click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Федор Достоевский


ЗОЛОТАЯ КАРЕТА ДЛЯ ЛЮДМИЛЫ

https://lh3.googleusercontent.com/ium1HEMOdHaTbOru0qaZA9WySKnKyKKGpvq32EufGpj6lI_ASvk3H2J5oqyCsjYqx22e6oauSD5ZTuTA1sv6dG_lQgaIAGWoEgvRECGLWc7Qb1fZiw-6-DKF8SzgVWFwcx2tyEMR6G85EJ1RQ_SUH6Gk9e00DPZMz78BOV3WqXAxffCHpoy5Fx-lpySBSeI8fHonynR-yr4Zc2XpQnUlCZgN1fiCW9jKSfVh-aGjomBhRkcu_VS_2WzdKiHd7nSdZYbbmM-6JRFWu3zcIKp3-BvlJWTLmaluv2bLzqrI7qPDdQWJiy4-6vHb0tNgDwvp0rUI9TJq7V64lk0WtzJVbXdsOBTCjnVrpCFla-fFXq8sjo5ycf0TOOc_6IMurA-5G2EeaGQ5B4VDOLA-oRIY-hCkzJRoOCjedJIouNpSmyP5YaCchrz19qha6Co_p15_K7RM_t_rCdZKWNItIiUGXK0H_a_X4XLSS90RkdJRqmA9-cFIz2QTdcrt2grckgnZBqBZIpN_RDY_UpWuQI0QupsCk7UP0B2Y1NKSnp7CboWccrmvDeJ3B7YlbCvs0wZId_NI75n_9OOnWPWOFw2ckKYTl_rYvZ6NA0feOoQvsDXJqRwaVGRU4PigtfJwMcHpoAKH-0LJG_OwHPXLhtGwTIh5m9U2EbQ=s125-no

