click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Федор Достоевский


«НАША ДИНАСТИЯ ОПРАВДАЛА СЕБЯ»

12

100-летний юбилей– знаковое событие. В этой круглой дате что-то особенно притягательное, даже немного таинственное. ЮНЕСКО объявил 2010-й годом Вахтанга Чабукиани, и торжества в рамках грузинского проекта «Вахтанг Чабукиани и его созвездие» будут продолжаться целый год.

С Чабукиани связано многое происходившее в Грузии в мире балета. В том числе, два чародея танца - Илико Сухишвили и Нино Рамишвили, работавших с ним, позже ставших основателями Государственного ансамбля народного танца Грузии, именуемого теперь  Национальным балетом. За рубежом его называют восьмым чудом света, мировой легендой, золотым запасом страны. В этом году у коллектива двойной юбилей: 65-летие со дня основания и 100-летие со дня рождения Нино Рамишвили - танцовщицы и хореографа. Нино Рамишвили называли королевой танца, она и в жизни была королевой.  Аристократичная, элегантная, подтянутая, строгая - княжеская порода сказывалась во всем. Правда, иногда влияла и на карьеру - поначалу в театре оперы и балета ей не давали сольных партий, не пускали за границу, потому что она была дочерью «врага народа». Позже запрет сняли.

 


