click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Федор Достоевский


БОЙ У СЕТКИ

https://lh6.googleusercontent.com/-3KogRAKxZMA/Ud11RCJw7PI/AAAAAAAACUw/KjwgMiGTKWY/w125-h140-no/i.jpg

Как все чемпионы, он рос обыкновенным подростком. Особенно увлекался футболом, готов был играть круглые сутки, сказывалось соседство динамовского стадиона – Важа жил на Трамвайной улице. В дело шло все, что могло катиться – нередко мяч заменяла консервная банка.
Мать, Шушана Копалеишвили, сердилась: «К сапожнику хожу, как на работу. Ты один решил прокормить его семью?»
Его футбольные вкусы рано определились – играл на месте центрального защитника, выделяясь техникой и спортивным азартом. Кто видел его в деле, не сомневались: перед ними будущий футболист.
Важа Качарава мечтал стать футбольным вратарем. Это желание усилилось, когда в их дом, на зависть мальчишкам соседних дворов, переехал Вальтер Саная, знаменитый страж ворот тбилисского «Динамо».
Но к пятнадцати годам вмешался случай. На школьных соревнованиях по баскетболу он выиграл спорный мяч у старшеклассника, и тот предложил ему, не по годам рослому и прыгучему, пойти в волейбольную секцию, где сам тренировался. И вот Важа в спортивном зале, в помещении недействующей католической церкви (на улице 1 Мая – А.Е.), стоит перед своим первым тренером Маргишвили, одним из лучших детских тренеров. Шота Ражденович хитро щурится на новичка и неожиданно командует: «Ступай в раздевалку!»
Так Важа Качарава впервые оказался на волейбольной площадке, на которой отыграл свыше двадцати лет, стал олимпийским чемпионом.
Сейчас, спустя годы, интересно узнать мнение Важа Соломоновича о виде спорта, который принес ему мировое признание: «Волейбол – одна из самых джентльменских и интеллектуальных спортивных игр. Этому способствует и то, что она бесконтактная. Очень редко, когда соперники наносят друг другу словесное или физическое оскорбление. Мы не вправе даже на недобрый взгляд. Вследствие этого, хотите вы того или нет, формируется джентльменский характер».
Мы беседуем в тбилисской квартире олимпийского чемпиона, вспоминаем этапы спортивной карьеры ее хозяина, среди которых, конечно же, кульминацией стало участие в составе сборной команды СССР в Токийской олимпиаде 1964 года.
Подготовку к Играм начали в январе. Понятно, все переживали – попадут ли в сборную, но капитан Юрий Чесноков поведал ему тайну: Качарава вне конкуренции, и он успокоился, всецело посвятив себя подготовке к важнейшим встречам на 10-дневном сборе в Хабаровске.
В Токио прилетели 7 октября, за три дня до официального открытия Олимпиады, готовые отстоять свой титул сильнейшей команды планеты. Так думать позволяли победы на чемпионатах мира 1960 года и два года спустя, и боевой, обстрелянный состав. Новичков в команде трое: Калачихин, Люгайло и он, Качарава.
Среди девяти команд-соперниц выделялись три. Это, в первую очередь, серебряные призеры чемпионатов мира 1960 и 1962 годов волейболисты Чехословакии, обладатели бронзовых медалей этих соревнований – румыны. Не скрывали честолюбивых планов спортсмены Японии. Хозяева Олимпиады были полны решимости выиграть волейбольный турнир, который, как и дзюдо, был впервые включен в программу Игр.
В Токио от советских волейболистов требовали только победы. Для поддержания своего престижа двукратных чемпионов мира, подкрепленного олимпийским золотом и максимальными очками в копилку советской спортивной делегации. Олимпиада должна была стать одним из подтверждений хрущевского лозунга – «догнать и перегнать Америку».
Подогреваемый этим призывом, большой начальник спорта обещал привезти на родину 50 золотых медалей, никак не меньше.
Япония впервые проводила телетрансляцию Игр на другие континенты, на миллиардную аудиторию зрителей. Но в советской стране сенсацией телепрограмм и газетных полос стали не спортсмены. 14 октября 1964 года Пленум ЦК КПСС освободил от занимаемых должностей автора знаменитого лозунга, и многие блестящие выступления наших олимпийцев остались незамеченными и неотмеченными по заслугам.
Шли дни на спортивных аренах, а золотой запас нашей команды был далек от обещанного. Уехали домой Александр Иваницкий и его тезка Медведь, Валерий Брумель, Леонид Жаботинский с Юрием Власовым, а волейболисты доигрывали свой десятидневный марафон.
