click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства.  Амелия Эрхарт


ВСПОМИНАЯ ВЕНА КЛАЙБЕРНА

https://lh6.googleusercontent.com/-yVHr8dP6DbY/UXpunMiLssI/AAAAAAAAB4g/rTID3egD-O0/s125/f.jpg

Судьбе было угодно несколько раз свести меня с Вэном Клайберном, известном в нашей стране как Ван Клиберн. В первый раз дело ограничилось впечатлением, когда он с потрясающим успехом выступил на I Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского в Москве весной 1958 года. Напомню, это было в самый разгар «холодной войны», когда крайне нежелательным и даже опасным представлялось проявление каких-либо симпатий ко всем американцам – «империалистам»!
Когда Клайберн взял последние аккорды гениально исполненного им фортепианного концерта Чайковского, с галерки, перекрывая бурную овацию зала, раздался трижды повторенный истошный крик: «Клиберну – первая премия!» Это вызвало одобрительную реакцию зала и повергло в немалое смущение жюри конкурса, возглавляемое Эмилем Гилельсом. Тем не менее, решение жюри было единогласным и категоричным: «Клиберну – первая премия!»
Вторая встреча с Вэном – на этот раз личная произошла в 1960 году, когда после проведенного им замечательного концерта в Тбилиси, в ГОКСе (Грузинское общество культурных связей с зарубежными странами) была устроена встреча с американским пианистом. На встрече присутствовал цвет музыкального общества, с необыкновенной теплотой встретившего гостя, пианиста и обаятельного человека. Вэну преподнесли и тут же его облачили в белоснежную грузинскую чоху.
Клайберн говорил, что ему много и очень тепло рассказывала о Грузии и ее замечательных людях его педагог – известная пианистка Розина Левина, которая вместе с мужем пианистом Иосифом Левиным два года (1899-1901) жила и работала в музыкальном училище в Тбилиси.
В третий и, к сожалению, последний раз с Вэном Клайберном мне довелось общаться в августе 1966 года, в Соединенных Штатах Америки. На севере штата Мичиган в студенческом городке Интерлохене проходил съезд Международного общества музыкального воспитания (ISME). Я попал туда по той причине, что один из тематических разделов обширной научной конференции назывался: «Роль «экзотической» музыки в музыкальном воспитании». Грузинская музыка, по мнению организаторов, как раз подпадала под это понятие и, стало быть, требовала своего представителя, каковым оказался я.
Представьте себе, даже здесь, на «краю света», у меня оказались добрые знакомые (вот уж, поистине, мир тесен) - известный американский пианист Юджин Лист, с которым я общался в Москве во время второго конкурса имени П.И. Чайковского (он состоял в жюри) в 1962 году, а затем в Тбилиси в 1964-м., где он дал концерт. Здесь же находился почетный президент ISME, выдающийся венгерский композитор и ученый Золтан Кодай с группой соотечественников-музыкантов, которых я имел честь знать.
В самый разгар конференции было объявлено, что через несколько дней перед участниками и гостями, учащимися-музыкантами выступит с концертом знаменитый пианист Вэн Клайберн. Выяснилось, что он тесно связан с Интерлохенским комплексом. На его средства здесь построены три коттеджа. Каждое лето он приезжает сюда и проводит концерты.
24 августа Вэн при большом стечении публики провел в огромном интерлохенском зале концерт, исполнив с оркестром оба фортепианных концерта Брамса.
После окончания концерта среди поздравивших был и я. Коротко представившись, я напомнил о приеме, который оказали ему в Тбилиси. Лицо Вэна просияло, он еще раз пожал мне руку и попросил передать привет грузинским друзьям, а потом подарил свою фотографию с надписью на английском языке: «Горячий привет и сердечные пожелания грузинским музыкантам. Ваш искренний друг Вэн Клайберн».

Гулбат ТОРАДЗЕ

Торадзе Гулбат
Об авторе:
 
Четверг, 12. Сентября 2024