click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Федор Достоевский


ЗЕЛЕНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

https://lh3.googleusercontent.com/YRPopTbTPxp88tm7xEHOqWMlG8SV5vsBCoQHe7wGQ7oLy8T9O90QkfWdCYYErJp5VO8E5rJ9q8dJxwZUBP3VUEDU0s_X9EvLA-mDWsL3ceUozsUqWQHZsgIzMrd64SRtLQ4BYbcn8GZT28KnnaSSO7H_KPh1edaxF_Gqr-FbtkOjwvm0F-5r5_c40Xz80123NG5LhCE2D6xuYl7gqUBdZuOBcUGlDS0s2AyNSeolrJxW8oK5lTFxitH_OIgCGVSs-pOC7gKQLwRb9bbgfx4S-m0B8TFPHmBNkKRFvKpY45KRnX0pfOxBCYfYRDWfYWcuk7PN-M6h5BGqHzx9SUaZGPO8cg2ffM2KEfN0Csacs4UPicCXgE-Ozp76pHWOtOEuItayx98nGB-W0G5KigUGgk9HSDGNat3WpGFcFXz4XLiTCqxlttlTK6seUk0AkOWmcVDRmFV5lm2r33-zI-fDlAhnSgxspxylJdGODlvTqt-hdBJG1FRb8B0WJxey2L-clxBMDi3u8NJodzfxLPGFU-5Yb20ph4cNn4nNiEXSeer5S9G2qz8F23cPSDXQidWEue4xGdT8r9_Mq7SbEaP8cgw5KTZwUvgbqXgrV7Q=s125-no

Лондон травмирует воображение красотой своих парков, зеленых дворов и лесов в центре города! Почему мы принадлежим к другой цивилизации, которой всего этого не нужно?
Наполненный перегаром машин воздух Тбилиси после весеннего благоухающего Лондона лишь усиливает эмоцию! Нам что и дышать не нужно?!
Одно азартное желание – немедленно создать в Тбилиси лондонские зеленые дворы. Вначале это только личное желание, но со временем, надеюсь, оно станет общим. И одни вопросы: с чего начать? Как должен выглядеть современный зеленый двор? Кто согласится работать во дворе? Сколько все это будет стоить? Где взять деньги? Вопросы без ответов. И только одна мысль не приходит в голову: «Какой будет реакция жителей многоквартирных домов на создание в их запущенном, вытоптанном, загаженном дворе мини-парка?» Кажется, что жители будут рады и готовы помочь. Но это ошибка
Агрессия, с которой придется столкнуться в отдельных дворах, совершенно неожиданная и необъяснима. Это явление проанализируем позже. А вначале нужно найти единомышленников и деньги.
Единомышленники нашлись быстро. Неправительственная организация «Бавшви да гаремо» (Ребенок и среда) двадцать лет возвращает детство беспризорным и детям из социально незащищенных семей. Бессменный президент организации госпожа Нино Иашвили и ее сотрудники находят таких детей, проводят медицинское обследование, лечат, кормят, учат, творчески развивают, проводят фестивали и конкурсы. Дарят свое внимание и тепло тем, кто его полностью лишен. Они должны были нас услышать!
Сегодня в Тбилиси все дети, без исключения, оказались в заставленных машинами, неэкологичных и небезопасных дворах. Администрация города и районов уже несколько лет благоустраивает разрушенные спортивные и детские площадки во дворах, но никто не занимается озеленением территорий. Воздух во дворах остается запыленным и загазованным, а значит качество жизни по-прежнему очень низким.
«Бавшви да гаремо» стала нашим верным и надежным партнером. Когда же GEF (Программа малых грантов Глобального Фонда защиты природы UNDP) объявила тендер на получение финансирования, мы представили совместный экологический проект и получили грант.
Проект «Новый тбилисский двор» имел целью озеленение трех больших многоквартирных дворов одного из самых загрязненных районов Тбилиси – Сабуртало. В рамках проекта необходимо было изучить и отладить механизм совместной работы жителей многоквартирных домов, администрации района и компании ландшафтного дизайна. Проект предполагался как пилотный для дальнейшего распространения по другим дворам города.
Сегодня, когда два огромных двора зазеленели изумрудным газоном и украсились бело-розовым облаком цветущих деревьев, мы спокойно приступаем к озеленению третьего двора, уверенные в необходимости и своевременности проекта. Сама же работа во дворах на всех этапах была похожа на «театр абсурда». Поэтому заслуживает более подробного обсуждения для тех людей, которые, возможно, пойдут за нами. Там было все: жадные банки и щедрые безработные, хитрые монахини и креативные чиновники, философствующие мусорщики и орущие профессора, трудолюбивые дети и бездельники отцы. Но вот о чем хотелось бы рассказать подробнее.

