click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства.  Амелия Эрхарт


«ЗУБР» АТОМНОГО ПРОЕКТА

https://lh3.googleusercontent.com/MxA_w1aY8k6h5cXuS4Tb3XBRoIz7nI4xUKvMVp8r4I8CEJxjQLQo-m5pNJdL6QUmLqZczSTdaboD_JFpnOq3yX-B3PdWVDN522FU6MB3_V8Rn3zp_AYeTCeorIVRh_y5_9IsG67BFrRJeB2e1TpDaVfk3NxWDyHC4Q4K-c07oum5tSDxgwBsxdD4KQrVibfW9ba4XT7SrZqoIMORl5DK95r4RcPXIepQYbLnRGKsNxZZqIMGx-UDQ6-SpR5IfmSMLuIyapwC4gZtjrCpKixqx6HRu9QeKHy-RTfESdudKIJsW8genFeSgyn91JJ5O4QqV_m_yPr-LNU8qiaGopXk5YfhpmIuMaBPNvyWKySKdZ6B-Pwm4eEkWgxFPmLAc2Jj4uz7I4_HVR-MoLGeQsbfsHrUTAktik45Hw_N_GgIrTDIRKC7F6Q17fog9dngICO-ku2BxEGRnCSXD3V-nPhGdOIWIw2L9CSboEvX7avsRiRK7o6VdGC3FgUvnZ-qKw8D0yxnLqz0bIpE60Oja58Srz5piGTIaU0exhoKusfPNkU=s125-no

К 35-летнему юбилею Института физики высоких энергий Тбилисского государственного университета им. Ив. Джавахишвили

Утро 29 августа 1949 года. Пустыня у г.Семипалатинска(Казахская ССР). Только что произвели первое испытание советской атомной бомбы. Все руководители «Атомного проекта» обмениваются поздравлениями. Л.П. Берия на радостях даже всех перецеловал. К бункеру наблюдателей на большой скорости подъезжает «Победа». Выходит обычно всегда общительный, но на этот раз чем-то недовольный, уставший И.Курчатов, и, не здороваясь ни с кем, на совещание приглашает... только М.Г. Мещерякова, или как он называл (на французский лад) своего любимого бывшего аспиранта – Мишеля.
В тот момент от Мещерякова зависело многое – ведь он был единственным советским ученым, который по приглашению США в 1946 году наблюдал взрыв американской атомной бомбы (севернее Австралии, Маршалловы острова). Теперь в его обязанность входило сравнение «атомных грибов». Если, по мнению Мишеля, мощность взрыва оказалась бы меньше американской, это было бы расценено (учитывая огромные расходы), как обман Берия и самого Сталина, со всеми вытекающими отсюда трагическими последствиями. Но... обошлось.
В том же 1949 году прибыли строители ускорителя (будущая Дубна, Московская область), и всего за 2,5 года М.Мещеряков запустил самый крупный в мире ускоритель протонов.
По рекомендации И.Курчатова директором Института ядерных проблем АН СССР (и членом-корреспондентом АН СССР) Михаил Григорьевич стал в 1953 году (еще до защиты докторской диссертации).
В 1954 году засекреченный поселок Дубна, наконец, нанесли на карту. Мещеряков стал полновластным хозяином научного городка.    
В 55 лет (1966 г.) Мещерякову поручили организовать Лабораторию вычислительной техники и автоматизации (ЛВТА), которая на правах института вошла в Международный научный центр – ОИЯИ (известный фильм о физиках – «9 дней одного года» снимали здесь, в г.Дубна).
А в те годы, в далеком Тбилиси, кандидат физико-математических наук Н.С. Амаглобели в НИИ Лаборатории ядерной физики (физфак ТГУ) занимал всего две небольшие полупустые комнаты. В 50-х годах молодой Нодар Сардионович, будучи аспирантом Института физики АН ГССР, работал вместе с Мещеряковым. Талантливый ученый (результаты его кандидатской диссертации вошли в известные таблицы Розенфельда), Амаглобели обладал прекрасными человеческими качествами: он был честным, благородным, деликатным и скромным. За эту скромность его называли «совсем непохожим на грузина». Несмотря на большую разницу в возрасте, совместная работа Н.Амаглобели и М.Мещерякова переросла в дружбу.     
Из университета в ЛВТА на несколько дней были направлены аспиранты О.Шудра и М.Джгаркава, затем Л.Маркозашвили, З.Модебадзе, М.Хаиндрава и др. Одновременно дирекция ЛВТА направляла в университет специалистов по вычислительной технике – Ю.Каржавина, Р.Позе, З.Иванченко, В.Котова, Н.Никитюка (ныне все доктора наук).
В результате такой творческой дружбы в 1973 году в Тбилисском государственном университете (физфак) вошел в эксплуатацию центр обработки экспериментальной информации – один из первых среди вузов страны, а в 1980 году был создан Институт физики высоких энергий ТГУ, который возглавил Н.С. Амаглобели.
Через несколько лет Нодар Сардионович стал лауреатом премии им. Меликишвили, Госпремии ГССР, ректором Тбилисского госуниверситета, академиком АН ГСССР, депутатом Верховного совета СССР. А в последние годы жизни он был председателем комитета по науке и образованию Парламента Грузии, Полномочным представителем Грузии в ОИЯИ, кавалером орденов Дружбы (РФ) и Чести (Грузия).
В настоящее время физики ИФВЭ ТГУ (с 2004 г. директор – проф. М.Ниорадзе) успешно работают в ведущих научных центрах США, Великобритании, Германии, Швейцарии, Российской Федерации и др.
В эти юбилейные дни хочется вспомнить с благодарностью и большой теплотой М.Г. Мещерякова, ученого-организатора с железной волей, с решительным, «казацким» характером (родом он из Таганрога), который очень любил Грузию, грузин, Нодара Амаглобели. Сделал Михаил Григорьевич очень многое, оснастив в трудные шестидесятые годы примитивный просмотрово-измерительный центр современной аппаратурой, помогая университету воспитывать квалифицированные кадры.
Имея честь работать в 60-ые годы штатным сотрудником у Мещерякова, я был свидетелем, как он до конца досматривал в полупустом зале Дома ученых посредственный грузинский фильм, и как (по словам его заместителя) стоял горой, чтобы важнейшая часть аппаратуры измерительного центра – «Просмотровые столы», предназначенная для Монголии, попала в Тбилисский университет.
Михаил Григорьевич Мещеряков – «зубр» атомного проекта, ученик Курчатова, почетный гражданин г.Дубна, искренне любил Грузию.


Омар ШУДРА


 
Четверг, 18. Апреля 2024