click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Единственный способ сделать что-то очень хорошо – любить то, что ты делаешь. Стив Джобс


МЕЙНСТРИМ И АРТХАУС КИНЕМАТОГРАФА

https://lh3.googleusercontent.com/pLtQ-hHEAdQRryEdN5WGNeOOZaIFjOazS4Q-HHKKj2xUNiSAdp-Br5uq50fGsSlp79BUehxnnW_GhFm2kJJmohq-4ZyU00t8tac5uPW2mErLineWRbnVh1uk-sfuTlgKukifXiYpx2GLLmreeQ5Zu2DK7vRc0IzRVZtfHN3rnx1QXw3O1rvYjGNeBn3zev-AskorViB_nL3Dt64QOocyovO47Uz-DgYuWWDcP_MZNQIcnjNdK6FjKN5nHK6jFhtxXnLPEepUXSXLSFJe-HQPmF64qmuAx27yQD6G1W4ENsUpiQAksEaI4tiPfT4-OOYdVWX-t8Nljb2LFAfJdvVDqRaK2R5O9FR4uNl64uMNyljrrpsDZwZEvd1Wf3ry-vLOWFB8p0UTdST5jiQijcSP9aE0D5XFlogbG80U_bj-2X8GXp1jP-tVkDfMb3TSu2-fxr28t6nKvV5lGjWKscjF2Vrp3eUzo94tZ1a-2cz1yxjDD54Sx0-C22vT3lcrFoeG3Q4WhdxnaYXDA3yQHGiZguEDkxF3jkQ1XQlNY-qoHNTOVFo31QTneIuZDJcO4xatKPMW=s125-no