Соседские страсти
Как оказалось, мы сами не понимаем, что живем плохо, нам нечем дышать и надо что-то предпринять, пока нам об этом не скажут международные организации. И не только скажут, но и профинансируют! Но и после объяснений мы будем долго сопротивляться, сомневаться, предполагая в их помощи некую «коррупционную составляющую».
Наверное, у каждого человека есть «двор своего детства», с которым связаны щемящие, светлые воспоминания. Такой двор есть и у меня – это проспект А. Казбеги N5 (бывшая Павлова N5). И хотя я не живу там уже 40 лет, но всегда помню интеллигентную доброжелательность и веселый дух, царившие во дворе. Сегодня это один из худших для жизни дворов Сабуртало. Огромный, грязный, заставленный сотней машин на давно уничтоженных газонах, при полном отсутствии детей даже во время каникул.
Именно с этого двора мне хотелось начать. Тем более, что проект предполагает активное участие жителей дворов. А на кого, как не на соседей из счастливого детства хочется надеяться.
Мы создали несколько версий проекта мини-парка на 250 кв. метрах в центре двора, предусмотрев новые места для стоянки машин. Напечатали баннеры, открыли страницу в Фейсбуке для всеобщего обсуждения. Я начала звонить в знакомые с детства двери, надеясь на поддержку. То, что я услышала, привело меня в замешательство, но потом было закреплено 40 подписями в письме к администрации района. Хорошо знакомые мне люди просили не усугублять и так тяжелейшие отношения, сложившие между владельцами машин и остальными жителями. Утверждали, что во дворе не нужны ни мини-парк, ни новые спортивные и детские площадки, поскольку они привлекут много детей. «Тишины хотим, тишины!» – звучало в письме. По меньшей мере странно, если учесть, что во дворе проживают 200 семей!
«Они раздавят колесами все, что вы посадите», – прозвучало на словах. И хотя двор является муниципальной собственностью и по закону только 2\3 голосов жителей двора могут отменить решение администрации о проводимых преобразованиях – мы ушли из этого двора навсегда!
Дальнейшая работа потребовала тщательного изучения обстановки в каждом отдельном дворе. Как оказалось, современные дворы бывают «живые» и «мертвые». Это понятно сразу по оживленности в любое время дня, по наличию детей и нянь с малышами, по приветливому общению соседей, по общему вниманию к происходящему во дворе и отсутствию апатии. Такой двор «живой» и его следует рассматривать для проекта. Из «мертвого» двора следует бежать немедленно! В нем отрицательная энергетика и сад расти не будет!

Битва за территории
Многоквартирные дворы в Сабуртало огромные, поэтому, выбрав двор, не следует пытаться озеленить только 200 кв. метров, предусмотренных в проекте. Все вокруг станет еще ужаснее! Надо озеленять всю территорию, с которой можно убрать машины. Пусть ее выберут жители и утвердит администрация района. Наверняка это будет темой первого столкновения между соседями. Но решать только им! А пока жители ломают копья (а это настоящая битва с криками, зрителями на балконах, выдавливанием с территории проигравших), необходимо поискать во дворе «личный садик под окнами». Таковой есть в каждом дворе. Там трудится Ваш будущий садовник. Для него невыносимо будет смотреть на высыхающий газон и погибающие растения.
«Зеленый человек», который имеет навыки садовника, в дальнейшем станет присматривать за мини-парком даже бесплатно. Но это неправильно!
Захотев иметь во дворе мини-парк, жители должны согласиться постоянно оплачивать профессиональный уход за ним. Пусть эта оплата будет минимальной и необременительной для семьи, но она должна быть ежемесячной и оформленной официальной квитанцией либо договором. Такой договор – гарантия того, что наши дети будут жить не хуже лондонских.

