click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства.  Амелия Эрхарт


ПОБЕДИВШИЕ СПЯТ СЛАЩЕ ПОБЕЖДЕННЫХ

https://lh5.googleusercontent.com/-BR9RMVQd05U/VUtCHWvufmI/AAAAAAAAFwI/3UFv5MvhEjA/w125-h128-no/c.jpg

Настоящий воин даже после победы не расслабляется, потому что вся жизнь – это борьба. Так произошло и с Павле Герасимовичем Кохреидзе. Грузинский мужчина, который участвовал почти во всех стратегически важных сражениях Второй Мировой войны, дошел до самого Берлина и получил три боевых ранения. А вернувшись на родину, построил блистательную карьеру журналиста и публициста. И разве такого можно добиться, не сражаясь каждую минуту за место под солнцем?!
Герой-артиллерист

Но сегодня время в комнате ветерана, как будто остановилось. Со стены на него смотрит живописный портрет любимой супруги, покинувшей Кохреидзе почти 50 лет назад. Справа – окно в шумную городскую жизнь, слева – пыльные словари иностранных слов и газеты. Вечное стремление к знаниям – журналистская привычка…
В сентябре Павле Герасимовичу исполнится 94 года. А в глазах проносятся яркие воспоминания о четырех лет непрерывной борьбы за отечество, четырех лет войны, которая навсегда поселится в его сердце, и победы, которая подарит вечность.
А ведь тогда Кохреидзе было всего 20 лет. Молодой человек только начал постигать азы высшего образования в Тбилисском государственном университете. Его увлекала богатая грузинская словесность и литература родного края. Один из немногих на факультете филологии Павле подавал большие надежды. Пока не грянул июнь 1941 года, когда ранним воскресным утром Германия внезапно напала на СССР.
Кохреидзе тут же отправили на учебу в офицерскую школу в Баку. Павле начал изучать науку зенитной артиллерии. Вместе с другими полутора тысячами молодых людей его готовили в запасной полк. Но из них экзамены на главное испытание в своей жизни сдали всего 150 человек. Павле был одним из них.
Но не просто одним, а лучшим. Поэтому после блестящего результата экзаменов парня отправили в Тамбовское артиллерийское училище. Там Кохреидзе стал прекрасно разбираться в искусстве противотанковой артиллерии. А проверить свои навыки пришлось уже в бою. Так молодой парень получил звание лейтенанта и попал на линию фронта под Курском.
Там в это время шли ожесточенные бои. На страх не хватало ни времени, ни сил. Каждая секунда стоила жизни. Битва под Курском вошла в мировую историю как одно из величайших сражений Великой Отечественной и Второй Мировой войны в целом. Войска вермахта, а также стран-союзниц Германии – Румынии, Венгрии и Италии – начали наступление на территорию Курской области с октября 1941 года. Вскоре такие районные центры как Крупец, Рыльск, Хомутовка, Дмитриевка были оккупированы фашистами.
– Именно под Курском в ноябре 1941 года на базе 3-ей части воздушно-десантного корпуса была сформирована 87-ая стрелковая дивизия, позже переименованная в 13-ую гвардейскую стрелковую дивизию, – вспоминает Павле Кохреидзе. – В ее рядах во время страшного ночного боя за один из районных центров Курска я и получил свое первое боевое ранение. Мой полк обстреливал немецкие танки, когда меня задело осколком. Пришлось взять некоторую паузу: два месяца я пролежал в военном госпитале в Воронеже.
Но враг не медлил. И тоже приближался к Воронежу. Мгновенно город попал в опасную зону. И еще не окрепшего грузинского бойца с его соратниками эвакуировали в Сталинградском направлении.
– Мы направились к городу Калач, – вспоминает П.Кохреидзе. – Это административный центр Калачеевского района Воронежской области. До него нам пришлось идти пешком. Транспорта не было. Начальство, естественно, передвигалось на конях. А мы шли пешком целых десять дней. Шли ночью, потому что днем немцы нещадно нас бомбили. В Калаче я получил назначение и попал в знаменитый 665-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк. Это была хорошая гвардейская часть. Офицеры в пехоте получали 2 тысячи рублей, я, как командующий взводом, 4 тысячи. Помню, тогда я на радостях прислал маме тысячу рублей. Больше 25 процентов отсылать родственникам было нельзя, – грустно улыбается ветеран.
С этой грустной улыбкой, завидной твердостью характера и невероятно храбрым сердцем Кохреидзе талантливо руководил своей артиллерийской батареей в сражениях под Харьковом, Ростовом, Киевом, Житомиром и особенно в битве за Сталинград, которая принесла ему Орден Александра Невского.

