click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства.  Амелия Эрхарт


НЕ ПОТЕРЯЙ СВОЮ ЗВЕЗДУ

 

Недавно в Тбилиси была вписана новая страничка в современную главу многовековых грузино-русских отношений.
А началась эта нетипичная история в Москве, в весьма прозаическом месте – в подземном переходе. А завершилась в Тбилиси, в литературном кафе «Парнас» при отеле «Марриотт» на проспекте Руставели.
Однажды известный представитель московской общественности и деловой элиты решил пройтись пешком и обратил внимание в подземном переходе на человека, предлагавшего купить не какой-то там захудалый сувенир, а подлинную «Золотую звезду» Героя Социалистического Труда. Первым побуждением бизнесмена было вызвать полицию, но он все-таки переговорил с торговцем и выяснил, что тот понятия не имеет, чью «Гертруду» перекупил по случаю. Ему было совершенно безразлично, кто и почему расстался с наградой. Такого сорта люди называли Государственную премию «Государыней», а звание Героя Социалистического Труда – «Гертрудой». Подобная фамильярность отнюдь не уменьшала стоимости правительственных наград. Поддавшись внутреннему чувству, Виктор Михайлович Бехтиев приобрел «Золотую Звезду». И тут возникло третье желание – вернуть награду владельцу или его потомкам. По просьбе Бехтиева один из руководителей МВД буквально за два дня установил по номерному знаку, что звание Героя Социалистического Труда и нагрудный знак «Золотая звезда» были присвоены в 1950 году бригадиру колхоза «Колхида» села Ахалсопели Зугдидского района Раждену Константиновичу Кадария, 1912 года рождения.
То, что разыскиваемый герой оказался грузином, Бехтиев воспринял как знак свыше, поскольку именно в этот период жизни он был тесно связан с Грузией. По его просьбе тбилисский друг, кинопродюсер Гия Базгадзе принялся разыскивать семью Раждена Кадария.
Однако пришло время по всей форме представить Виктора Михайловича Бехтиева. В настоящее время он возглавляет инвестиционно-строительную компанию. Однако широкую известность в обществе заслужил на ниве меценатства. Вместе с супругой Еленой Владимировной Бехтиевой является учредителем Благотворительного фонда имени П.М. Третьякова. Виктор Бехтиев – инициатор учреждения премии имени П.М. Третьякова для музейных сотрудников, учредитель и издатель журнала «Русское искусство», кавалер орденов Святого Даниила и «За заслуги перед Отечеством».
Фонд имени Третьякова осуществляет разнообразные просветительские проекты, проводит диалоги по культурным взаимосвязям с такими странами, как Франция, Италия, Германия. Апрельский номер журнала «Русское искусство» за 2013 год был посвящен теме «Россия-Грузия. Диалог на языке искусства». Московская и тбилисская презентации номера стали знаковым событием для творческой интеллигенции двух стран. «Русский клуб» освещал эти события, но уместно и сегодня вспомнить, что на московской презентации присутствовали Георгий Тараторкин и Екатерина Маркова, Вадим Абдрашитов и Нателла Тоидзе, Юрий Поляков, Михаил Швыдкой и другие известные деятели культуры. Ведущий вечера – народный артист России Валерий Баринов открыл вечер чтением строф поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Доктор искусствоведения Марина Медзмариашвили, курировавшая проект с грузинской стороны, поблагодарила за возможность представить на страницах журнала тему своего научного исследования, посвященного творчеству художников Д. Какабадзе, Л. Гудиашвили, Ш. Кикодзе, К. Зданевича, Е. Ахвледиани. Доктор философии, журналист Юрий Вачнадзе, автор статьи о Джордже Баланчине, рассказал о различных аспектах культурного взаимодействия России и Грузии. Выступление кандидата искусствоведения, заведующей научно-исследовательским отделом Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева Лилии Михайловны Евсеевой было посвящено нескольким статьям журнала, раскрывающим тему православия как общего духовного истока искусства России и Грузии», – написано в статье о презентации грузинского номера в журнале «Русское искусство».