Знаменитая «Франкофония» Александра Сокурова открыла очередной, пятый по счету, Тбилисский открытый кинофорум, основанный осенью 2010 года Международным фондом искусств и межкультурного диалога в партнерстве с продюсерским центром «Кинопроцесс»,  Константином Лузиньяном-Рижинашвили и Гией Базгадзе (почетным президентом был избран Эльдар Александрович Рязанов – увы, недавно мы простились с великим режиссером).
В этом году подавляющее большинство привезенных на фестиваль картин относились к категории «копродукция». То есть, в их производстве приняли участие кинематографисты разных стран. Это отражает современные тенденции развития кино.
На фестивале было представлено 30 картин в рубриках «Фестивальный мейнстрим», «Молодое кино», «Региональная панорама», «Пристальный взгляд: Украина», «Представляет МКФ «Золотой абрикос», «Грузинская панорама». Памяти кинорежиссера Бахтиера Худойназарова, ушедшего из жизни в этом году, был посвящен показ фильма «Лунный папа», снятого по сценарию Ираклия Квирикадзе. Вспоминали и классика мирового кинематографа Сергея Эйзенштейна: тбилисцы увидели легендарный «Броненосец «Потемкин» и провокационную артхаусную биографическую драму «Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя (Нидерланды-Мексика-Финляндия-Бельгия-Франция), вызвавшую немало споров. Свои картины представили известные российские режиссеры Станислав Говорухин (социально-психологическая драма «Конец прекрасной эпохи») и Вера Глаголева (драма «Две женщины» по мотивам пьесы И.Тургенева «Месяц в деревне»).
Заслуживающей самого пристального внимания была программа украинских кинематографистов – «Песнь песней» Евы Нейман, «F 63.9 Болезнь любви» Дмитрия Томашпольского и Алены Демьяненко (Украина-Франция-Россия), «Тот, кто прошел сквозь огонь» Михаила Ильенко.
Картина «Шрам», показанная в программе армянских кинематографистов «Представляет МКФ «Золотой абрикос»,  объединила Германию, Францию, Италию, Россию, Польшу, Канаду, Турцию, Иорданию. В ней отражены страшные события геноцида армян 1915 года на примере судьбы одной семьи. Фильм, снятый Фатихом Акином в жанре исторического триллера, смотрится с огромным интересом, на одном дыхании. Главного героя, Назарета Манукяна, блистательно  играет французский актер алжирского происхождения Тахар Рахим.
В рубрике «Грузинская панорама» показали картину Тинатин Каджришвили «Невесты», несколько раз награжденную на международных фестивалях: в Болгарии, Румынии, Боснии и Герцоговине, Египте. Это серьезная,  вдумчивая  работа, в которой главную роль сыграла Мариам Кития (актриса Тбилисского театра имени А.С. Грибоедова), трижды отмеченная на фестивалях за лучшую женскую роль. Она играет очень тонко, на полутонах, демонстрируя высокий класс экранного существования. Полувзгляд, полуулыбка, едва заметный жест или поворот головы – из всех этих нюансов строится образ Нуцы, молодой женщины, попавшей в сложнейшие жизненные обстоятельства. Героиня М.Кития – жена заключенного, мать двоих его детей – тяжело переживает эту ситуацию.  Однако Нуца – сильная, сдержанная в выражении эмоций, немногословная женщина, прячущая свои страдания от окружающих. Ее партнер в фильме – Серго Буиглишвили – тоже создает неоднозначный драматический образ Гоги.  Гога – вовсе не зэк в традиционном понимании этого слова. Это неглупый, по-своему интересный молодой человек, однажды оступившийся и несущий на своих плечах всю тяжесть наказания. За решеткой он многое осознал, передумал. Свои размышления и переживания он выражает в писательстве… Главное – вопреки всему чувства Нуцы и Гоги друг к другу остались прежними.  Несмотря на труднейшее испытание многолетней разлукой, когда, казалось бы, невозможно сохранить прежний градус отношений. Драма молодых людей проходит на фоне довольно жестких социальных реалий. В фильме мы видим все недостатки пенитенциарной системы.                 
Интересные фильмы были представлены в рубрике «Региональная панорама»:  «Милый Ханс, дорогой Петр» (Россия-Украина-Великобритания-Германия) Александра Миндадзе,  «Под электрическими облаками» (Россия-Польша-Украина) – интеллектуальное кино Алексея Германа-младшего о «лишних людях». О тех, кто во все времена «обладает геном предрасположенности к сложному взгляду на жизнь», как говорит один из героев картины. Именно «лишние люди», по мнению ее создателей, движут нашим столь несовершенным миром, не позволяют ему окончательно рухнуть и провалиться в тартарары. В картине – семь  новелл, и в каждой рассказывается именно о таких людях. Они разного возраста, национальности, социального положения, интеллектуального уровня. Объединяет их одно – тот самый ген. И еще недостроенное здание, судьба которого активно обсуждается в фильме: хозяин скоропостижно ушел из жизни и дом обречен... Опять – метафора.
На мой взгляд, эта провидческая картина для интеллигенции и об интеллигенции. Действие происходит в 2017 году. Промозглой зимой. «Под электрическими облаками» тоскливо, серо, холодно и бесприютно. Царит беспредел – убивают людей, происходит тотальная переоценка ценностей, разрываются связи между поколениями. Все предельно накалено, наэлектризовано: мир в ожидании большой  войны. И как светлячки – «лишние люди», пытающиеся сохранить добро, любовь, красоту, нравственные и культурные ценности.  
Еще одно сильное киновпечатление фестиваля  в той же рубрике «Региональная панорама» – картина, снятая  в жанре роуд-муви «Я не вернусь!». Это очередной пример успешной копродукции: в создании картины принимали участие Россия, Беларусь, Казахстан, Финляндия и Эстония. Фильм снял эстонский режиссер Ильмар Рааг. Думается, во многом успех картины определили две юные актрисы, сыгравшие главные роли – Полина Пушкарук и Вика Лобачева. Фильм о том, что нет ничего дороже и ценнее настоящих человеческих отношений. У героини картины Ани, выросшей в детдоме, есть все шансы взять у жизни реванш, добиться успеха. Будучи совсем юной, она уже аспирантка,  читающая лекции по литературе студентам, впереди ее ждут блестящие перспективы. У нее любовник – успешный женатый мужчина, помогающий Ане в карьере, но отнюдь не стремящийся изменить налаженную семейную жизнь ради молодой возлюбленной. Роковое стечение обстоятельств резко меняет жизнь Анны: из благополучной девушки она в одночасье превращается в бродяжку, скрывающуюся от правосудия. На пути ей встречается Кристина – неприкаянная, одинокая девочка, оставшаяся без родителей и не имеющая крыши над головой. Эта встреча приводит к тому, что Аня по-настоящему взрослеет, резко меняется ее отношение к жизни и к самой себе. Если до знакомства с Кристиной девушка хотела счастья только для самой себя и боялась оказаться в зависимости от привязанности к кому-либо, то после этой судьбоносной встречи она начинает понимать, что значит нести ответственность за другого, заботиться, самоотверженно любить. И она решает начать свою жизнь с белого листа. Тем более, что любимый человек из уже прошлой реальности не выдержал испытания на верность и подлинность чувств.


