click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства.  Амелия Эрхарт


ПРЫЖОК ДО СИНГАПУРА

https://lh3.googleusercontent.com/-C5PFtVt7vea3n0RieNd5UdYEO_8qGA7HB-Z43_sCgcNz0Ae96iw45fyTpIUl2-bCWz1FyjKum73q1digIpQawxk4HC9x-mzU-8nhqrwHdwUlfKbRNDYqqdylVbL1ZecnH2o9It-wU6Ii4LpOtSe1tStA5nAthk3a_iopkvknCbLTVTRSOqGgiveg9Mn2TkGCjnPFJgKhOHatq0jGmLJRwNzJWOtJWuZ1y3U4Z1D1Nvw69O0YqqN0Fv2bb9qT5XVmklr1Rk5oxP19eAEVCy_IvXo8gwY3vxqwjDgCfCqT9ozFBeNwyoRs6jwtDK2hMzcfWRkRMofR3OuVlRH4Y80EiwIpS3r14u_L3AyRYpK3aJumP4j72pEUqY8nJro-UGVL8fdSqm86E2Qk-pkg0gW8s8PaUNGQEjIt-VwUzGgDx5qSIVYsj0xh0gq-WMxMeLtF-doYxzJV-CQAk3gPoCD46ym51a368-B7F1DnI9RgCFmW4Ao4WgTPvnPISLQ_BqXtxoNcjyebKkrZeAG8ECJS-rIWl5BaVUlcm8Om4Upb21_KCzc5gaEw-egUHQZ5OA939JY=w125-h106-no

Неисповедимы пути успешного спортсмена. С кем только не сведет судьба, в какие только уголки мира не забросит! Коренной тбилисец Валерий Обидко, ученик Серго Кавтарадзе и Виктора Санеева, мастер спорта, многократный чемпион Грузии по прыжкам в длину, бронзовый призер Кубка СССР, окончил Тбилисский институт физкультуры, аспирантуру в Москве, защитил диссертацию под названием, ни много ни мало, «Систематизация средств прыжковой подготовки на этапах начальной и углубленной специализации в прыжках в длину с разбега» на степень кандидата педагогических наук, преподавал в Москве, тренировал в Малайзии. Последние 12 лет Валерий живет и работает в Сингапуре. Да, он менял города и страны, но никогда не изменял своему делу – легкой атлетике, и давнему страстному увлечению – музыке, а точнее – игре на ударных. А еще – он сын спортсменов, внук ученых, правнук офицера и актрисы.  В Тбилиси приехал впервые за 27 лет. Было о чем поговорить. Мы и поговорили.

– Каким вы увидели город после почти 30-летнего отсутствия?
– Стало красивее и чище. Город похорошел, и это замечательно. А ностальгия по прежнему Тбилиси – до мурашек по телу. Но все изменилось. Все! Я ничего не мог узнать. Когда-то наша семья жила на улице Клары Цеткин, и мне, конечно,  захотелось пройтись по ней. По мистическому совпадению, гостиница, в которой мы остановились, находилась на улице Цинамдзгвришвили. Я и не предполагал, что это новое название моей улицы. Я ходил-ходил, искал-искал. Наконец подошел к пожилой женщине и спросил: «Где здесь старая улица Клары Цеткин?». Она говорит: «Да вы на ней и находитесь». Поразительно, но наш отель располагался в №90, а мы жили в №89, то есть отель был напротив нашего старого дома. Я зашел в свой дворик. Сел на лавочку, сохранившуюся еще со времен моей юности. Конечно, я не стал стучаться в свою квартиру, люди могли и не понять, что я хочу просто взглянуть. А в соседнем подъезде жила моя тетя. Ее балкон был открыт, на веревке сушилось белье. Я даже не знал – подняться ли? Кто там теперь живет? Посидел во дворе… Уже собрался уходить. И вдруг на балкон вышла тетя. «Талико деида»! – позвал я. «Ромели хар, батоно?» – «Валера вар» – «Амоди, бичо!» Поднялся. Она заплакала. Не смог сдержать слез и я. Между прочим, ей  84 года. Но она узнала меня сразу.
– А почему вы так долго не приезжали в Тбилиси?
– Я учился в московской  аспирантуре. Вся моя семья – родители, сестра – тоже переехала в Москву. С 1995 года я работаю за границей. Даже в Москве не бывал, времени не было. А сейчас у меня впервые за многие годы выдался долгий отпуск – целых три недели! Я приехал в Москву повидаться с сестрой и поклониться могилам родителей. И мы с женой решили съездить на мою родину. Я давно мечтал об этом. Знаете, какие сны видел? Словно еду в метро и слышу объявления: следующая станция – «Руставели», следующая станция – «Марджанишвили»…
– У вас выдающиеся предки...
– Мой дед по материнской линии Петр Иванович Соловьев, профессор, доктор биологических наук, работал в Тбилисском НИИ бактериофага. Прадед, Эдуард Казимирович  Обидковский (длинную фамилию потом сократили до Обидко), приехал из Польши. Белый офицер, он, непонятно почему, перешел на сторону красных. В 1921 году устанавливал в Грузии Советскую власть. Служил  помощником начальника автобронетанковых войск Закавказского военного округа. В 1927 году вступил в партию. В июле 1937 года его арестовали, в сентябре расстреляли. Ему было 45 лет. 18 августа 1956 года он был реабилитирован. Его жена, моя прабабушка, Антонина Даниловна Смирнова-Обидко, играла в театре имени Грибоедова. Когда я приходил в Грибоедовский, старушки в гардеробе, зная, чей я правнук, всегда выдавали мне бесплатный бинокль. Ее помнили. Кстати, прабабушка до конца дней носила фамилию мужа – даже в те годы, когда его еще не реабилитировали.