Конференц-зал Третьяковской галереи, где проходила презентация, не мог вместить всех желающих: организаторы не ограничились приветственными речами и научными докладами, направленными на сохранение братских традиций, исторически установившихся между Россией и Грузией, но и представили красочную программу, в которой прозвучали грузинское многоголосье, романсы и песни, исполненные Тамарой Гвердцители, сопрано Виктории Гогошвили, стихи о Грузии Бориса Пастернака и Беллы Ахмадулиной. Юные танцоры исполнили на «бис» зажигательные народные танцы. Все мероприятие сопровождалось видеорядом, который с исключительным художественным вкусом был сформирован на основе иллюстративного материала журнала «Русское искусство».
Тот памятный вечер вернул его участникам чувство надежды, что грузино-российские отношения вернутся в старое, доброе русло, и вместо того, чтобы предаваться ностальгии, народы обеих стран начнут развивать их на новом уровне взаимных интересов культуры, науки, литературы и искусства.
Именно в момент глобального погружения в грузинскую тематику у президента Фонда имени Третьякова возникла коллизия с «Золотой звездой». При первой же возможности посетить Грузию Виктор Бехтиев выполнил задуманное – вернул звезду потомкам героя. Итак, за одним столиком кафе «Парнас» оказались президент Фонда имени Третьякова Виктор Бехтиев, его друзья и деловые партнеры – уроженец Тбилиси, известный московский юрист Константин Лузиньян-Рижинашвили, кинопродюсер Георгий Базгадзе, внук героя соцтруда Хвича Кадария и два представителя прессы, некогда работавшие вместе в газете «Молодежь Грузии» – фотокорреспондент Рубен Рухкян и автор этих строк.
Без долгих предисловий Виктор Михайлович Бехтиев передал Хвиче Кадария «Золотую звезду» и выписки из документов, свидетельствующих, что высшая награда СССР за трудовые достижения была вручена его деду.
– С большим удовольствием возвращаю в семью эту бесценную реликвию, – сказал Виктор Михайлович, пожимая руку внука знатного чаевода.
– У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства. Даже не верю в реальность происходящего, – сказал в ответ Хвича по-грузински, а Гия Базгадзе перевел его слова. – Вы сегодня сделали для нашей семьи невозможное. Не всякий родной брат совершит такой поступок.
– Мы больше, чем братья, – мгновенно отреагировал Бехтиев, – я бы не удивился, если утраченную семейную реликвию моего деда или отца вернул мне кто-то из Грузии.
– На такие поступки способны единицы, – скромно настаивал Хвича.
– Это бы сделал каждый человек чести, каждый, у кого есть душа. Как-то не по-божески, когда награда за подвиги, боевые или трудовые оказывается в чужих руках. Пусть эта звезда теперь навечно останется в стенах родного дома и передается по наследству потомкам.
Рубен Рухкян сделал несколько снимков. Бехтиев предложил поднять тост за возвращение звезды законным владельцам. Перебрав варианты подходящих к случаю напитков, остановились на шампанском. Под звон бокалов были сделаны еще несколько снимков.
В беседе выяснилось, что Хвича лет десять назад перебрался в Тбилиси, но все еще постоянно не трудоустроен, что его отец живет по-прежнему в селе Ахалсопели. Никто не затрагивал тему, как награда оказалась в чужих руках. И так всем было ясно, что не от хорошей жизни. А ведь было время, когда слава чаеводов Грузии гремела на всю огромную страну. Герой Социалистического Труда – высшее звание в СССР за трудовые заслуги – с 1938 по 1991 годы им были удостоены 20 605 человек. И наряду с выдающимися академиками, физиками-ядерщиками, авиаконструкторами, деятелями культуры и искусства эту награду получали за рекордные достижения труженики производства и сельского хозяйства. В списке награжденных «Золотой звездой» с 1948 по 1951 годы числятся несколько знатных чаеводов по фамилии Кадария, уроженцев села Ахалсопели Зугдидского района – Ражден Кадария, супруги Партен Михайлович и Домника Эрастовна Кадария, их дочь Минадора Кадария и приемная дочка Валентина Срибнова. О семье, в которой сразу четыре человека были удостоены «Золотой звезды», писали очерки, снимали документальные фильмы. Партен, Минадора и Домника Кадария у своего автомобиля – такой снимок сохранился в Государственном архиве кинофотодокументов. Эти сборщики собирали более 10 тонн «зеленого золота» с гектара.