МОЛОДОЕ КИНО:
«ПАЦИЕНТЫ»

В рубрике «Молодое кино» был представлен фильм «Пациенты» – дебютная работа Эллы Омельченко (Россия), уже получившая ряд призов. Это настоящее артхаусное кино. В нем показана неожиданная коллизия, столкновение двух позиций – психоаналитика и священника. Первый внушает писателю Сергею, инфантильному молодому человеку, мысль о кризисе в его семье и необходимости развода с женой, которая якобы подавляет в нем личностное начало. Второй советует жене Сергея Лене во что бы то ни стало, любым путем (к примеру, родив ребенка) сохранить семью – основу общества и государства. В итоге семейный очаг остается нерушимым, зато круто меняются судьбы психоаналитика и священника. Психоаналитик посеял в душе священнослужителя зерна сомнения в правильности его жизненного выбора, и в результате тот отказался от сана. Специалист по психологии, потрясенный случившимся и испытывающий острое чувство вины перед бывшим священником, глубоко задумывается над вечными вопросами бытия и в итоге принимает сан.  Фильм затрагивает проблемы выбора, ответственности перед собой и окружающими, незыблемости семейных ценностей и многие другие. А главное, картина – о том, что никогда не поздно начать жизнь заново.
В той же рубрике «Молодое кино» были представлены картины режиссеров из Казахстана, Азербайджана. Почти шокирующее впечатление произвел глубоко пессимистический фильм «Хозяева» Адильхана Ержанова (Казахстан)  – о трагической судьбе юных братьев Джона, Ербола и их маленькой сестры Алии. Бесчеловечный мир жестоко расправляется с ними. Чудовищные реалии показаны в фильме глазами Ербола и превращаются в какие-то полуфантастические картины из фильма ужасов.   

«АНГЕЛЫ РЕВОЛЮЦИИ»

