click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь.  Иммануил Кант


ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

https://lh3.googleusercontent.com/_j8gNKpyPODWWV4AYxNd2zi1dWGxcGFp-oG9huxre0BFwStlNiFxyf12qzBMi9Ut8V0CfQ3BAZhFHPZDb8UFvprHyUaF8fI74f2tij_XBh3IhviM6kQsHUC2RZqpVFoc8-PIIIiJrcaU3LyOjX6NaUsWlSd9vMicEBwY2v1Yo1Tp0aZrCzVs9zunMIXmPvgC1brbdUhAGYtarLjLHQz3fdXgvehdrB6SCttuUInT6QS33BJTWCaY_17eJ0G5W715wkhhkqo1cgdmdkAedO0wyS39l5M30id1uQxEeqdKgfcaqGXdW2qKAoDzxx9X8aYUoZ_0SfGLocg5zgKzQDMcu8XDKG_6rlfvgzUXgXtdbgFHGJ5e0LqcZg9UeVu4jpSrYyoWLOwm9kGzMG_1UcBd3Y1RRguHAGnc7nTvKdomSIMjUg_hZonVnwFZ8uUUHvhAejLr1sP_NJ0OPmI0Oof2w-swaTKcdZWQ-WXS-m6-bqDp-YEKH8MFHpDSlIqWOhJiCJnBm-BvToDcIXMqJ_Yp-iMaZSJlVcWPDSIZEEh7KcQ7WYk-4b4RTUWghanKUbBKE82uGzfTeLSzxZHZx2_wN5PJmnHJs3UIPjRRFw222SCFIaURd_vPtFICLRM-gAHmiXGvHS0elP8NW6swj1-VzAwwIHwmm8s=s125-no