Нино Рамишвили прожила 91 год и до последних дней работала, проводила репетиции — всегда ходила подтянутая, на высоких каблуках, с царственной осанкой сидела на стуле и управляла танцующими лишь движением рук, у нее была особая пластика, особые руки. В ней ощущалась такая сила и мощная энергетика, что все подчинялись ее малейшему движению - какая-то магия.  Своим внутренним стержнем она держала весь ансамбль, дисциплина была строжайшая. Те, кто работал с ней, сравнивают ее с «железной леди» Маргарет Тэтчер. Она оставалась для всех символом элегантности и силы.
Сама идея создания первого профессионального ансамбля грузинского танца принадлежала Илико Сухишвили безраздельно. Он был одержим ею, это стало главной мечтой, которая осуществлялась вместе с Нино Рамишвили и еще одним великим импровизатором и фантазером, театральным художником Солико Вирсаладзе.
Творческий и семейный союз Сухишвили-Рамишвили останется навсегда легендой. Неразлучные партнеры на сцене и в жизни, они  были вместе более полувека — в любви, творчестве, бесконечных репетициях, концертах, гастролях. Их совместная жизнь была наполнена творчеством и созиданием, полностью реализованными на сцене.
А началось все  с балетной студии  Марии Перини. Итальянскую балерину судьба занесла в дореволюционный Тифлис, где искусство было частью самой жизни. В 1916 году она открыла хореографическую студию в здании, где сегодня располагается Академия художеств Грузии, и принялась  обучать детей основам классического танца. В 1920 году студия получила статус  государственной, хотя ее до сих пор называют ее студией Перини. Заметим, в этом году у студии тоже юбилей -  90-летие. В рамках программы «Вахтанг Чабукиани и его созвездие» эта дата тоже будет отмечена, причем, в тех же стенах, где когда-то она размещалась. Отсюда вышла  целая плеяда звезд: Вахтанг Чабукиани, Вахтанг Вронский, Елена Чикваидзе, Мария Бауэр, Лили Гварамадзе, будущий главный художник Большого театра Солико Вирсаладзе. В этой студии училась и Нино Рамишвили, она с детства дружила с Чабукиани и буквального боготворила его, ближайшим ее другом был и Вирсаладзе. Она танцевала с детства, увлекалась и классическим балетом, и характерным танцем, и традиционным народным. Худенькая, невероятно пластичная, невесомая в прыжке, она иногда одевала мужской костюм и вставала в ряд танцоров-мужчин.
Со своим будущим мужем Нино познакомилась в 1927 году в Тбилисском театре оперы и балета. Они были партнерами в танцевальных дуэтах, дивертисментах, оперных  спектаклях, на эстраде.  Дуэт Сухишвили-Рамишвили гастролировал по всему Советскому Союзу, они работали с джаз-оркестром Леонида Утесова, в театре «Эрмитаж».  В 1932 Илико поступает в ГИТИС, параллельно работает у выдающегося балетмейстера Галейзовского. В 1935 году Сухишвили посылают в Лондон на всемирный фестиваль народного танца, откуда он возвращается с золотой медалью, врученной ему королевой-матерью. Нино Рамишвили тоже должна была поехать на фестиваль, но ее сняли с самолета, так как отец был репрессирован.
Илико Сухишвили не оставляла идея создания ансамбля народного танца, ему хотелось показать всем, насколько уникальна и богата национальная культура Грузии. Его поискам не было конца: трансформация народных танцевальных приемов с упором на классическую технику, подчеркнутое единство движения, мимики и жеста, выразительность линейной расстановки массовки, сотрудничество с художником и музыкантами.  Несколько лет Илико и Нино работали над программой ансамбля, но шла Великая Отечественная война, и всерьез к этому никто не относился. Об этом времени мне рассказывала Нина Шалвовна в 1995 году, когда отмечалось 50-летие ансамбля. «Конец войны, жуткие зимние вечера без света и тепла, репетиции под лестницей в старом здании филармонии, нужда, холод, голод, надежда и энтузиазм. Вместо доли, разновидности барабана, перевернутая табуретка, на которой выстукивали ритм. Костюмы из толстой бязи, придуманные Солико Вирсаладзе и им же вручную расписанные, а все ахали – «Откуда взялась такая парча?» Обычно Солико смотрел танец, а потом придумывал костюм. Но бывало и наоборот – сначала рисовал костюм, и уже к нему сочинялся танец. Вирсаладзе оставался единственным художником по костюмам со дня основания ансамбля. Он создал не костюмы, без которых немыслимы хоруми, карачохели, огненный аджарский танец или загадочно  тягучий «Симд». Главное, его причудливые костюмы всегда согласовывались с пластикой персонажей – это он чувствовал как никто другой. В его сценографии и костюмах всегда были спонтанность и некоторая избыточность, но все его фантазии уравновешивались безупречным вкусом. Он обладал особым даром колориста, как говорят, «абсолютным колористическим слухом», и его магия цвета делала чудеса».
По словам Нино Шалвовны, чтобы добиться первого официального просмотра в ЦК партии, Илико Сухишвили пошел на прием к министру культуры и ночью (тогда по примеру вождя считалось хорошим тоном работать по ночам) в его кабинете почти до утра танцевал, пел, изображал, как все это будет выглядеть. Министр не только оценил уникальный талант посетителя, но и помог преодолеть следующие инстанции.
Перед обаянием танца Сухишвили действительно устоять было невозможно. В этом убеждают кадры кинохроники, запечатлевшие молодых Нино и Илико: грация, благородство, виртуозная техника и полет души – вот что такое их танец.
В итоге, в 1945 году ансамбль получил официальный статус. Вероятно, не обошлось без соизволения свыше. В те времена вождь зорко отслеживал и культуру. «Отец всех народов» знал Сухишвили еще до войны - в 1943 году коллектив выступал на конференции глав союзных держав.