Битва за Сталинград

Сталинградская битва, несомненно, стала крупнейшей сухопутной битвой в истории человечества. Именно это сражение оказалось переломным моментом в ходе военных действий и окончательно отбило у фашистов какую-либо стратегическую инициативу, поставив врага в тупик. По приблизительным подсчетам, Сталинградская битва унесла более двух миллионов жизней с обеих сторон.
После Харьковской катастрофы Красной Армии в мае 1942 года, когда врагу удалось продвинуться на южный участок фронта, Гитлер срочно вмешался в планирование военных операций, приказав группе армий «Юг» разделиться: группа «А» пошла на Северный Кавказ, а группа «Б», которая включала в себя армию Фридриха Паулюса и 4-ую танковую армию Г.Гота двинулась на Сталинград.
Враг обладал внушительным преимуществом авиации, в артиллерии и особенно в танках. Тогда гитлеровский генерал Гот нанес удар сильной группировкой по левому флангу 64-й советской армии. Разведка сразу же обнаружила этот маневр, и в числе других бригад навстречу немецким танкам был выдвинут 665-й истребительный противотанковый артиллерийский полк Павле Кохреидзе.
– Мы днем и ночью воевали против немецких танков, – рассказывает Кохреидзе. Стояли перед пехотой. Ледяная опасность смотрела нам прямо в глаза. На нас шли двадцать, сорок танков. И мы были обязаны отражать их атаки. Стреляли, как могли. К сожалению, тогда мы потеряли почти половину батареи. Из 130-ти моих бойцов в живых остались только 75. Остальные погибли. Это была очень страшная борьба…
В начале 1943 года в результате операции «Кольцо» армия Паулюса была разгромлена. 31 января советские войска ликвидировали южную группировку врага. Полностью пленено было командование и штаб 6-й армии во главе с Фридрихом Паулюсом – автором плана Барбаросса.
– Осажденный в Сталинграде Паулюс был в серьезном замешательстве и пытался убедить Гитлера, что армии лучше отступить, – рассказывает П.Кохреидзе. – Но Гитлер был неумолим и не хотел верить в поражение. Он приказал фельдмаршалу воевать до последнего солдата и ни в коем случае не покидать Сталинграда, города, названного именем его заклятого врага. Он обещал Паулюсу, что будет налажено снабжение блокированной армии по «воздушному мосту», и, что в самое ближайшее время его армия будет деблокирована. Однако вопреки заверениям Гитлера попытка деблокады провалилась.
В результате операции «Кольцо» в плен были взяты более 2500 офицеров и 24 генерала 6-й армии. Всего же были взяты в плен свыше 91 тысячи солдат и офицеров вермахта. Из них в Германию по окончании войны вернулось не более 20%. Большинство умерло от суровых морозов, истощения, дизентерии и других болезней.
4 февраля 1943 года в Сталинграде состоялся большой митинг, но Павле Кохреидзе не смог на нем присутствовать из-за своего второго ранения, полученного в самый разгар Сталинградской битвы. Грузинский боец попал в Саратовский госпиталь, а потом его направили на реабилитацию в курортный поселок Шафраново, в Альшеевский район Башкирии.

Схватка с «тиграми»

После выписки из санатория Шафраново Павле Кохреидзе попав в 13-ую гвардейскую дивизию 62-ой армии, которой командовал генерал Василий Чуйков. В рядах его армии Павле Кохреидзе воевал до последнего дыхания войны, освобождая Польшу, Румынию, Болгарию и Германию.
Во время Берлинской операции, в составе 1-го Белорусского фронта, Павле Кохреидзе и гвардейцы Чуйкова прорвали сильную оборону противника и успешно вели боевые действия за Берлин. Имея за плечами богатейший опыт сталинградского сражения, бойцы умело вели уличные бои, в короткий срок разгромив и заставив капитулировать врага. Именно на командном пункте В.И. Чуйкова 2 мая 1945 года начальник Берлинского гарнизона генерал Вейдлинг подписал капитуляцию немецких войск и сдался в плен.
– Наши войска заняли Кенигсберг, – продолжает Кохреидзе. – На подступах к Берлину были самые жаркие бои. Нас атаковали немецкие танки – тигры, которые называли непобедимыми...
«Тигром» называли немецкий тяжелый танк – прототип танка VK4501, разработанного фирмой «Хеншель» в 1942 году. Впервые эти танки применились в сражении 29 августа 1942 года под Ленинградом и использовались войсками вермахта вплоть до окончания Второй мировой войны. Затраты на производство «тигра» в два раза превышали стоимость любого танка тех времен.
– Что тут скажешь, – разводит руками Кохреидзе, – «тигр» был, действительно, необычайно устрашаем. А на нас шла целая колонна «тигров». Это была схватка не на жизнь, а на смерть. Мы отчаянно стреляли по ним из пушек. Во время атаки некоторые танки удалось подбить, многие бойцы скрывались от «тигров» в окопах. При стрельбе моего наводчика ранило и мне пришлось продолжить борьбу в одиночку. Как сейчас помню ощущение железа пушки в моих руках. Раз выстрел, два, три… Я подорвал 5 «тигров». Всего моя батарея, которая стреляла из 9-ти пушек, подбила тогда 14 танков.
За эту схватку с немецкими «тиграми» Павле Герасимович Кохреидзе был награжден орденом Отечественной войны первой степени. Но его не обошло стороной и третье ранение. Это произошло всего в 12 километрах от Берлина – Кохреидзе ранило в спину. Но бесстрашный грузинский боец хотел дойти до победного конца. Он даже просился в госпитале оставить его раненного на линии фронта, чтобы стать участником взятия Берлина. Но, увы, ранение было слишком серьезным.
В апреле 1945 года Павле Кохреидзе срочным авиарейсом отправили на лечение в Москву. Ветеран до сих пор помнит, как на встрече в Большом театре ему и его однополчанам, как героям взятия Берлина, стоя аплодировала и поздравляла многотысячная публика. По словам Кохреидзе, таких пламенных поздравлений в его жизни больше не было.
Вскоре его вновь отправили в санаторий Шафраново, где 9 мая 1945 года Кохреидзе и узнал о безоговорочной победе СССР над фашизмом. Через месяц герой Отечественной войны был демобилизован в Тбилиси с воинским званием капитана.