Мэлор Стуруа! Это имя знакомо всем, кто имел или имеет отношение к журналистике, а в его читательской аудитории куда больше ста миллионов! В этом году ему исполнилось 90 лет. По просьбе известинцев Мэлор Стуруа специально прилетел в Москву из США, где он сейчас живет и работает, чтобы в кругу коллег и почитателей его таланта отметить юбилей. В одной из самых популярных газет наш земляк побил все рекорды по стажу работы в «Известиях» – 53 года без перерыва! Однако с «Известиями» Стуруа практически не расставался почти семь десятилетий!
Карьера журналиста Мэлора Стуруа – одна из удивительных и даже парадоксальных: прийти в «Известия» еще при Сталине, привозить материалы на согласование в МИД СССР еще Вышинскому, а потом стать ключевым сотрудником легендарной аджубеевской редакции, долгие годы работать собкором в Лондоне, Нью-Йорке. И на протяжении своего долгого журналистского пути общаться со всеми первыми лицами советской и постсоветской эпохи, кроме Андропова, а также с сотнями самых известных в мире людей, среди которых были короли и королевы, президенты и премьер-министры, видные ученые, звезды эстрады и спорта, маститые литераторы, режиссеры, художники…
Так получилось, что Мэлор Стуруа оказался единственным журналистом, кому «зеленую дорогу в «Известия» проложил сам Сталин!
Однако перед этим событием мы расскажем читателям историю семьи Мэлора. Мэлор Стуруа, как и его младший брат – не менее известный журналист, писатель и государственный деятель Дэви, родился в Тифлисе 10 апреля 1928 года. Отец и родной дядя будущих метров журналистики были профессиональными революционерами, участниками борьбы за советскую власть в Закавказье. Отец Мэлора и Дэви Георгий Федорович Стуруа (1884-1956) занимал ряд руководящих постов в Закавказье, а в 1942-48 гг. был председателем Президиума Верховного Совета ГССР. Дядя Мэлора и Дэви Иван (Вано) Федорович Стуруа (1876-1931) был членом ЦКК ВКП (б), а с 1924 года – членом ЦИК СССР. Был весьма близок с А.И. Микояном, даже сидел с ним в Бакинской тюрьме, откуда помог ему выбраться.
Неудивительно, что старый революционер назвал старшего сына, как и младшего акрониматическими именами: МЭЛОР (Марк-Энгельс-Ленин-Октябрьская Революция), Дэви (Дитя эпохи Владимира Ильича).
Когда Красная армия во главе с Орджоникидзе и Кировым брала Тифлис, дяди со стороны отца будущих журналистов сражались вместе с ней, а дяди со стороны их матери Нины Абуладзе обороняли от них грузинскую столицу. Как вспоминает Мэлор Стуруа, «вражде грузинских Монтекки и Капулетти положила конец любовь и женитьба наших родителей – Георгия и Нины»…
Окончив в 1944 году с золотой медалью Первую тбилисскую школу, Мэлор, по совету отца, поехал в Москву поступать в Московский государственный университет на факультет международных отношений, будущий МГИМО. Спустя три года в Москву приехал его младший брат Дэви, который поступил на филологический факультет МГУ, а затем – после открытия отделения журналистики – перешел на него. Братья, которые друг без друга дня не могли прожить, оказались опять вместе. Однако их счастливая совместная жизнь вскоре была омрачена. В 1949 году их отец – Георгий Стуруа, член партии с 1901 года был обвинен в абсурдной «тоске по троцкизму» и снят со своих должностей. Это событие было как гром среди ясного неба, особенно для детей. «Несмотря на то, что отца не арестовали и даже не исключили из партии, – вспоминает Мэлор Стуруа, – мы все оказались «мечеными». Я, например, уже не мог мечтать о дипломатической карьере, хотя и окончил МГИМО с отличием. Естественно, пятно легло и на биографию Дэви… Был, конечно, еще один момент, уже не статусный и психологический, а чисто финансовый. Оказавшись за бортом, отец уже не мог помогать нам материально. Мне с Дэви пришлось жить на наши стипендии».
Сегодня это обстоятельство может удивить очень многих в Грузии, однако, как рассказывал Дэви Стуруа, семья Георгия Стуруа, несмотря на высокие должности, жила весьма скромно, у его детей не было велосипедов. На все мольбы детей их отец непреклонно отвечал: «Вот когда вырастите, сами купите и велосипеды, и все, что вам заблагорассудится. В ваши годы у меня была одна длинная рубашка. Даже штанов не было…». Все, кто знал одного из старейших большевиков Георгия Федоровича Стуруа, подчеркивали его потрясающую скромность, порядочность, честность, готовность всегда прийти на помощь нуждающемуся.
Так случилось, что в «Известиях» тогда работали практикантами несколько студентов МГИМО, в том числе и Ярослав Шавров, друг Мэлора Стуруа. Ярослав, зная неординарные способности Мэлора, предложил писать за него для газеты: ему известность, Мэлору – гонорар (он рано женился и рано обзавелся наследниками и к тому времени был единственным кормильцем в семье). Вскоре редактор иностранного отдела В. Кудрявцев обратил внимание на то, что Шавров «стал писать лучше». Тому пришлось открыть правду. Так Стуруа приехал в «Известия». Оформление шло как по маслу, пока кадровик не наткнулся на «тоску по троцкизму» отца Стуруа.