Мне посчастливилось не однажды брать интервью у заслуженной артистки Грузии Людмилы Артемовой-Мгебришвили, а для близких, коллег и друзей просто – Люси. Первый мой материал назывался (возможно, слишком вычурно): «Золотая карета для Людмилы». Но он отражал восхищение молодой журналистки обаянием и талантом ведущей актрисы Грибоедовского театра. Вот как оно начиналось: «Строгое, даже замкнутое, отрешенное лицо – и вдруг озорная, лукавая улыбка, изменившая его выражение. Изысканная, но немая, молчаливая красота словно озарилась светом души, заговорила... Затрепетали пальцы, сжимавшие сигарету. Актриса Людмила Мгебришвили, будто приехавшая на интервью в золотой карете, – женское лицо Тбилисского русского драматического театра им. А.С. Грибоедова».
Новые встречи с актрисой только подтверждали, углубляли первые впечатления – как от сценических созданий Артемовой, так и от ее человеческих качеств. И вот спустя годы сижу на спектакле-фантасмагории «Ревизор» в постановке Авто Варсимашвили и с наслаждением наблюдаю за игрой Людмилы, за всеми нюансами ее существования в образе Анны Андреевны. Кокетливой и очень амбициозной женщины с неосуществившимися мечтами о женском счастье и красивой жизни в Санкт-Петербурге. Городничиха (смешная деталь: читая письмо мужа, она... не сразу вспоминает, что Сквозник-Дмухановский, подписывающий послание, и есть ее благоверный) то и дело поправляет свою пышную прическу и предвкушает встречу с мифическим персонажем из прошлого: «Он с усами? Он полковник! Полковник!!!» Нереализованные надежды, чрезмерное тщеславие и были причиной ее роковой ошибки, в результате которой Анна Андреевна потеряла свое честное имя и стала всеобщим посмешищем. В спектакле Авто Варсимашвили она полна противоречий: то резко отталкивает, даже оттаскивает свою дочь от важной персоны, на которую сама положила глаз, то толкает Марью Антоновну на путь греха – в объятья Хлестакова. Героиня – такая, какой ее играет Людмила Артемова-Мгебришвили – вызывает неоднозначное отношение. С одной стороны, мы осуждаем Анну Андреевну и смеемся над этой некогда весьма красивой, да и сейчас не утратившей свою привлекательность порочной женщиной, питающей слабость к полковникам и «готовой ко всем услугам» ради возможности жить в столице, с другой – сострадаем ей. Особенно в финале, когда почтенная дама слышит оскорбительные слова в свой адрес от щелкопера-лже-ревизора и, вскрикнув, в ужасе опускает голову на руки, закрывая лицо от позора. Ей стыдно и страшно.
А через несколько дней актрисе выходить в еще одном спектакле по Гоголю – мистической комедии «Женитьба» в постановке А. Варсимашвили. Но уже в роли купчихи Арины Пантелеймовны. Это уже совсем другая женщина, в которой ни капли кокетства: у тетушки Агафьи Тихоновны только одна забота – как бы пристроить свою засидевшуюся в девках любимую племянницу. Арина Пантелеймовна – Артемова-Мгебришвили – особа обстоятельная, серьезная, с большим жизненным опытом, ко всем относящаяся с некоторым недоверием – словно в ожидании чего-то недоброго. И предчувствия ее не обманули. Краски, которые использует в этой работе актриса, сочные, яркие. Особенно в сцене-дуэли со свахой Феклой Ивановной, когда Арина Пантелеймоновна на гребне эмоций старается доказать, что купцы покруче дворян будут. Ее горе в финале неподдельно – тетушка глубоко сопереживает обманутой женихом Агафье Тихоновне и в сердцах даже плюет в лицо интригану Кочкареву.
В прославленном спектакле «Холстомер. История лошади» по Л. Толстому Людмила Артемова играет нежную, любящую Вязопуриху. «По замыслу Авто Варсимашвили, моя Вязопуриха выступает как символ единственной любви, сопровождающей главного героя, и она практически все время на сцене. Конечно, эта роль мне очень дорога, и я с огромным волнением подхожу к каждому спектаклю. Совсем не важно, большая роль или маленькая отведена тебе в постановке, каждая требует работы и шлифовки», – говорит актриса.
В документальной драме «А.Л.Ж.И.Р.» режиссер Авто Варсимашвили доверил Артемовой сложнейшую драматическую роль – узницы Акмолинского лагеря жен изменников родины. Каждый выход на сцену в этой постановке для Людмилы Ивановны – серьезное испытание, своего рода экзамен. Она проносит через себя, свою душу страдания одной из женщин (или всех женщин!) лагеря смерти.