В одном из интервью нынешний директор коллектива  Нино Сухишвили-внучка, рассказывает об этом знакомстве: «Страшный 1937 год был годом Грузинской республики (в то время каждый год одна из республик представляла себя в Москве), и тбилисский оперный театр, где работали Нино и Илико, показывал в Кремле свое творчество. Сталину очень понравился дедушкин танец (бабушке тогда не давали сольных партий, потому что она была дочерью «врага народа»), он захотел познакомиться на банкете после концерта.  Услышав о Сухишвили и Рамишвили, Сталин нахмурился: «Ах, Рамишвили? Они все меньшевики — их надо арестовать». Такая фраза, да еще от самого Сталина — ясно, что бабушку должны были арестовать тут же или сразу после банкета. Но ничего не случилось, потому что дедушку подозвал Сталин и попросил еще раз станцевать понравившийся ему танец. Дедушка тут же станцевал, и вождь сказал: «Проси, что хочешь». Ну что скажешь человеку, которого боится вся страна? Дедушка попросил фото Сталина с автографом. Сталин похлопал его по плечу и сказал: «Молодец, мальчик». На следующий день им в гостиницу принесли фотографию с подписью «Илико Сухишвили от Иосифа Сталина». Но когда за дверью они увидели человека в форме, то решили — пришли за бабушкой. Так что я не знаю: то ли дипломатия дедушки спасла ситуацию, то ли Сталин просто пошутил по поводу фамилии...»
Коллектив, который создали Сухишвили-Рамишвили, стал гордостью национальной и мировой культуры. С 1948 года перед ансамблем открылся «железный занавес», что по тем временам было почти невероятно. Первая зарубежная поездка Большого театра СССР на Запад с гастролями в Лондон состоялась только в 1956 году. Улановой было 46 лет, когда  она впервые выехала на гастроли за рубеж. Самыми выездными коллективами после войны были ансамбли И.Сухишвили и И.Моисеева, главные визитные карточки советского танцевального искусства. Сухишвилевцы совершили более двухсот турне, посетили 88 стран и более 1700 городов. Их называли восьмым чудом света, «чарующим зрелищем», «ураганом на сцене», «драгоценным фольклорным камнем в классической оправе». Газета «Вашингтон пост» писала: «Их танец бросает вызов законам гравитации. Они делают двойные пируэты с колен, а головокружительно-скоростные вращения завершают с невероятной точностью». Выступления ансамбля были признаны лучшим шоу на Бродвее, Национальный балет стал единственным ансамблем народного танца, которому предоставили право выступить на знаменитой сцене театра Ла Скала. Занавес театра поднимался 14 раз, установив своеобразный рекорд.
Нино Шалвовна рассказывала, что в первый раз их ансамбль отправился на гастроли в 1948 году в Финляндию, а после оглушительного успеха их экспромтом пригласили соседние страны –Дания, потом Швеция. Они выступили в Дании, но перед Швецией окно захлопнулось. Москва сказала: на первый раз хватит. Но посыпались новые приглашения, и очень скоро Европа была покорена. Теперь предстояло «открыть» другие континенты – Америку и Австралию. Нино Шалвовна вспоминала, что пережили они, когда на встрече с ансамблем  мэр Сан-Франциско объявил о безоговорочной капитуляции и вручил грузинским артистам ключ от города. Такой традиции в Грузии еще не было, ключи от родного Тбилиси вместе со  званием почетных граждан Илико и Нино получили значительно позже, в 1981 году.  
Вспоминается юбилейный вечер 50-летия коллектива в Грузии. 1995 год.  Промозглый холод, неожиданный для Тбилиси середины ноября. На площади вокруг госфилармонии иномарки дипломатических представителей, машины правительственные и прочих официальных лиц, на ступенях стоят два мощных кордона учтивых полицейских, сквозь их строй проходит избранная публика исключительно по пригласительным билетам. Зал переполнен, а на сцене царила огненная стихия танца и властвовала королева – 85-летняя Нино Рамишвили. Ее успех по праву разделял сын, Тенгиз Сухишвили, в то время официальный руководитель коллектива, который насчитывал 80 человек. В финале было представлено и третье поколение славной династии: их внукам – Нино и Илико Сухишвили был отдан сольный дуэт в завораживающем «Симде», в котором блистали некогда дедушка и бабушка.
«Я счастлива, что наша династия оправдала себя», - призналась тогда в беседе Нино Шалвовна. И она оказалась права. Три поколения артистов — это большая редкость. Основатели ансамбля вложили в свое детище такой заряд, что он живет и восхишает по сей день,  пережив  распад государств и смену формаций. Создателей уже нет в живых (Сухишвили скончался в 1985-м, жена пережила его на 15 лет), ушел из жизни и их сын Тенгиз Сухишвили. Из старшего поколения осталась его жена Инга Тевзадзе, которая по семейной традиции продолжает работать и сейчас.  Новые программы ставит внук, нынешний художественный руководитель Илико Сухишвили, а костюмы придумывает внучка — Нино Сухишвили, одновременно являясь директором коллектива.
Национальный балет Грузии – живой, постоянно развивающийся организм. Илико Сухишвили-младший, сохраняя в неприкосновенности традиционные танцы, в то же время ставит новые номера. Для него это и собственная творческая реализация, и продолжение дела его знаменитых предков.
Новации преемников вызывают большой интерес и неоднозначную реакцию: одни называют это началом новой эпохи, где  «эволюция танцев идет от иллюстративного к универсальному, от конкретики к общему», другие не принимают, считая это разрушением традиций. Налицо другая хореография, костюмы и другое музыкальное звучание. Но и руководителей можно понять: без притока новых идей искусство не может существовать, само время требует новизны.
