click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Стоит только поверить, что вы можете – и вы уже на полпути к цели.  Теодор Рузвельт


САД ХРАМА САМЕБА – КАК ПОСЛАНИЕ

 

За последние десять лет на глазах у тбилисцев под звон колоколов и молитвенное песнопение поднялся и расцвел на склоне Элиа новый сад Храма Самеба.
Сад был задуман и благословлен Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II. Сегодня по красоте расположения и количеству редких видов и сортов растений он является для специалистов образцом ландшафтного искусства. Для всех остальных – феерическим зрелищем.
Размещенный на площади в десять гектаров, сад опоясывает Храм и цветочно-растительным водопадом стекает на нижнюю террасу. И там уже спокойно растекается вдоль белоснежной мраморной дороги с вытянутыми в струнку резными монументами, мимо колокольни к центральным воротам. Удачный ландшафтный дизайн позволяет с любой его точки видеть за композициями растений панораму города и высокое небо.  Сад будто плывет в небесах.
Со всех сторон территорию опоясывают столетние хвойные деревья – гималайские кедры, сосны и кипарисы, чудом пережившие грандиозную стройку и устоявшие на краю гигантского котлована. Они оттеняют небо вокруг храма множеством оттенков зеленого. Под ними новые посадки хвойных. Свечами стоят молодые пирамидальные кипарисы, благоухают юные сосны, кедры и пихты. Кланяются до земли в партере сада кедры. Изысканный оттенок придают саду серебристые ели. Все обрамляется туями и можжевельниками.
Широким полотном тянется вдоль верхней террасы розарий, бурное цветение которого продолжается до начала декабря, даже под летящим снегом. Пять лет назад из всемирно известного питомника Кордеса привезли 100 редких, престижных сортов роз и высадили в специально подготовленный грунт. Для этого метровый слой загрязненного строительным мусором грунта заменили на лесной, внесли удобрения, создали дренаж и систему капельного орошения. Понадобилось три года, чтобы розарий продемонстрировал всю роскошь своего цветения. И вот теперь каждый май как по сигналу: «Бал!», одна за другой распускаются розы: чайные, английские, французские, флорибунды, вьющиеся, миниатюрные, полиантовые, парковые, розы на шрабах и другие. Великолепие форм бутонов, оттенков и ароматов! Для специалистов очевидно, что все сорта – новые, коллекционные, от известных селекционеров.
Цветение роз подчеркивается серебристыми кронами оливковых деревьев, которых в саду множество, и полями лаванды и розмарина. Эти почетные гости из Прованса не только нашли свою вторую родину и все лето одаривают окрестности благоуханием и сиреневым звоном, но уже распространились из сада по скверам города.
Осенью по всей территории сада зацветут хризантемы. Множество сортов из коллекции Тбилисского ботанического сада. В оттенки зари окрасятся кроны листопадных деревьев сада – шаровидных кленов, пирамидальных ясеней, грабов и тисов. Значит, будем с нетерпением ждать осени.
Сегодня трудно себе представить, что 12-13 лет назад на этом самом месте была строительная площадка, замусоренная и залитая бетоном, без следов растительности. Понадобились самоотверженные усилия многих людей, чтобы преображение началось! Первым ландшафтным дизайнером сада была Нанули Пирвели.
Задумав создать храмовый сад, Святейший прекрасно понимал, что, помимо крупных финансовых вложений, нужны профессионалы и большой штат постоянно ухаживающих за садом сотрудников. Поэтому в 2006 году при Духовной Академии он создал «институт декоративного садоводства и экологии» с трехлетним обучением. Институт возглавил тогда еще совсем молодой ботаник, только что окончивший докторантуру в Германии, Зураб Шеварднадзе. Он собрал вокруг себя профессионалов – своих бывших преподавателей из Тбилисского государственного университета им.И.Джавахишвили, специалистов Тбилисского ботанического сада, аграрного университета и др. Привез из Германии программы, учебники, наглядные пособия.  Вскоре в институте учебный процесс проходил в том же формате, что и в Боннском садоводческом колледже.
В 2011 году институт прошел авторизацию и превратился в самостоятельное учебное заведение, единственный в Грузии «Общественный колледж декоративного садоводства».
Три дня в неделю студенты слушают лекции и два дня, под руководством своих преподавателей, работают в саду. Здание колледжа расположено выше сада, к нему примыкают две теплицы и питомник. Каждый год колледж выпускает 100-120 специалистов в области садоводства, ландшафтного дизайна и флористики. Хороший задел для постепенного превращения нашего города в сад!
Из истории известно: сад таков – каков его садовод! Даже при наличии большого количества специалистов садовод должен быть один. Он создает душу сада! Таким садоводом является матушка Тэкле (Сихарулидзе). К ней единственной отправляют любого интересующегося священнослужителя. Для создания сада у храма профессионализма недостаточно, нужны особые знания и духовная работа. Рядом с матушкой всегда лучшие из лучших: заместитель директора колледжа Манана Элбакидзе, ландшафтный дизайнер Лия Курцикидзе, кураторы розария Жужуна Авалишвили и Ирина Корипадзе, специалист по хризантемам Этери Гогиташвили, цветоводы Манана Мшвилдадзе и Нино Кереселидзе и многие другие.