«Отняли все! Но мое останется со мной! Я переживу даже этот карцер!» – «Я не буду падать!» – как заклинание твердит Женщина, сначала приговоренная к расстрелу, а позднее помилованная – казнь заменили десятью годами заключения... Людмила Артемова-Мгебришвили играет эту сцену с огромной трагической силой. В этом отчаянном «я не буду падать!» выражен яростный протест против насилия – с одной стороны, и страха – с другой. Сохранить человеческое достоинство любой ценой – это было главное в А.Л.Ж.И.Р.е! Идея, ясно выраженная в спектакле: они выстояли вопреки всему, потому что были сильными и жизнестойкими. Но при этом оставались просто женщинами... Впечатляет финал. Лаконичный, сдержанный, беспафосный. Взгляд Л.И. Артемовой-Мгебришвили, устремленный в сегодняшний день из далеких 30-х. «Я должна выжить и рассказать, – говорит Женщина из А.Л.Ж.И.Р.а. – Я буду свидетельствовать!»
Разные роли. Разные судьбы. Разная стилистика игры. И перевоплощение настоящей, большой актрисы.
Творческая судьба у Людмилы сложилась очень успешно. По окончании в 1970 году ВГИКа, где Артемова училась на курсе Бориса Бабочкина, она выходит замуж и приезжает со своим избранником в Тбилиси. Становится актрисой русского театра имени А.С. Грибоедова и очень скоро попадает в команду, которую собрал для своего спектакля «Дорога цветов» В. Катаева режиссер Петр Наумович Фоменко.
«Сегодня, спустя годы я еще больше ценю то, что подарила мне судьба в конце 1971 года: встречу с Петром Наумовичем Фоменко, – вспоминает актриса. – Чем больше времени проходит, тем чаще я его вспоминаю и тем ярче эти воспоминания. Хотя принято считать, что с годами память притупляется, ты устаешь, и многое улетучивается.
Но вот первый мой спектакль!.. Может быть, потому, что он был самым первым? А может быть, потому что режиссером был Петр Фоменко? Да и труппа была замечательная, актеры потрясающие – поначалу репетировал Арчил Гомиашвили, а также: замечательные артисты Даниил Славин, Тамара Васильевна Белоусова, Мария Спиридоновна Кебадзе, Лара Крылова, Юрочка Васильев. Это было так интересно! Сегодня так хотелось бы повторить эти мгновения. Репетиции были настоящим праздником. Казалось бы, работать с таким гением – это так сложно. Но было – легко! Потому что он мог показать, и становилось ясно абсолютно все. Не нужно было ничего объяснять, вести долгие разговоры о работе над ролью, выявлять сверхзадачу. Фоменко показывал один какой-то штрих – самое главное, что нужно было схватить. Будь то походка, интонация, взгляд… Петр Наумович ко всему прочему был блистательным актером. Он создавал фантастическую атмосферу на репетициях, и в итоге родился потрясающий спектакль!»
Людмила Артемова-Мгебришвили принадлежит к числу актеров, востребованных всегда, находящих общий язык с любым режиссером и партнерами по сцене. Когда она была совсем еще молодой актрисой, ей предрекла счастливую творческую судьбу известный театровед Натела Урушадзе – в своей статье, посвященной работе Людмилы в спектакле «Сестры» Л. Разумовской в постановке Гизо Жордания:
«Каждое появление Л. Артемовой на сцене, каждое ее участие в созданных драматургом ситуациях, каждый контакт с другими действующими лицами настолько эмоциональны, что любой эпизод – это настоящая схватка... Л. Артемова – мастер. Ей недостаточно быть правдивой и чистой, логичной и несущей зрителю главную мысль, даже в минуты безграничного самовыражения. Это все только для того, чтобы в воображении зрителя возник художественный образ. И действительно, встреча с ее Ольгой заставляет многое вспомнить. Например, очень красивое одинокое дерево во время урагана, которое вот-вот сломается. Но нет, распростертое, распластанное по земле, как будто выдернутое из почвы, оно все равно живет, все равно стоит. Потому что сильнее урагана душа, несущая добро другим. Но это после спектакля. А на спектакле вы в плену жизни Ольги. Такой плен приносит величайшую радость как зрителям, так и актрисе, которая ощущает всем своим существом, как вместе с ней проживают жизнь ее героини сотни зрителей. Этот один сценический образ не просто творческая победа Л. Артемовой. Создавая роль, актриса выразила свое отношение к жизни, проявила себя как высокоталантливый художник. Сейчас совершенно ясно, что актриса внутренне готова для решения сложнейших творческих задач».  
И с этими творческими задачами Людмила Артемова-Мгебришвили, наделенная к тому же незаурядным аналитическим умом и интуицией художника, талантливо справляется на протяжении многих лет.