У каждого в Грузии есть собственные ностальгические моменты, связанные с грузинским чаем. Кто-то помнит, как осушали болотистые низины Колхиды. Кто-то создавал чаесборочную машину «Сакартвело», чтобы облегчить каторжный труд сборщиков листа. Кто-то на фабриках колдовал над ароматом готовой продукции. Кто-то писал о трудовых победах на плантациях – ежегодно после свалившейся на голову новости «План республики по сбору чая перевыполнен!» – мгновенно пустели редакционные кабинеты – всех срочно командировали в районы Западной Грузии. Чайная отрасль, бывшая одной из визитных карточек Грузии, в годы экономического коллапса пришла в упадок.
Беседа за столиком элегантного «Парнаса» повернулась в сторону недавней истории, и было вслух упомянуто трагичное, холодное и голодное время, когда в Грузии полыхала гражданская война, гибли люди, плантации, виноградники, разрушались промышленные комплексы. Вспомнили и о пропахшем гарью январе, когда нынешний пятизвездочный отель «Марриотт», а в то время гостиница «Тбилиси» оказалась в эпицентре боев между гвардией первого президента и оппозицией.
– Вот здесь в вестибюле стоял БТР, а с этого тротуара по Дому правительства палили из тяжелых орудий, на крышах залегли снайперы, – вспоминали тбилисцы.
Помолчали. Московский гость проявил профессиональный интерес к восстановленному зданию. Что и понятно: Виктор Бехтиев – строитель в третьем поколении. После окончания строительного техникума он служил в армии, в строительных войсках в Казахстане. Причем в стройбате оказался по совету отца, который предсказал, мол, если закалишься в сложных условиях, то станешь настоящим строителем. Так и получилось. Вернувшись в столицу, Бехтиев поступил на работу в дважды орденоносный трест «Мосжилстрой», в котором за четверть века прошел путь от мастера участка до руководителя предприятия. За эти годы он строил жилые комплексы, а также занимался реконструкцией уникальных объектов, в числе которых значатся: Всесоюзный кардиологический центр, Институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац, Камерный музыкальный театр Б.А. Покровского, Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Государственная Третьяковская галерея.
Более сорока назад Виктор Бехтиев встретил девушку своей мечты и предложил ей руку и сердце на второй день знакомства. В семье Бехтиевых выросли два сына. Супруга Елена Владимировна, юрист и искусствовед по образованию, много лет является научным сотрудником Третьяковки. Во многом благодаря безмерной преданности жены любимому делу, Третьяковская галерея и для Виктора Михайловича стала важнейшим объектом всей жизни. Реконструкция в Лаврушинском переулке завершилась, но музей «не отпускал» Бехтиева. После бесконечных разговоров с супругой и ее коллегами о том, что Третьяковка остро нуждаются в поддержке общественности, Виктор Михайлович Бехтиев, человек действия, предложил основать Фонд имени П. Третьякова. Вместе с супругой они стали его учредителями, созданный ими фонд можно назвать семейным детищем.
Основан благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова был к 150-летию Государственной Третьяковской галереи. Вот уже несколько лет ежегодно фондом присуждается премия имени П.М. Третьякова «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству», которой награждают музейных сотрудников. Регулярно проводятся в Государственной Третьяковской галерее торжественные вечера, посвященные памяти семьи Третьяковых. На средства Фонда был воссоздан мемориал семьи Третьяковых на Даниловском кладбище, проводятся бесплатные экскурсии по Третьяковке для ветеранов войны и труда, творческих союзов, различных категорий граждан, организуются различные выставки, оказывается разнообразная спонсорская поддержка.
В интервью журналу «Русский клуб» Виктор Михайлович так ответил на вопрос, что же привело строителя на поприще благотворительности:
– Наверно, мне стоит благодарить за любовь к искусству маму, которая привила мне с раннего детства большую любовь к литературе, к поэзии. Интерес к искусству восходит к традициям моей семьи. Конечно, важно и то, что мы с женой – Еленой Владимировной одинаково считаем, что нельзя быть патриотами на словах, надо приносить реальную пользу, пропагандировать культурные традиции. Поэтому одним из важнейших проектов Фонда является журнал «Русское искусство». Журнал под таким названием издавался в 1923 году, через 80 лет мы его возродили. Журнал существует более десяти лет и заслужил прочный авторитет серьезного и актуального издания, благодаря деятельности коллектива и его главного редактора Елены Владимировны Бехтиевой.