«Неожиданности для нас начались за два дня до открытия Игр, - рассказывал Важа Качарава. - Пришел старший тренер болгар и предложил сыграть товарищеский матч с его ребятами, которых он, по его словам, собрал в последний момент на пляже курорта Золотые Пески. Видимо, эта подробность лишила нашу команду должного настроя, потому что тот матч мы проиграли».
Что тогда началось! Срочно созвали общее собрание спортивной делегации, на котором было объявлено, что все готовы к стартам, за исключением волейболистов, у которых, дескать, что-то не ладится. После такого напутствия у кого угодно испортится настроение.
На первый матч с румынами, чемпионами Европы-63, тем не менее, команда вышла как на решающий. И победила в напряженной борьбе, в ходе которой ведущие игроки потеряли в весе по два – два с половиной килограмма. После легких побед над командами Голландии, Южной Кореи и Венгрии настала пора решающих поединков.
Положение осложнялось тем, что во встрече с румынами Чесноков повредил локоть, но, преодолевая сопротивление врачей, раз за разом выходил на площадку.
На матч с чехословаками наши волейболисты вышли предельно мобилизованные. Первая партия ими выиграна 15:9, вторая – 15:8. Но противник не сломлен, сборная Чехословакии выигрывает следующие две партии – 15:5 и 15:10. Победный настрой демонстрируют они в начале решающей партии – 5:2. Но после трех часов сражения советская сборная обретает второе дыхание, выигрывая очко за очком. Окончательный счет 15:7 в ее пользу.
Победа над сборной Чехословакии с минимальным счетом 3:2, по общему мнению, обеспечила советской команде золотые медали.
Но последовал проигрыш хозяевам.
«Японцы изумительно сыграли в защите, - говорит мне Качарава, - и сделали все, чтобы повторить успех феноменальной национальной женской команды. Могли мы и не проиграть. Первую партию выиграли. После третьей уже хозяева вели – 2:1. Они же были впереди в решающей партии – 14:13 на своей подаче. Мяч на нашей половине. Как нападающий играю в центре сетки, то есть против тройного блока. Прошу нашего связующего Юру Пояркова пасовать повыше. Нам нужен один точный удар. Он отдает мне, но подача получается мягкой, мяч поднимается не так высоко, как хотелось бы. Мой сильный удар приходится в грудь блокирующего и летит на японскую половину. Соперники разыгрывают комбинацию и завершают игру в свою пользу. Жаль, сюжет матча мог быть иным. А так пришлось выигрывать все оставшиеся встречи – с американцами, теми же болгарами, бразильцами, с «сухим» счетом».
По очкам советская сборная сравнялась с чехословацкой, но опережала ее за счет лучшего соотношения выигранных и проигранных партий.
Положение обострилось, когда чехословаки с «сухим» счетом разгромили сборную Японии. Наши волейболисты побеждают бразильцев – 15:7, 15:6 и 15:9. В предпоследний день встреча со «знакомцами» болгарами. Первую партию выигрываем легко – 15:2. Но во второй и третьей – соперники не собираются уступать. Во второй партии счет был равный – 14:14, но все же удалось дожать – 16:14. В третьей – уже болгары вышли вперед – 12:9, но удары Бугаенкова, Качарава и Чеснокова позволили сравнять счет. Победное очко принес Коваленко – 15:13.
Последний матч – с бразильцами – наши волейболисты выиграли с привычным счетом – 3:0 (15:6, 15:5, 15:4), став первыми олимпийскими чемпионами.
Пришедшие в раздевалку руководители не скрывали радостных слез.
«Наградили вас за победу?» - спрашиваю чемпиона. Важа Соломонович  смотрит на меня, недоумевая. «Золотыми олимпийскими медалями!» «Правительственной наградой», - уточняю вопрос. Таковой не было. Да и звание заслуженного мастера спорта присвоили им только через год, после победы в первом розыгрыше Кубка мира. А тогда в Токио «отличился» один из ведущих игроков, принял на радостях сверх нормы, а наказали всю команду.
За команду-победительницу выступали Станислав Люгайло, Важа Качарава, Эдуард Сибиряков, Валерий Калачихин, Юрий Венгеровский, Георгий Мондзолевский, Николай Буробин, Юрий Поярков, Иван Бугаенков, Виталий Коваленко, Юрий Чесноков, Дмитрий Воскобойников. Тренеры – Н.Михеев и И.Клещев.
Качарава в олимпийском турнире отыграл четыре матча с первой до последней минуты, в остальных – выходил на замену. Не будем забывать, что заменяющего вводят в игру в критические моменты, когда каждое очко имеет решающее значение и надо немедля включиться в общий ансамбль, с первой минуты играть на пределе возможностей. По общему заключению, наш земляк великолепно сражался на обоих фронтах, подтверждая свой высокий класс нападающего.