В рубрике «Фестивальный мейнстрим», в которой представили кинематографические хиты разных стран,  была показана картина «Ангелы революции», получившая на Римском фестивале в 2013 году специальный «приз Марка Аврелия будущего». У режиссера картины Алексея Федорченко настолько необычный киноязык, настолько уникальная образность, что его просто невозможно соотнести ни с каким направлением и стилем.
«Ангелы революции» – трагическая история о непонимании. О невозможности совместить две цивилизации, культуру авангарда победившего социализма, носителями которой являются в картине «ангелы революции», режиссеры, архитектор, композитор, скульптор и знаменитая Полина-Революция,  и древнее язычество хантов и ненцев. Результатом этой «несовместимости» становится массовая гибель людей с обеих сторон.   
Картину на фестивале представил сам Алексей Федорченко, названный известным киноведом Марко Мюллером «самой оригинальной фигурой в современном российском кинематографе третьего тысячелетия».
– Известный киновед назвал вас Параджановым малых народов. Как вы относитесь к этому сравнению?
– Параджанов – один из любимых моих режиссеров. Мы работаем в одном направлении – театральном, несколько примитивистском, кичевом стиле. Но «Ангелы революции» – единственный мой фильм, который больше похож на стилистику Сергея Параджанова. А вообще ко всем сравнениям я отношусь не очень хорошо. Если бы я коллекционировал сравнения, то их набралось бы очень много. В Италии меня назвали русским Тинто Брассом, говорили, что есть в моей картине «Овсянки» и Феллини, и Кустурица, а я шутил: «Если  в кадре есть цыган и курица, то уже Кустурица?». Я отношусь к любым сравнениям спокойно и с юмором.
– В ваших картинах отражена проблема сохранения национальной идентичности, уникальности культуры, духовной ее составляющей...
– Хотя с детства я очень любил и собирал сказки  и у меня собралась огромная коллекция книг по фольклору народов всей Земли, первые мои фильмы были почти неэтническими. И только познакомившись с моим сценаристом Денисом Осокиным, профессиональным филологом и фольклористом, занимающимся северными народами России – финно-угорскими, мы стали делать картины этого направления. Уже сняли вместе с Денисом Осокиным пять фильмов. Когда возникали какие-то истории из этого мира – он был фантастический и совсем мне не  знакомый, каждый раз я тщательно изучал, погружался в уникальный  материал, становился специалистом в этой области и потом делал фильмы. Поражает в первую очередь то, что все это находится рядом с нами. Это реальность, которую никто не знает. К примеру, до выхода в свет моей картины «Небесные жены луговых мари» практически никто не знал, кто такие луговые марийцы. Не было такого словосочетания в русском языке. А после фильма это знают все. Я тоже ничего не знал об этом народе, хотя он существует  буквально рядом с нами. Я живу в Екатеринбурге, а в Свердловской области мари – это один из многочисленных народов. Они переселились туда еще 500 лет назад. Есть  целый район луговых мари, в котором находится много деревень. Это волшебный, удивительный мир, не похожий на наш. И это поражает! А мы настолько нелюбопытны, что не знаем об этом. Хотя сто километров в сторону – и там все другое. Я полюбил этот мир и сделал два фильма на марийском языке. Но я не хотел бы заниматься этнокино всю жизнь. Хотя сегодня выстреливают один за другим именно эти фильмы... Но есть сегодня и другие темы – недавно завершили работу над сценарием фильма, который будет сниматься на немецком языке,с немецкими актерами. Есть и другой сценарий – украинский.  
– Ваш интерес к этнокино объясняется желанием удержать и сохранить эту ускользающую красоту и уникальность культуры?
– Я так высокопарно не думаю – удержать и сохранить! Все по-другому: я просто вижу какую-то конкретную интересную историю, не похожую на то, что было до сих пор, и начинаю ее делать. Как это делать, уже другой вопрос. Часто малый этнос показывают как бы «сверху вниз», с положения старшего, мудрого. Это происходит в том случае, когда этнокино снимают представители другой национальности. В данном случае все эти люди, ставшие предметом изображения, похожи друг на друга. Они как муравьи: иногда спариваются, иногда воюют. Но возникает такая безликая масса! И это общая беда таких картин. Но есть еще другая опасность: снимать «снизу вверх». Это беда тех, кто снимает этнокино о своем народе. Получается смешно и высокопарно. В них соблюдены каноны, к которым нельзя прикоснуться, можно только восхищаться. А снимать надо на равных, уважительно погружаясь в жизнь народа и в то же время немного отстраненно, со стороны – только тогда можно разглядеть что-то действительно интересное.
– Глобализация, цивилизационные процессы способствуют уничтожению культур и языков малых народов, и этот процесс неостановим. О необходимости сохранения культуры малых народов – их национального лица, их языка и фольклора – много писал академик Дмитрий Лихачев. Что вы думаете об этом?