ОНА БЫЛА АКТРИСОЮ…
В архивах Грибоедовского хранится личное дело заслуженной артистки Грузинской ССР А.Д. Смирновой-Обидко – уникальные документы периода от 27 января 1937 г. до 19 марта 1965 г. – автобиографии разных лет, личные листки по учету кадров, характеристики, приказы…  Она была известной и востребованной артисткой. Достаточно сказать, что к 1953 году успела сыграть около 400 ролей. Публикуем биографию, написанную самой Антониной Даниловной – живой рассказ о нелегкой жизни, полной ежедневного труда и удивительной преданности профессии, а также  характеристику, подписанную директором театра П.Канделаки.
«Родилась я в городе Саратове в 1889 году в семье осмотрщика вагонов железной дороги. На учебу меня определили в начальную школу, окончив которую я поступила в так называемое Сретенское училище, в котором проучилась 4 года. В 1905 году моего отца «за вольнодумство и неисполнение религиозных обрядов» уволили с работы. В виду крайне тяжелого материального положения семьи я не могла продолжать учебу. Уволенный с работы отец вынужден был заниматься сапожным ремеслом, заработок от которого не позволял отцу производить расходы на образование детей (кроме меня в семье воспитывалось трое детей). Благодаря этим обстоятельствам мне пришлось заняться самостоятельным трудом. Отец определил меня в мастерскую готового платья, для того, чтобы я изучила мастерство шитья, но у меня с детства было стремление работать в области искусства. Бросив работу в мастерской, против чего сильно возражал отец, я вынуждена была уйти из дома и начать вполне самостоятельную жизнь. К этому времени мне было 16 лет. Первые шаги самостоятельной жизни давались чрезвычайно трудно. Наряду с необходимостью работы в любительском рабочем кружке железнодорожного клуба, где я участвовала в спектаклях, нужно было серьезно подумать о средствах к существованию. В виде заработка я брала работу от хлебной фирмы Луи Дрейфус и К0 в Саратове, пошивку мешочков для отправляемых заказчикам сортов зерна и муки, так называемую пробу. Это являлось в то время основным источником моего заработка. Затем я нанялась в Саратовский Институт благородных девиц для обслуживания в качестве горничной к двум классным дамам этого института, т.к. участие в спектаклях клуба не давало никакого заработка, а бросать любимое дело не хотелось. После этого я работала продавщицей в винной лавке, где за то, что меня отпускали на репетиции и спектакли, приходилось работать с 5 часов утра до 12 часов ночи и исполнять помимо моей основной работы черновую работу. В 1908 г. выйдя замуж я получила возможность пойти на работу по интересующей меня области, в Саратовский Народный дом, где в то время режиссером был Ростовцев. С тех пор началась моя самостоятельная профессиональная работа в качестве актрисы драмы: 1910-1911 – Народный Дом, Саратов; 1911-1913 – Драматический театр, Двинск; 1913-1914 – Городской театр, Витебск; 1914-1915 – Городской театр, Ставрополь; 1915-1920 – Городской театр, Астрахань.
Октябрьская революция застала меня в Астрахани. В 1918 г. я связала свою судьбу с командиром Красной Армии. Его влияние воспитало во мне стремление к активной общественной жизни. С тех пор я принимаю участие в жизни советской общественности. В 1920 г. в Баку, куда я уехала из Астрахани вслед за частями 11-й Красной Армии, с которыми ушел мой муж, я вела общественную работу по организации красноармейских кружков самодеятельности, служа в Государственном театре. C 1921 г. с момента советизации Грузии я приехав в г. Тифлис вслед за мужем, который с частями отдельной Красной Армии принимал участие в освобождении Грузии от меньшевиков, я продолжала производственно-общественную деятельность: 1921-1922 – Гостеатр, Тифлис; 1922-1923 – Советский театр, Тифлис; 1923-1924 – Русская госдрама, Тифлис; 1924-1925 – Гостеатр, Владикавказ; 1925-1926 – Красный театр, Тифлис; 1926-1929 – ТРТ, Тифлис; 1929-1932 – Красный театр, Тифлис; 1932-1934 – Государственный русский театр, Тбилиси; 1934 по настоящее время – театр им. А.С. Грибоедова.
В 1937 г. в связи с арестом мужа я была исключена из кандидатов в ВКП(б), а в 1938 г. восстановлена. В 1939 г. была принята в члены ВКП(б).
В 1946 г. получила звание заслуженной артистки Грузинской ССР. 29 января 1958 г.»
Из характеристики:
«Заслуженная артистка Грузинской ССР Смирнова А.Д., член КПСС с 1939 г., работает в театре им. А.С. Грибоедова со дня его основания. Общий стаж работы 47 лет. Артистка Смирнова А.Д. является представительницей старшего поколения. Большой жизненный опыт, трепетное отношение к работе помогают ей создавать на сцене жизненно-правдивые образы. К творческим удачам артистки Смирновой А.Д. следует отнести роль Коршуновой в пьесе Дарасели «Киквидзе», няни в пьесе «Последние» М.Горького, сестры Карпо Карповича в пьесе Минко «Не называя фамилий», а также Хлестова – «Горе от ума», бабушка – «Одна», Евдокия Ивановна – «Грозовой год» и др. … Награждена двумя грамотами Президиума Верховного Совета Грузинской ССР и медалью. 10 февраля 1958 г.».

