейзажного парков дополняли наиболее эффектные видовые точки на окрестные пейзажи. По всей вероятности, имелись в хмелитском парке и характерные для крупных ансамблей загородных усадеб второй половины XVIII в. атрибуты садово-паркового искусства: мостики, гроты, беседки, павильоны и т.п.
К юго-западу от парадного двора, обнесенного каменной оградой, стояла освященная в 1759 году, построенная в одном стиле с усадьбой церковь Казанской Иконы Божией матери с двумя более поздними приделами – во имя Николая Чудотворца и Иоанна Крестителя. В конце XVIII века в селе «на расстоянии одной четверти версты от Казанского храма... за ручейком Скоробовкою» построен был второй при Хмелите храм (ныне не существующий) – однопрестольный, в честь преподобного Алексея, человека Божия. Это было круглое каменное строение, окруженное колоннадой, рядом с храмом двухъярусная колокольня и приходское кладбище внутри ограды.
В южной части усадебной территории сохранились каменные здания служб. Хмелитская усадьба была в XVIII века крупным помещичьим хозяйством. В документах этого периода упоминаются скотные дворы, рыбное хозяйство в прудах, конный завод с манежем при усадьбе, а также значительное число мастеровых людей различных специальностей: кузнецы, слесари, столяры, ткачи, живописцы (возможно, их руками были расписаны по холсту стены хмелитского дома) золотари, ружейники, каменщики и т.д. (среди этих мастеровых названы даже архитекторы). Говоря о хозяйственной жизни Хмелиты первой четверти XIX века, бывший крепостной Грибоедовых старик Прокоп вспоминал, что в усадьбе были разные мастерские: «и мебель, и все, что нужно было, в них делали. Мой дед был столяром».
Судя по всему, на рубеже XVIII и XIX веков между главным домом и юго-восточным флигелем была выстроена закрытая галерея. Значительно изменился в первой половине XIX века и внешний облик усадебного дома: в это время была сбита большая часть его старого архитектурного декора и заново оштукатурены фасады, к центральной части западного фасада был пристроен громоздкий четырехколонный портик, само здание получило новое завершение в виде круглого бельведера. Уже в начале XX века галерея и сохранившийся первый этаж юго-восточного флигеля были надстроены вторым этажом.
При исследовании хмелитского усадебного дома в 1969-1971 годах под позднейшими наслоениями были вскрыты следы всех основных элементов его первоначального архитектурного облика, что позволило выполнить проект реставрации этого интересного памятника середины XVIII века (проект разработан Всероссийской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, автор проекта В.Е. Кулаков).
Имя архитектора господского дома в усадьбе Хмелита не дошло до наших дней, однако исследователи полагают, что его создателем выступил один из учеников Растрелли. Торжественного вида особняк прекрасно передает дух эпохи барокко. Архитектурная трактовка его главного фасада с тремя выступающими вперед ризалитами, карнизом сложного профиля и раскрепованными фронтонами выполнена с высоким мастерством и изяществом, которыми отличаются лучшие барочные постройки в Петербурге и Москве, такие, как дворец Строгановых в Петербурге (архитектор В. Растрелли) или усадьба Апраксиных-Трубецких (автор не установлен) в Москве, на Покровке.
Причудливое очертание оконных наличников, трехчетвертные колонны и другие элементы декора, сверкающие белизной на голубоватом фоне фасада, придавали архитектуре хмелитского дома живописный характер и способствовали его эмоциональному восприятию.
Со стороны парка в центре фасада располагалась парадная, овальная в плане лестница, ведущая на второй этаж. На верхнюю площадку лестницы выходила дверь большого парадного зала. Этот зал был перекрыт сводом зеркального типа, на котором была, очевидно, декоративная роспись. Планировка внутренних помещений дома сделана по обычному для сооружений данного типа принципу анфиладного размещения парадных помещений. В интерьерах дома сохранились следы лепных карнизов и облицовки стен цветным мрамором, останки печей, облицованных красочными поливными изразцами XVIII века. Кроме парадных помещений и жилых покоев (всего в доме насчитывалось более 40 комнат), здесь имелись обширная библиотека, картинная галерея, возможно, был и театр для домашних любительских спектаклей, которые устраивались в усадьбе во времена А.Ф. Грибоедова – дяди поэта.
С 1830-х годов хмелитская усадьба, славившаяся раньше на всю губернию, постепенно приходит в упадок. В 1832 году после смерти А. Ф. Грибоедова Хмелита наследственно перешла «к дочери его, княгине Варшавской», Елизавете Алексеевне Паскевич. В 1869 году усадьба была продана «со всеми принадлежавшими ей землями Сычевскому купцу 1-й гильдии Сипягину, а тот продал немцу Ланге», который распродал всю мебель и начал разрушать дворец. Описания дома и усадьбы находим в воспоминаниях сына последнего ее владельца Н.В. Волкова-Муромцева. Он описывает Хмелиту такой, какой застали ее его родители, приехавшие сюда в 1894 году: «Дом был в ужасном состоянии, никто не жил в нем уже много лет. Все было запущено, северный флигель снесен, верхний этаж южного разрушен. В зале на полу сушилось зерно, из скважин паркета росла рожь».
В 1918 году в главном здании усадьбы размещался Народный дом – с театром, читальней, чайной. Не разрушенный в Великую Отечественную войну (была взорвана только колокольня Казанской церкви иконы Божьей матери), дворец пострадал от пожара в 50-е годы XX века. С 1970-х годов начались реставрационные работы в грибоедовской усадьбе, которые поспособствовали ее спасению.
В настоящее время ансамбль родовой усадьбы дворян Грибоедовых практически полностью восстановлен Виктором Кулаковым для новой музейной жизни.
Усадьба Хмелита – единственное место не только в русской провинции, но и в России, где аккумулируется историческая память о великом сыне России А.С. Грибоедове.


Виктор Кулаков
Александр Максимов


 
Пятница, 19. Апреля 2024