– Да, языки и культуры малых народов неизбежно улетучиваются.  Это надо принимать как данность. Потому что глобализация,  потому что связи ускоряются и укорачиваются,  потому что существуют три главных оружия глобализма: телевизор, самолет и Интернет. То, что захватывает и нивелирует мир. Благодаря чему люди начинают говорить на одном языке. А если пропадают языки, пропадает и культура. Языки исчезают десятками в год. Если их, скажем,  6 тысяч на планете, то в год исчезает триста. И можно составить график исчезновения языков и понять, когда они исчезнут. Если сохранятся такие же темпы развития, прогресса, то мы можем прогнозировать, что в конце концов языков останется… десять. Оборвать связи может только глобальная катастрофа – война, всемирный потоп. И тогда народы снова локализуются, потеряют связи и какие-то новые понятия будут опять называться своими именами, а не внешними. Вообще когда народ новый, он дает имена миру, а когда старый, его захватывает новый мир. Так что с одной стороны, телевизор, самолет и Интернет – это хорошо, а с другой – плохо. Парадокс, но с этим ничего нельзя поделать. Можно только чуть-чуть продвигать культуру, чем мы и занимаемся в кино. Нужно узнавать как можно больше, хранить, представлять немножко архитектонику этого мира,  ведь мы ничего не знаем. Да и сами представители малых этносов уже многое не помнят, не представляют какие-то вещи в своей культуре, потому что очень уж долго их оттаскивали от всего этого.
– Революцию в России начинали отнюдь не мерзавцы или не только мерзавцы, но и идеалисты, которые искренне верили, что вершат благие дела. Именно такие идеалисты показаны в вашей картине. Но почему-то они погибают сами и приносят несчастье хантам и ненцам.    
– В нашем фильме «Ангелы революции» нет отрицательных персонажей. Все существуют в своем мире и имеют свои критерии правды и добра. Беда в том, что эти критерии насаждаются. Твое добро, может быть, никому больше и не нужно. Не делай добро, чтобы не получить зла в ответ. И ханты хорошие, не трогайте их, они живут в своем мире, просто разговаривают со своими духами – больше ничего. И те велят им убить непрошеных гостей, которые  считают, что несут  хантам и ненцам мировую культуру, накопившиеся достижения цивилицации, а значит, добро. И вот на стыке двух огромных цивилизаций эти люди пали и были раздавлены. Однозначности в оценке случившегося не хотелось бы...
– Алексей, кто были вашими учителями в профессии?
– Моя беда, а может быть, и счастье, что учителей, как таковых, у меня и не было. По специальности я экономист, окончил инженерно-экономический факультет, работал достаточно долго заместителем директора по экономике, был хорошим бухгалтером, имею пятнадцать рабочих машиностроительных специальностей. Кино оказалось на моем пути совершенно случайно. Первый документальный фильм и первую игровую картину я снял совершенно случайно. Поэтому они все такие, так сказать, кривые. В меня никто не закладывал эти схемы, каноны драматургии, не учил, как работать с актерами. Я это не проходил и делал многое интуитивно.
– Это хорошо?
– Я считаю, очень хорошо. Наше классическое кинообразование нивелирует человека, и большинство интересных кинорежиссеров не имеют специального образования.
Завершился фестиваль фильмом «Орлеан» Андрея Прошкина, снятым в стилистике фантастического реализма по сценарию Юрия Арабова. В нем, разумеется, отражены современные реалии, но в сгущенном, метафорическом плане. Возникают самые разные ассоциации – Гоголь, Булгаков... Стивен Кинг. Есть у него такой роман – «Самое необходимое», в котором в заштатном городишке появляется посланник ада, а может быть, и сам дьявол. Он играет на самых низменных инстинктах и слабостях человеческого рода, и в итоге добивается того, что жители городка уничтожают друг друга. Мораль сей басни такова: в самом человеке сидит бес разрушения и уничтожения. Об этом и фильм Андрея Прошкина: в крохотном городке Орлеан, расположенном на берегу соленого озера в алтайской степи, появляется странный господин (в великолепном исполнении Виктора Сухорукова). И призывает грешников к ответу. Чтобы уйти от возмездия, они пытаются уничтожить экзекутора (именно так рекомендуется пришелец).  Но он... живуч, его невозможно ни отравить, ни сбить машиной, ни распилить пилой на аттракционе. Как нельзя все это проделать со своей совестью.  
По традиции в рамках фестиваля состоялось вручение единственной награды фестиваля – специального приза имени Софико Чиаурели «За вклад в киноискусство». Его обладателем в нынешнем году стал выдающийся грузинский композитор Гия Канчели, отметивший недавно свой 80-летний юбилей. В прежние годы этот приз получили: режиссеры Георгий Данелия и Эльдар Рязанов, актеры Анна Михалкова и Автандил Махарадзе, сценарист, режиссер Ираклий Квирикадзе, актер, режиссер Андрей Смирнов, оператор Михаил Агранович.  
Отметим, что фестиваль проводился при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.


Инна БЕЗИРГАНОВА


 
Пятница, 26. Апреля 2024