Мэлору Стуруа помог тогда близкий друг семьи, член Политбюро ЦК ВКП (б) А.И. Микоян, который позвонил главному редактору «Известий» К. Губину. За их разговором последовал разговор с самим И.В. Сталиным, который строго напомнил редактору, что дети за отцов не отвечают. 6 февраля 1950 года Мэлор Стуруа стал известинцем…
Как говорится, много воды утекло с той поры. Мэлор Стуруа, можно сказать, вихрем ворвался в журналистику. Все, что выходило из-под пера блестяще мыслящего и прекрасно излагающего суть, тонко разбирающегося в сложностях международных событий, вскоре принесло грузинскому журналисту всемирную славу. За более чем 70-летиюю журналистскую деятельность Мэлор Стуруа написал десятки тысяч статей, опубликовал более 30 книг, которые выходили полумиллионными и даже миллионными тиражами, переводились на многие иностранные языки. Он является автором нескольких сценариев художественных и документальных фильмов…
Журналистская и писательская деятельность нашего именитого земляка была отмечена премиями имени В.В. Воровского, им. Алексея Толстого, Союза писателей СССР. Он обладатель «Золотого пера» международного Союза журналистов, премии независимой печати Нью-Йорка за самый сенсационный материал. Мэлор Стуруа награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, «Знак Почета», грузинским Орденом Чести, медалями, десятками грамот и дипломов. Хотя больше всех его обрадовало присвоение ему звания Почетного гражданина города Тбилиси!
Вехи его журналистской деятельности: в 1964-68 годах М. Стуруа был собственным корреспондентом «Известий»в Великобритании, затем в США – до 1972 года, и снова в Великобритании до 1977. Помню, будучи молодым журналистом, мне довелось познакомиться с Мэлором Стуруа в Центральном Доме журналистов в Москве. Мэлор Георгиевич обращал на себя внимание своей неповторимой внешностью, манерой разговора, аристократичностью, элегантностью. С первой же встречи впечатляли огромный багаж знаний, точность суждений, лаконичность. Когда в 1967 году в Лондоне не стало актрисы Вивьен Ли, то Мэлор Стуруа оказался единственным из сотен журналистов, кто отметил, что пришедший первым в то пасмурное утро великий Лоуренс Оливье и поцеловавший в гробу Вивьен Ли – главную любовь своей жизни, – одел на палец левой руки золотое обручальное кольцо, подаренное ему Вивьен в день их помолвки. И хоть это печальное событие освещалось во всех подробностях, эта деталь Мэлора Стуруа, эта «изюминка» изумила всех.
И еще один важный штрих из долгого журналистского пути нашего земляка. Это из интервью с Мэлором Стуруа в связи с его 90-летием, опубликованном в апреле 2018 года в газете «Московский комсомолец». На вопрос журналиста: «Мэлор, а вы, простите, сотрудничали с КГБ?» – Вот здесь я чист как стеклышко. – А вас хотели как-то завербовать? – О, конечно. Они меня просто брали за горло, а я говорил: нет, я не буду с вами сотрудничать…» Вот тебе смелость, независимость. Таков был Мэлор.
Особая тема – взаимоотношения братьев Стуруа. Оба безумно любили друг друга. Когда Дэви Стуруа избрали секретарем ЦК КП Грузии, ему было 30 лет, это было в практике СССР большой редкостью. Его именовали «самый романтичный секретарь».
«…Однажды, – вспоминает Мэлор Стуруа, – Дэви позвонил мне в Миннеаполис и сказал следующее: «Мы так редко видимся с тобой за последние годы, что может вообще больше никогда не увидимся. Поскольку ты не можешь ехать в Тбилиси, а я не могу приехать к тебе в Америку, давай встретимся на полпути – в Москве». Все дни, проведенные тогда в Москве, братья не расставались буквально ни на час, словно подсознательно чувствуя, что это их последнее свидание. К сожалению, так и произошло.
В конце января 2001 года я увидел Мэлора Стуруа в Тбилиси на похоронах своего любимого брата Дэви, или же Карго, как называли его в семье. Дэви Стуруа ушел из жизни, но никогда из сердца своего старшего брата. Братьям несказанно повезло в выборе подруг жизни. Дэви Стуруа и Маквала Илуридзе родились в один и тот же день, месяц, год – 11 февраля 1931 года и отпраздновали свадьбу также 11 февраля, но уже в 1954 году. Любовь супругов достойна сценария фильма, романа… Я счастлив, что в последние годы подружился с одним из умнейших и интеллигентнейших граждан Грузии и даже успел поработать с ним в одной из организаций Грузии. Когда вышла моя очередная книга «Генералами не рождаются», Дэви Стуруа не только написал теплую рецензию, но и сам отнес ее редактору «Свободная Грузия»…
Такая же прекрасная семья у Мэлора Стуруа. Вот уже несколько лет он живет в США в городе Миннеаполисе штата Миннесота со своей супругой со студенческих лет Эддой Клоковой. Мэлор Стуруа – профессор политологии местного университета. У братьев Стуруа по два взрослых сына, которые назвали своих первенцев в честь именитых дедушек.
Мэлор Георгиевич в свои 90 лет полон оптимизма и планов. Дай Бог им осуществиться…


Леван ДОЛИДЗЕ


 
Четверг, 10. Октября 2024