***
– Семья у нас была спортивная, – продолжает свой рассказ Валерий Обидко. – Папа играл в сборной СССР по волейболу, чемпион Всемирной универсиады 1963 года в Бразилии, бронзовый призер Летней Спартакиады народов СССР в составе сборной Грузии. Мама тоже была волейболисткой, кроме того,  занималась велоспортом, выступала за сборную Грузии. Родители учились в Тбилисском институте физкультуры. Там и познакомились.  
– А почему вы занялись легкой атлетикой, а не волейболом?
– Вообще-то я неплохо играл в футбол. Но наш школьный учитель физкультуры Георгий Михайлович Атабеков посоветовал мне перейти в легкую атлетику: «Футбол – командный вид спорта, ты зависишь от других. А там все зависит только от тебя». Я послушался. Может быть, сделал ошибку, а может, и нет. Кто знает? Моим первым тренером стал знаменитый Серго Владимирович Кавтарадзе. Я был спринтером, бегал на дистанции 100 и 200 м. В 1972 году проводился чемпионат города. В финал я не попал. Но учитель, который отвечал за команду нашего района, сказал мне: «Я тебя на длину поставил. Ты должен завтра прийти и прыгнуть». Я пришел, прыгнул и выиграл чемпионат Тбилиси. А после чемпионата Грузии окончательно перешел на прыжки в длину. В 1981 году моим тренером стал Виктор Санеев, который отошел от большого спорта после Московской олимпиады.
– Кстати, многие считают, что чемпионом Олимпиады в Москве был именно Санеев, хоть и получил «серебро», а не золотой призер Яак Уудмяэ из Эстонии.
– А тут и сомневаться нечего – конечно, Санеев. Да, был довольно сильный встречный ветер – 1,7 метров в секунду. Судья предлагал ему переждать ветер. Но Санеев отказался – он уже настроился, завелся и ждать не мог. Это сейчас спортсменам дается только одна минута на попытку, а в 80-х время не было ограничено. Помимо встречного ветра, там были некоторые нюансы, которые я не хочу озвучивать публично. Но все спортсмены точно знают – Олимпиаду выиграл Виктор Санеев. Кстати, Жоао де Оливейра, который был третьим, на пьедестале сказал эстонцу: «Не ты чемпион, а Санеев!»… В общем, я перешел к Санееву и до конца моей спортивной карьеры тренировался у него. Всем нам, его ученикам, было с ним хорошо. Он не был очень требовательным, но сам факт того, что я занимался у легенды, не позволял тренироваться вполсилы.  
– Вы встречались с Санеевым впоследствии?
– Как известно, он живет в Сиднее. Мы часто созваниваемся. Порой встречаемся. В 2006 году я напомнил руководству Спортивной школы Сингапура о великом Санееве и предложил пригласить. В течение двух недель он проводил мастер-классы. А в 2009 году я повез своих ребят на соревнования в Австралию. Как раз через Сидней. У нас было пять часов транзита. Санеев живет в 11 километрах от аэропорта.  Он встретил меня вместе с сыном Сандриком и  забрал к себе домой. Жена приготовила грузинский стол. Посидели, замечательно поговорили.
– Как настроение у Виктора Даниловича?
– Отличное. Лимоны выращивает у себя на участке. Это и понятно – сухумец, да еще и Институт субтропического хозяйства окончил!
– Как складывалась ваша карьера после ухода из большого спорта?
– После окончания института физкультуры я продолжил учебу в московской аспирантуре. В 91-м защитил диссертацию, и меня пригласили остаться на кафедре легкой атлетики преподавателем, а спустя четыре года уехал в Малайзию по национальной программе развития спорта. Меня направили в отдаленный штат и сказали: забудь, что ты тренер по прыжкам. Поэтому я тренировал и барьеры, и спринт… Проработал 8 с половиной лет и могу похвастаться, что большинство сильнейших юниоров страны были именно из моей группы.  Как-то раз в местной газете прочел объявление, что в Сингапуре открывается спортивная школа, идет набор тренеров. Мне уже хотелось чего-то нового. Я отослал резюме и вскоре получил приглашение. С января 2004 года живу и работаю в Сингапуре. 4 года назад получил гражданство. Я законопослушный гражданин Сингапура. Кстати, из-за поездки в Грузию впервые за много лет пропустил выборы.