Вспоминается ее замечательная работа в спектакле Гоги Кавтарадзе «Женщина» Леонида Андреева, где Артемова ярко исполнила роль роковой женщины – Екатерины Ивановны. В спектакле исследовались тайны женского естества, могучая стихия пола. Те необратимые изменения, которые произошли в Екатерине Ивановне – Людмиле Артемовой, психологически были вполне оправданы. Что случилось с героиней? Душевный надлом? Нет, надлом гораздо более серьезный – духовный, что привело к серьезному «сдвигу» в Екатерине Ивановне, полнейшей трансформации ее личности.
В спектакле грибоедовцев она не была изначально порочным существом, испорченность которого до времени скрыта. Отнюдь. Априори Екатерина Ивановна – чистый и честный человек. Просто она, как писал сам Леонид Андреев, «танцующая женщина»... Такие, как она, «танцующие», легче всего ломаются, когда их гармоничное «кружение» грубо прерывается. Именно это и происходило с Екатериной Ивановной, какой ее играла Людмила Артемова-Мгебришвили. Красивый, чистый, цельный человек попадал в обстоятельства, разрушающие красоту, чистоту и цельность.
...Через весь спектакль проходила тема крыльев, полета. Руки-крылья Екатерины Ивановны поднимались и... падали как плети. Она хотела, но не могла взлететь. Несколько раз по ходу действия Екатерина Ивановна, раненая, больная птица, подходила к окну, движимая желанием выпорхнуть, вырваться. Чего она хотела? Свободы, смерти, Голгофы? Ее крылья-руки были бессильны, слабы... Но в финале Екатерина Ивановна прорывалась сквозь тьму в свет, взлетала на своих кроваво-красных (окровавленных?) крыльях, восходила на Голгофу.
«Актриса Людмила Мгебришвили в роли Екатерины Ивановны убедительна, сильна, интересна. Она борется за свою жизнь до конца. Зрелище это не для слабонервных, и спасибо актрисе за то, что она показала нерв своей героини, ее дух, который, как Феникс, возрождается от сцены к сцене, до самого трагического финала. Находящаяся в расцвете своего дарования актриса владеет всей палитрой изобразительсных средств и тратит краски не скупясь, – роль Екатерины Ивановны все равно не позволит этого сделать: она требует от актрисы полной самоотдачи», – писал Важа Брегадзе на страницах газеты «Вечерний Тбилиси».
Просматриваю давнее интервью Л. Артемовой, в которой она говорит о своем отношении к героине. «Это стопроцентная женщина. Я отношусь к Екатерине Ивановне с большим сочувствием». Там же она сказала о мечте всей жизни – сыграть Настасью Филипповну из романа Ф. Достоевского «Идиот». «Один из моих любимых образов!» – поделилась сокровенным актриса.
Настасью Филипповну Людмила Артемова, увы, не сыграла – зато в ее судьбе случилась роль, о которой мечтают многие актрисы – Раневская. «Это роль номер один в мировом репертуаре. Для любой актрисы сыграть Раневскую – просто подарок судьбы. И у меня это произошло!» – говорит актриса.
А до этого была Шарлотта в том же спектакле «Вишневый сад» Г. Кавтарадзе. Получилась нестандартная, нетрадиционная героиня. Ее хорошо приняли на чеховском фестивале в Таганроге, отметила московская критика. «У меня было стереотипное представление о Шарлотте Ивановне. Но потом я поняла, что это очень одаренная женщина с несостоявшейся судьбой. В исполнении других актрис Шарлотта Ивановна была мужеподобной или нелепой, а мы сделали ее интересной...».
Я хорошо помню элегантную, яркую Шарлотту Людмилы Артемовой... как и Эльмиру из спектакля «Тартюф» Мольера в постановке А. Джакели.
Эльмира в исполнении Л. Артемовой была очень красива и соблазнительна, но цинична и порочна во всех своих поступках. Она вела нечистую игру и связывала с Тартюфом тайные надежды. Эльмиру не устраивал брак Тартюфа с Марианной, потому что ею двигал личный интерес...
Следует отметить, что Людмила Артемова интересна не только в ролях героинь – ее острохарактерные образы также всегда пользовались успехом.
«В молодости мне отвели амплуа «героини», а хотелось характерных, комедийных ролей. Такую роль мне поручил Сандро Товстоногов в постановке «Точка зрения», – вспоминает актриса. – Сначала он не видел меня в этом образе. Я была очень молодая, худенькая, хорошенькая. А моя героиня была из простой семьи алкашей. Так что это была острохарактерная роль, вразрез с моей актерской индивидуальностью. Люда Карлова играла это блистательно, великолепно. Я так любила этот спектакль, что смотрела его много раз. Как будто что-то чувствовала. На одном из спектаклей в антракте я встретила двух своих педагогов – ассистентку Бориса Бабочкина, педагога по актерскому мастерству Полину Ивановну Лобачевскую, и педагога по истории изобразительных искусств Паолу Дмитриевну Волкову. Две гениальные женщины, известные в Москве. Полина Ивановна, жгучая брюнетка, славилась своей красотой и элегантностью, была умна, иронична. Она курила дорогие сигареты, ходила с золотой зажигалкой, была вся из себя такая «несоветская». Позднее она рассорилась с Бабочкиным и ушла преподавать на Высшие режиссерские курсы. Паола Дмитриевна Волкова тоже была умнейшей, интереснейшей, образованнейшей, продвинутой женщиной. Одна из немногих людей, которые оставили глубокий след в моей жизни. Паола Дмитриевна очень много мне дала в смысле образования, информации, понимания не только изобразительного искусства, но – жизни.