Финансы поют романсы
Программа малых грантов GEF предполагает финансирование только половины проекта. Вторую половину должны оплачивать участники проекта и спонсоры. Так нас приучают не только «смотреть в руки», но и быть партнерами, а значит со-финансировать. Половина из этого со-финансирования должна быть в виде наличных, а другая половина может быть в виде умозрительной стоимости труда волонтеров. Другими словами, жители, которые не хотят тратить деньги на проект, могут поработать во дворе – вскопать землю, убрать мусор, выкопать траншею, посадить деревья и кустарники. Но участвовать обязательно! Опыт показывает, что только вложившись в проект физически и материально, жители в дальнейшем будут следить за садом и беречь свою работу.
Партнерское финансирование не обошлось без сюрпризов!
Мировой опыт озеленения запущенных территорий показывает, что в большинстве случаев существует конфликт между креативными горожанами и бюрократическими чиновниками. Еще до получения гранта мы обращались в администрацию района с просьбой об озеленении дворов и выяснили, что в районном бюджете нет средств на озеленение дворов, лишь небольшая сумма на уход за существующими насаждениями. Тратилась она в основном на кронирование аварийных веток либо снос упавших деревьев. Однако после получения нами гранта и подписания меморандума о сотрудничестве с администрацией Сабурталинского района, к нашему большому удивлению, чиновники оказались хорошими партнерами!
Поскольку большинство дворов многоквартирных домов находится в муниципальной собственности, в меморандуме было оговорено, что мы начинаем работы по озеленению на выделенной и уже подготовленной для посадок территории. Нас также не касалась санитарная обрезка старых (иногда пятидесятилетних) деревьев. Поэтому все земляные работы по очистке территории от мусора, демонтажу старого асфальта и бетона на месте старых фундаментов, вывоз мусора, завоз плодородного грунта были выполнены на средства администрации района силами организаций, находящихся у них на контракте. Ими же были вырыты траншеи для бордюрных растений под контролем специалистов районных электросетей. В одном из дворов была вымощена сеть пешеходных дорожек и установлена большая беседка.
Стоимость выполненных администрацией работ была настолько внушительной, что позволила жителям не принимать участие в со-финансировании проекта. А нам спокойно изучить возможности альтернативного финансирования экологических проектов в Грузии.
Результаты изучения, увы, плачевны!
Все попытки домкомов собрать даже символические суммы для приобретения собственного инвентаря для дальнейшего ухода за мини-парками (газонокосилки, садового пылесоса, шланга для полива) не увенчались успехом. На наших глазах жители отказывались платить из-за отсутствия денег, садились в свои дорогие автомобили и уезжали.
К нашему удивлению, подобным нищенским синдромом оказались поражены и банки! Когда в начале проекта заговорили о возможных спонсорах, то имели в виду крупные коммерческие организации и банки, офисы которых находятся на первых этажах дворовых зданий. Организации эти активно пользуются дворами – регулярно подвозят во дворы товары, сотрудники ставят автомобили. Товарищество жильцов подготовило и разослало организациям информационные письма с предложением спонсорской поддержки проекта. Мы предоставили всю затребованную информацию по проекту. Полгода они обдумывали возможность своего участия, и лишь самая маленькая коммерческая организация выделила небольшую сумму, на которую домкомом были приобретены грабли и секатор.
К нашему изумлению, Банк Грузии и Карту Банк, имеющие двухэтажные офисы в жилом доме Пекина 14, отказались поддержать экологический проект. Волей провидения через месяц после отказа Банку Грузии понадобилось установить движок в подсобном помещении в середине двора, и для этого прорыть траншею. Товарищество жильцов Банку Грузии отказало. Что же, «не плюй в колодец…», вернее – во двор!