Однако на Олимпиаде 1968 года в Мехико Качарава не увидели. Невероятно, но факт. Бронзового призера чемпионата мира (1966), победителя розыгрыша Кубка мира (1965) в команде, чемпиона Европы 1967, Всемирных Универсиад-63 и 65 не включили в сборную страны, когда он мог стать двукратным победителем Игр, хотя его колоссальный опыт, волевая собранность, моральные качества, как и других героев Токио – Бугаенкова, Пояркова, Венгеровского, Буробина, по словам капитана команды Чеснокова, не вызывали сомнения в предолимпийский период. К слову сказать, Венгеровского и Буробина также лишили возможности выступить на второй для них Олимпиаде.
Через двадцать пять лет перед Качарава извинились за эту несправедливость, утвердив во мнении, что его вопрос решался в подковерной борьбе.
С 1965 года Важа Качарава играл в составе московского «Динамо», был его капитаном. Выступал за сборную Москвы, став серебряным призером Спартакиады народов СССР (1968, 1971), обладателем бронзовой медали чемпионата страны (1965).
Закончив выступать в большом спорте, он полностью переключился на научную и тренерскую деятельность. Вначале в Московском высшем техническом училище им.Н.Баумана, которое окончил в 1972 году, работает доцентом на его кафедре физического воспитания и восемь лет – главным тренером женской команды МВТУ, а параллельно – молодежной и студенческой сборных СССР (1976-77). Воспитал и вывел в большой спорт 20 мастеров спорта, шесть мастеров спорта международного класса, одного заслуженного мастера спорта – Владимира Чернышева, олимпийского чемпиона в Москве и серебряного призера Монреальской олимпиады.
После семнадцати лет пребывания в Москве, где сформировался как выдающийся спортсмен и успешный тренер, Качарава вернулся на родину – заслуженным тренером СССР и РФ. В 1990 году его назвали лучшим тренером страны, включили в число лучших волейболистов ХХ века.
Казалось бы, можно спокойно почивать на лаврах, доживать свой спортивный век. А он, вернувшись в Грузию, где в молодые годы выступал за тбилисский «Буревестник» и сборную республики, многое сделал для славы и величия отечественного волейбола, не отказывается от профессиональной мечты создать свою команду, какой ее видит олимпийский чемпион и ученый; в ранге главного тренера в течение десяти лет (1984-94) работает с мужской сборной Грузии. С первых дней создания инициативной группы включается в дело строительства Национального Олимпийского Комитета, избирается в состав его первого президиума.
Вспоминает Нона Гаприндашвили, пятикратная чемпионка мира по шахматам, первый президент НОК Грузии: «К счастью, мое поколение насчитывает много великих спортсменов. Среди них – одна из блестящих звезд Важа Качарава. В Олимпийском Комитете мне довелось работать с ним на протяжении ряда лет. Вы знаете, в каких трудных и сложных условиях нам приходилось делать первые шаги. Шел чрезвычайно сложный процесс становления. Мы имели много явных и тайных врагов, которые скрытно или открыто боролись с нами. Государство и минимально не помогало. Мы на своих плечах вынесли период купонов. В это время большую помощь нам оказывала эрудиция и принципиальность Важа Качарава. Выдвигаемые им вопросы всегда отличались актуальностью, при этом предлагались простые пути выхода из сложных ситуаций. Он не только великий спортсмен, но и великий человек, который для достижения цели борется исключительно честными путями».
Так говорит королева шахмат о Важа Качарава, человеке спорта, которому он посвятил свою жизнь – жизнь борьбы и побед, кавалере орденов Вахтанга Горгасала II степени, Чести и НОК Грузии. По заслугам и честь.

Арсен ЕРЕМЯН

Еремян Арсен
Об авторе:
Филолог, журналист, литератор. Заместитель главного редактора общественно-художественного журнала «Русский клуб».

Родился в 1936 году в Тбилиси. Окончил  филологический факультет Тбилисского государственного университета им.Ив.Джавахишвили. Работал в редакциях газет «Вечерний Тбилиси», «Заря Востока» («Свободная Грузия») и др., а также на партийной работе. Заслуженный журналист Грузии, член Союза журналистов СССР с 1964 года, с 1991 года — член Федерации журналистов Грузии. Автор книг, изданных в Москве и Тбилиси: «Все еще впереди», «Семнадцать весен Майи», «Играю против мужчин», сборника рассказов об отечественном спорте «Гром победы» (2002), поэтического сборника «Автограф» (2007), сборника рассказов «Робинзоны в городе» (2009).
Подробнее >>
 
Четверг, 12. Сентября 2024