Возвращение в мир

С войны нельзя вернуться прежним, и Павле это понимал, как никто другой. А поэтому, сразу по возвращению в родной город Цулукидзе (ныне Хони, Имерети) сразу занялся активной публицисткой деятельностью в местном райисполкоме, а потом стал внештатным корреспондентом в газете «Комунисти» (1946-52 гг). Писал о войне, гражданской жизни грузинской молодежи, о работе колхозов и совхозов, деятельности заводов и фабрик, об успехах молодых рабочих.
Журналистская среда захлестнула Кохреидзе с головой. Павле оттачивал свое писательское мастерство и быстро продвигался по карьерной лестнице. Вскоре Кохреидзе становится членом редакционного совета, а потом и главным редактором. Его даже приглашали заведовать газетой «Советская Аджария» в Батуми (1952-53 гг).
А потом талантливого журналиста с впечатляющим военным прошлым пригласили на работу в Тбилиси. И Кохреидзе решил, что пришло время повысить свою профессиональную квалификацию: он попросился в Высшую партийную школу КПСС в Москву. В 1946-1991 гг. там подготавливали руководящие партийные и советские кадры, а также руководителей средств массовой информации. Прием в школу осуществлялся по рекомендации ЦК КП союзных республик. Но с этим у Павле Герасимовича Кохреидзе проблем не было. Безупречная репутация и острый талант были обезоруживающими козырями.
После получения диплома московской партийной школы Павле Кохреидзе сначала работал председателем отдела литературы и искусства в газете «Коммунисти», а потом его назначили заместителем редактора в газете «Тбилиси» (1958-74 гг). Кохреидзе фактически стоял у истоков этой газеты, привлек в нее множество выдающихся авторов, всегда заботился о повышении их квалификации и профессиональном мастерстве.
После плодотворной работы в газете «Тбилиси» Павле Герасимовича Кохреидзе ждала долголетняя редакторская деятельность в газете «Сакартвелос комунисти» («Коммунист Грузии»), а также служба в архивном управлении председателем научно-публицистического отдела. Очень долго под его руководством там издавался «Исторический вестник» и ежегодный научно-информационный бюллетень. Вплоть до 2006 года Павле работал членом коллегии органа «Ветераны Грузии». Надо отметить, что в 1997 году Эдуард Шеварднадзе наградил Павле Кохреидзе Орденом чести за вклад в грузинскую журналистику.


Победа бывает разной

Но все победы начинаются с побед над собой. И в этом Павле однозначно преуспел. Правда, у Кохреидзе не удалась в жизни долгая и счастливая история любви.
Свою супругу, Этер Салуквадзе, Павле встретил в газете «Комунисти». Прекрасная, интеллигентная, самоотверженная Этер сразу воспламенила в сердце Павле Кохреидзе нешуточную любовь. И это сильное чувство было взаимным. В 1955 году Этер и Павле решили пожениться. А спустя 3 года на свет появился их сын Арчил. Сегодня он является доктором исторических наук, автором нескольких значительных трудов. Позже в свои избранницы Арчил Кохреидзе выберет известного грузинского экономиста Манану Чкадуа.
Большую часть своей жизни жена Кохреидзе Этер посвящала работе. В разное время она занимала должность секретаря тбилисской организации Кировского райкома ЦК ВЛКСМ, первого секретаря тбилисской организации Калининского райкома, секретаря тбилисского областного комитета ВЛКСМ, а также первого заместителя председателя Верховного Совета Грузии. Все эти ответственные должности занимали много времени, нервов, эмоционального и физического здоровья женщины. По словам Павле Кохреидзе, часто Этер возвращалась с работы только к полуночи. Сердце не выдержало такой нагрузки. И в 1968 году супруги Павле и матери маленького Арчила не стало.
Может поэтому в светлых глазах Павле Кохреидзе сегодня живет глубокая грусть. Или, может это, как после опьянения победой возникает чувство великой потери. И звенящей пустоты – после того чудовищного боя во имя спасения миллионов человеческих жизней на Земле. А, возможно, это просто взгляд кроткого ожидания того Вечного Сна. Ведь Плутарх говорил, что победившие спят слаще побежденных.

Анастасия ХАТИАШВИЛИ


 
Суббота, 20. Апреля 2024