Кто садовник?
Кто-нибудь видел в Тбилиси ухоженные парки? Очевидно, нет. Но все садовники все время очень заняты. Дозвониться, встретиться, приступить к работе – очень сложно и долго. Каким бы простым не был создаваемый сад, у нас всегда должен быть и ландшафтный дизайнер, и садовник. Как удивился бы Михаил Мамулашвили. Современный садовник ничего не может без ландшафтного дизайнера и наоборот.  «Два в одном флаконе» нам так и не встретился. А мы искали не просто садовника, а надежного партнера на стартапе.
Как заказчики проекта мы понимали, что мини-парк в многоквартирном дворе должен быть экологичным и эстетичным – оазисом в бетонном городе. При этом неприхотливым в уходе, состоять из преимущественно местных пород деревьев и местных сортов растений для возможной быстрой реконструкции. Должен быть снабжен капельной оросительной системой для ограничения бессмысленных потерь воды. Он должен быть хорошо просматриваем со всех балконов и окон и с точки зрения проходящего человека. И конечно, он должен быть безопасным – без сухих веток, ядовитых, вызывающих аллергию растений, без непроходимых зарослей кустарника. Во всем остальном мы допускали любую импровизацию садовника в рамках существующего финансирования.
Еще на стадии заявки на грант мы заручились поддержкой Зураба Шеварднадзе и его сада-питомника «Гардения». Однако после получения гранта проект дворов оказался неинтересным для самой известной сегодня в Грузии компании и нас переадресовали в колледж ландшафтного дизайна. Учебное заведение было создано Зурабом Шеварднадзе несколько лет назад при Патриархии и под покровительством Католикоса Грузии. Сегодня оно имеет статус государственного учебного заведения и подготавливает специалистов ландшафтного дизайна и садовников. Возглавляет его монахиня.
Такой партнер нам казался идеальным во всех отношениях – по гуманитарной идее проекта, по профессиональной и финансовой составляющим. Очевидно, что проект был интересен с учебной точки зрения. Студенты были активно задействованы в работах во дворах. С их участием и у них на глазах на «убитых» территориях за несколько дней возникли парки. Эмоциональная сторона проекта была также для всех очень поучительной. Единовременно во дворах они столкнулись с целым букетом человеческих реакций: от словесной агрессии до сердечной благодарности, от едких комментариев дворовых бездельников до стихов в свой адрес, написанных одинокой старушкой, жительницей двора.  Комплексное знакомство с реальной жизнью и профессиональное развитие в рамках благородного проекта должно было быть во благо молодым людям.
Надо отдать должное профессионализму садовников колледжа, которые в мгновение ока превратили бессмысленные замусоренные заросли кустов и небольших деревьев в ухоженные фрагменты сада, подчеркнув красоту каждого растения. Энтузиазм и внутреннее спокойствие, с которым работали садовники и студенты во дворах, окруженные толпой дворовых бездельников, вызывало невольное уважение и к ним, и к организации, которую они представляли.
Но сама организация создала нам много проблем. Поскольку мы работаем на договорной основе, подтверждая и обосновывая все траты банковскими документами, мы полгода оговаривали все условия договора с руководством колледжа. Учли все их требования и пожелания. Просчитав с ними все возможные риски. В результате договор так и не был подписан, хотя работа в двух дворах была выполнена и оплачена.
Нам пришлось заключать индивидуальный договор с каждым участником проекта – дизайнером, садовниками, создателем оросительной системы и каждым поставщиком растений, садового оборудования, рулонного газона. При этом у нас создалось впечатление, что каждое звено, все поставщики услуг впервые в жизни составляли и подписывали договор – столько понадобилось объяснений и попыток. Мы потратили неоправданно много своего времени!
Выполнение работы по индивидуальным договорам создавало нервозную и безответственную обстановку в рабочем процессе. Руководитель колледжа одной рукой отправляла сотрудников и студентов на работу в давно согласованное время, другой рукой – могла не отпустить или отозвать в любой момент. Мы потратили много нервов!

Сады и Дети
Великой радостью для нас стало активное и эмоциональное участие детей в проекте. Мы заявляли участие волонтеров в проекте. Обсуждали гендерные вопросы. Мы предполагали, что в каждом дворе найдется большая группа молодых мужчин (тем более, что многие не работают), которые примут участие в подготовительных работах и в посадке деревьев. Мы были уверены, что некоторые молодые женщины и девушки с удовольствием будут сажать цветы. Мы также предполагали провести тренинги по садоводству для любых желающих, чтобы они потом ухаживали за мини-парком в своем дворе. Активное участие детей мы не предполагали – лишь в качестве наблюдателей. Один тренинг во дворе на тему «Как создаются парки», второй в парке храма Самеба «Лучший парк Грузии». Все случилось совсем наоборот и к нашему изумлению. Когда надежды на какую-либо помощь во дворе не стало. Кроме одного домкома, никто демонстративно не дотронулся до садового инвентаря. Пришедшие со школы дети, бросили футбольные мячи и схватили лопаты, кирки, тачки. Сначала с опаской, но увидев, что это поощряется, со все возрастающим энтузиазмом. И вскоре уже более десяти детей от семи лет и старше несли растения, сажали в траншеи, возили землю в тачках и засыпали растения.
Тем, для кого предполагали рассказ-экскурсию, было гораздо интереснее работать самим. В какой-то момент их отцам и остальным взрослым мужчинам во дворе стало неудобно только наблюдать, и они нехотя присоединились к работающим. Конечно, в элементарном – в поливе и подаче растений. Зрелище было и радостным, и одновременно печальным. С одной стороны, сыновья воспитывали своих отцов. И это здорово! С другой стороны, думаешь, что же сломалось в нашей цивилизации? В какой момент заложенное от природы в наших детях созидательное начало исчезает и превращается в потребительство и бездействие взрослых мужчин?
Пилотный проект выявил глубокое недоверие жителей города ко всему, что происходит вокруг. Постоянное ожидание подвоха, ущемления их прав – печальное наследие последних десятилетий! Мы очень надеемся, что реализованный пилотный проект озеленения дворов заставит людей захотеть жить лучше, комфортнее, качественнее. Хорошо известны результаты многолетнего исследование американских ученых: в больницах пациенты, лежавшие в палатах с видом на зеленый массив, выздоравливали быстрее, чем в палатах с видом на серый бетонный город.
Мы все должны выздороветь!


Ирина Квезерели-Копадзе


 
Пятница, 19. Апреля 2024