– Расскажите немного о Сингапуре и его жителях.
– Прежде всего – это невероятно, поразительно чистая страна. Каждую ночь ездят специальные машины и моют все улицы шампунем. Если вы закурите в неположенном месте, если бросите на улицу какую-нибудь соринку, вам придется заплатить штраф в 500 долларов.  Это спокойная и совершенно безопасная страна – можно гулять в любое время суток, ничего не опасаясь, без всяких проблем. Сами сингапурцы – гостеприимные и очень дружелюбные, несмотря на то, что в стране проживают люди разных национальностей и вероисповедания – китайцы, индусы, малайцы.  Среди китайцев встречаются буддисты и католики, малайцы большей частью – мусульмане-сунниты. Но в Сингапуре никогда  не бывает конфликтов на расовой или религиозной почве.
– Каковы ваши тренерские достижения?
– Я тренирую тройные прыжки и прыжки в длину, и результаты очень неплохие. К примеру, в 2007 году мой ученик стал 4-м на чемпионате мира среди юношей. Кроме того, я читаю лекции при Международной ассоциации легкой атлетики в Азии – как тренировать прыжки.
– Насколько я знаю, вы в Сингапуре еще и жену себе нашли?
– С Си Чан мы познакомились в 2004 году. Она рекордсменка страны в многоборье – била рекорды и в прыжках в длину, и в прыжках в высоту. Потом тоже начала тренировать, так мы и познакомились. Вначале взаимопонимания у нас не сложилось. Я приехал – весь такой знающий и выдающийся, и раздражался, что какой-то местный специалист пытается меня учить уму-разуму. Я ее корректно послал. Какое-то время мы даже не разговаривали. А Си просто хотела мне на первых порах помочь. Кончилось все тем, что мы поженились.
– Не могу не спросить вас о вашем давнем увлечении – музыке.
– Еще в школе мы с одноклассниками переворачивали стулья и барабанили до упаду! А потом в Институте физкультуры основали группу «Контур». В ее составе все были спортсменами. В 1985 году победили на музыкальном конкурсе, и мне, представьте, довелось даже выступить на сцене Тбилисской филармонии. Нас очень ценил выдающийся музыковед Евгений Мачавариани. При его содействии состоялись наши гастроли по всей Грузии.  На гитаре у нас играл Мамука Чихладзе, ныне – известный музыкант. Сейчас мы с ним встретились. Я поехал послушать его в паб «Амстердам» и  даже поиграл с ним немного. В Сингапуре я играю в группе, которая называется «Мегаломания». Мы играем блюз-рок и рок, выступаем в клубах. Летом выступили на Международном Азиатском пивном фестивале – на том месте, где проводятся гонки «Формула-1».  
– Что вас ожидает по возвращении?
– Отпуск закончился. Пора приступать к работе.


нина зардалишвили-шадури


Зардалишвили(Шадури) Нина
Об авторе:
филолог, литературовед, журналист

Член Союза писателей Грузии. Заведующая литературной частью Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А.С. Грибоедова. Окончила с отличием филологический факультет и аспирантуру Тбилисского государственного университета (ТГУ) имени Ив. Джавахишвили. В течение 15 лет работала диктором и корреспондентом Гостелерадиокомитета Грузии. Преподавала историю и теорию литературы в ТГУ. Автор статей по теории литературы. Участник ряда международных научных конференций по русской филологии. Автор, соавтор, составитель, редактор более 20-ти художественных, научных и публицистических изданий.
Подробнее >>
 
Понедельник, 16. Сентября 2024