– В числе основателей Фонда праправнучка Третьякова по линии Боткина Екатерина Сергеевна Хохлова, правнук основателя династии художников Евгений Лансере. Перечислены также фамилии людей, которым Фонд выражает благодарность. В этом списке значатся уроженцы Грузии, расскажите, пожалуйста, о них.
– Во многих начинаниях нашего Фонда оказали большую финансовую помощь мои друзья и коллеги-строители Гия Квеладзе и Валерий Иашвили. Моей правой рукой является юрист Котэ Лузиньян-Рижинашвили, который давно переехал в Москву, но по-прежнему остается патриотом родного Тбилиси. То, что такой человек рядом – это настоящий подарок судьбы. Не было ни одного мероприятия Фонда, в осуществление которого Котэ не вложил бы средства. Нет такого события, чтобы Котэ в нем не участвовал! Тбилисцы Гия Базгадзе и его супруга Мзия Кутивадзе активные участники наших совместных российско-грузинских проектов. Хочу отметить, что Гия Базгадзе обнаружил в Тбилиси оригиналы издававшегося в 1923 году журнала «Русское искусство». Константин Лузиньян-Рижинашвили и Гия Базгадзе вносят солидный вклад в развитие культурных отношений между нашими странами – они авторы идеи и организаторы проведения Тбилисского фестиваля российского кино.

– Виктор Михайлович, с чего же началась ваша любовь к Грузии?
– Как ни парадоксально, я проникся огромной любовью и симпатией к грузинскому народу, к грузинской культуре в степях Казахстана. В наш стройбатальон командировали парней из Грузии. Это были такие правильные ребята! Душевные, одаренные, сердечные – они украсили нашу достаточно суровую жизнь. С тех пор я не теряю связи с вашей замечательной страной и полностью разделяю те высокие чувства, которые питали к Грузии великие писатели, поэты, художники и представители российской интеллигенции в течение сотен лет.

– Есть ли у вас бизнес-проекты, связанные с Грузией?
– Обсуждаем возможность строительства культурно-оздоровительного комплекса, чтобы грузинский народ получил достойный центр, где можно поправить здоровье, отдохнуть душой. Такой проект отвечает главному, ради чего стоит жить, – строить для людей и укреплять культурные традиции, накопленные веками.

– Быть продолжателем традиций самого Третьякова очень почетно и, очевидно, очень непросто. Успехов вам во всех начинаниях. Пусть звезды – небесные и земные – почаще приводят вас в Грузию.


Ирина Владиславская


 
Пятница, 13. Декабря 2024