Эти две удивительные женщины отдыхали в Бакуриани и решили прийти на спектакль Сандро Товстоногова. Увидев меня в антракте, Полина Ивановна спросила: «Почему не ты играешь эту роль?» «Она не для меня!» – ответила я. «Это стопроцентно твоя роль! – возразила Лобачевская. – Я скажу! Ты же характерная актриса!» Действительно, на курсе самой удачной моей работой была роль Катарины в спектакле «Укрощение строптивой». За нее Сергей Аполлинариевич Герасимов поставил мне пять с плюсом. Помню, как Борис Бабочкин объявлял отметки и сказал: «Артемова – пять!». А Сергей Аполлинариевич Герасимов добавил: «С плюсом!». Потому что мне больше удавались роли характерные. И вот по протекции Полины Ивановны Сандро ввел меня в спектакль «Точка зрения». Я легко ввелась в этот спектакль, потому что хорошо знала и любила эту постановку и была, так сказать, в теме».
Именно в этом качестве – характерной актрисы – Артемова предстала в спектакле «Жизнь прекрасна!» по рассказам Чехова в постановке Авто Варсимашвили. Она выступила в дуэте со Станиславом Натенадзе в инсценировке юмористического рассказа «Хороший конец», в котором оба создали сочные образы, демонстрируя недюжинное комедийное дарование. Артемова замечательно сыграла сваху.
Такую же сводницу, только кавказского розлива, Людмила Ивановна сыграла в спектакле «Ханума» А. Цагарели (режиссер А. Варсимашвили) и снова блеснула даром характерной, комедийной актрисы. Ее Кабато была зажигательна, колоритна и составляла сильную конкуренцию самой Хануме.
Люся Артемова была органи-чна и в стилистике абсурда театрального хита начала 2000-х «Рашен блюз» (реж. А. Варсимашвили), в основе которого – проза Виктора Ерофеева, Юза Алешковского, Виктора Астафьева. Людмила выступила в инсценировке скандально известного рассказа «Жизнь с идиотом» Виктора Ерофеева.
К счастью, Людмила Артемова-Мгебришвили и в кино успешно снимается – не зря ведь получила прекрасное кинематографическое образование. И все-таки главным в жизни актрисы остается театр. Еще – замечательная семья: сын, внуки... Но это, наверное, тема для другого материала. А сегодня хотелось поговорить о Люсе именно в связи с ее профессиональными вершинами. Многое осталось за пределами этой публикации. Но это не беда. Ведь главное у заслуженной артистки Грузии, обладательницы престижной медали Пушкина, впереди! Актриса в прекрасной творческой форме и готова к новой работе, новым ролям, самым неожиданным предложениям режиссеров.
Не могу не отметить одно качество актрисы – отзывчивость. Это проявляется и в работе – в том, как она строит свои отношения с партнерами на сцене и вне ее, как готова поддержать начинающих артистов, друзей, прийти каждому на помощь в трудную минуту – советом и делом, протянуть свою надежную руку. А в том, что она действительно надежная, не подлежит сомнению. Многие могли убедиться в этом на собственном опыте.

Поздравляем Людмилу Ивановну и желаем актрисе вдохновения, новых творческих открытий и крепкого здоровья на радость всем поклонникам ее таланта и красоты!


Инна БЕЗИРГАНОВА


Безирганова Инна
Об авторе:

Филолог, журналист.

Журналист, историк театра, театровед. Доктор филологии. Окончила филологический факультет Тбилисского государственного университета имени Ив. Джавахишвили. Защитила диссертацию «Мир грузинской действительности и поэзии в творчестве Евгения Евтушенко». Заведующая музеем Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А. С. Грибоедова. Корреспондент ряда грузинских и российских изданий. Лауреат профессиональной премии театральных критиков «Хрустальное перо. Русский театр за рубежом» Союза театральных деятелей России. Член Международной ассоциации театральных критиков (International Association of Theatre Critics (IATC). Член редакционной коллегии журнала «Русский клуб». Автор и составитель юбилейной книги «История русского театра в Грузии 170». Автор книг из серии «Русские в Грузии»: «Партитура судьбы. Леонид Варпаховский», «Она была звездой. Наталья Бурмистрова», «Закон вечности Бориса Казинца», «След любви. Евгений Евтушенко».

Подробнее >>
 
Пятница, 19. Апреля 2024