Во все времена сады у храмов были попыткой создать рай на земле, гармонию человека и природы. Лучшие сады всегда были отражением своего времени, живой «книгой», которую можно было читать, изучать или уничтожить. Сад Храма Самеба не исключение из правил. Его текст уже написан и читается.
Есть растения – религиозные символы. И главный из них – олива. По Библии, голубь после потопа принес Ною оливковую ветвь, как знак примирения Бога с человеком. Олива была первым деревом, выросшим на Земле после потопа. И, конечно, с оливкового дерева начался сад Храма Самеба. Святейшему подарили несколько 400-летних оливковых деревьев. Два из них он собственноручно посадил в Патриархии и одно – в будущем саду Самеба, у подножия колокольни. Невысокое, с ноздреватым, грубой лепки стволом, испещренным разводами, покрытым как старинная антикварная бронза голубовато-бирюзовой патиной. При этом густая крона пышная и здоровая, как у молодых деревьев в саду. Единственный вид дерева на Земле, живущий 2000 лет и способный к самовосстановлению. Факт, подтвержденный генетическими исследованиями древних деревьев Гефсиманского сада.
Розы и лилии в саду тоже неслучайны. Это цветы Богородицы. В средневековых монастырских садах всегда присутствовала крестообразная планировка территории. И в центре креста высаживались цветы Богородицы или создавался фонтан, символизирующий слезы Христа. Сад Самеба имеет сложную ландшафтную планировку. Но тема креста повторяется неоднократно. В том числе – Болнисского креста из кустов самшита. Фонтаны в саду тоже есть, но, к сожалению, они работают только по праздникам.
Отдельная глава «книги» – аллея обелисков, ведущая к ступеням Храма. На белых камнях выгравированы барельефы, повествующие истории грузинских царей – праведников и мучеников, Католикосов-Патриархов. А вдоль всего пути, словно скорбящие люди, стоят кедры. И это уже не страница «книги», а «классная комната», в которой есть чему поучиться нам, нашим детям и внукам!
Каждый розарий в саду, а их множество, каждая альпийская горка рассказывают отдельную историю о красоте совместного проживания совершенно разных растений из разных стран мира. О стремлении к гармонии со всем миром и терпимости, как о единственном способе приближения к Богу.
Особую роль в саду играют каменные глыбы из разных уголков Грузии. Две из них ждут резца скульптора, остальные разбросаны по саду, как сгустки энергии скал, как центры силы.
С самого начала в саду существовал пруд с лебедями и дикими утками. Место паломничества детей. Пожалуй, целое поколение детей выросло, подкармливая лебедей и общаясь с птицами на своем, только им понятном языке. Андерсеновская любовь к лебедям живет, наверно, в каждом ребенке. Несколько лет назад фонд «Карту» реализовал красивый проект – расширил пруд с лебедями, дополнив его вольером для павлинов. А в метре от пруда был создан бассейн для детей с водяными фильтрами и большой песочницей неподалеку. Весь комплекс был оформлен плакучими ивами, лавандовыми полями, очень редким сортом шелковой акации с розовыми веерами тычинок и шоколадными листьями. Согласно красивой идее, дети должны были плескаться в бассейне рядом с лебедями и раскрывающими хвосты павлинами. Но, к сожалению, детский «эдем» продержался недолго. Дети, разыгравшись, пересыпали весь песок из песочницы в бассейн, фильтры засорились, сливные трубы забились. Бассейн пришлось опорожнить...
В целом сад – это место для раздумий и прогулок. Он постоянно меняется. Каждая из его дорожек приводит к новой дендрофантазии создателей. И даже еще нетронутые и запущенные периферийные участки говорят о многом – о контрастах в нашей жизни, о труде, который нужно вложить в красоту.
Всю историю человечества сады создавались у Храмов как посыл, а уже потом становились модными у привилегированного сословия и всего общества. Вокруг грузинских храмов, как правило, были и есть аскетичные зеленые поляны, старые деревья и высокое небо.  Природа вокруг была настолько красивой, что не требовалось дополнительных усилий. Возможно, из-за многочисленных войн и частых набегов врагов было не до садов. Неудивительно, что и культура садоводства в обществе была не так развита. Но время пришло! За десятки лет мы привыкли, не задумываясь доверять Святейшему, но сегодня тот случай, когда необходимо задуматься и всем нам.
Столице, задыхающейся от пыли и выхлопов машин, сады и парки необходимы. Это своеобразные «кислородные подушки» города. Возрожденные парки, новые скверы, зеленые газоны на улицах и во дворах – не дань моде, а вопрос жизни и здоровья населения. Похоже, что Святейший предвидел это десять лет назад.
Хочется надеяться, что прекрасный сад Храма Самеба станет посланием для мэрии города, администраций районов, банков, частных компаний, благотворительных фондов, для всего общества о необходимости взращивать сады вокруг нас. И что важно – в наших душах.


Ирина КВЕЗЕРЕЛИ-КОПАДЗЕ


 
Понедельник, 16. Сентября 2024