Вот что говорит Илико Сухишвили-младший: «В наших новациях база остается фольклорная, как и сам стиль Сухишвили-Рамишвили. Именно на этой базе мы делаем новые постановки и придумываем движения.  Вместе с тем в неприкосновенности сохранены номера, ставшие классикой грузинского танца, это как бы живой музейный экспонат. Хотя движения старых танцев тоже надо отчеканивать, чтобы стиль исполнения, техничность не терялись у новых исполнителей. Если раньше делали полтора пируэта, то сейчас наши танцовщики спокойно могут делать три-четыре. Это не влияет на структуру танца, это лишь необходимое оттачивание техники. Классика составляет  первое отделение программы. Второе отделение - новая хореография. Танцы рождаются по-разному. Техника и стиль движений, музыкальный ритм, костюм, это зависит от региона, и пластика везде разная.
Я когда начинаю делать танец, исхожу из рисунка самого танца, его эмоционального смысла, и это должно соответствовать музыкальному ритму. Сперва мы с нашим оркестром берем за основу ритм, затем обрабатываем музыкальные темы, на эту музыку накладываются движения, общий рисунок танца.  Конечно, мы думаем и о том, чтобы  музыку приятно было слушать вне зависимости от танца.
Движения остаются традиционными, но в современном ключе. Слово современный это не значит, что будет джаз или рок. Мы работаем с фольклором, и часто люди не понимают  разницу между фольклором и народным искусством. Народное творчество существует без автора, а у нас  может быть свое авторское видение какого-то танца, несущего фольклорное начало.
Кроме того, мы национальный балет, и можем ставить интерпретации танцев разных народов. Если мы едем с гастролями в Израиль, мы делаем еврейский танец, если в Грецию, показываем сиртаки, у нас издавна есть и русский танец, и украинский - это мы везем как подарок, как знак уважения. Но я не включаю их в нашу грузинскую программу. Это может быть только как отдельный элемент.
У нас есть клубная молодежная версия – программа «Асса», многие ее путают с основной, но это совершенно другой формат с импровизациями, современными костюмами и прочими новшествами, и у нас нет претензий, что это чистый фольклор. Идея проекта в том, чтобы привлечь молодых, они не занимались в студии,  не учили грузинские танцы, но интерес к ним был, ведь в Грузии все танцуют, все поют. Есть маленькая группа наших танцовщиков, которая выступает на дискотеках. И есть отдельная музыкальная программа в формате дискотеки. Проект «Асса» существует уже шесть лет, так поддерживая интерес к народным традициям. Большое значение имеет оркестр, там тоже свои новации: мы живем в XXI веке, оркестр надо тембрально обогатить, какие-то краски добавить, поддерживать ритмическую функцию. Иногда и сами придумываем. Так, у нас появилась большая деревянная бочка, перетянутая толстой кожей, на которой можно играть как руками, так и большой палкой, а звучание получаем как у литавр. Естественно, она стоит на виду, это становится элементом шоу. Ведь декораций у нас нет, только световое оформление.
Конечно, есть и проблемы. У коллектива никогда не было спонсора, мы ни от кого не зависели, и это отлично.  Но сейчас у нас нет такого бюджета, чтобы у всех была зарплата. Кроме того, надо реставрировать старые костюмы, делать новые, около 700 костюмов используются только в одной программе. Гастрольные поездки тоже требуют затрат, несмотря на то, что едем мы по приглашению импресарио. Надеемся, что ситуация выправится».
У Национального балета Грузии есть богатое прошлое и перспективы. Продолжает работать студия грузинского танца, основанная Илико Сухишвили-старшим, которую сейчас ведут его ученики. А два года назад был создан студийный ансамбль, куда берут из студии самых одаренных молодых танцовщиков. Артистизм, темперамент плюс балетная техника – так что новая смена коллективу гарантирована.
Итак, третье поколение Сухишвили продолжает дело, начатое в 1945 году. Национальный балет Грузии, сделавший фольклор подлинным искусством, по-прежнему в постоянном поиске и на фоне других ансамблей выглядит новатором. Может быть, благодаря этому он всегда остается интересным и современным. Его гастролей ждут зрители в разных странах мира. В этом году пройдет юбилейный гастрольный тур в Украине, Молдове, Республике Беларусь, Италии и США с обновленной программой.
Юбилейные торжества в течение года будут проходить и в Грузии – выставки, вечера, концерты. На празднование приглашены ведущие танцевальные коллективы мира. Так что забвение не грозит ни основателям, ни самому ансамблю, который всегда будет ошеломлять, потрясать и гипнотизировать.

Я "Сервера ксс скачать"бы только не хотел быть в шкуре вдовы эрцгерцога.

Все ее родные были мне дороги, но дороже всех была она сама.

Его взгляд "Скачать бесплатно игру гарри поттер и кубок огня"лишь скользнул по запыленной карете,-так смотришь на невзрачную раковину, "Виндовс хр зверь скачать бесплатно торрент"не подозревая, что внутри нее скрывается драгоценная жемчужина.

Зачеркнем ноль, зачеркнем и четверку сзади, и "Бизнес планы для малого бизнеса"мы преспокойно опять получили четыре тысячи двести "Арнольд мультик игры"шестьдесят восемь, то есть номер паровоза, который следует отправить в депо в Лысую-на-Лабе.


Церетели Вера
Об авторе:
журналист, театральный критик.

Родилась в 1944 г. в Москве. Театральный критик, журналист. Окончила Московский радио-механический техникум, театроведческий факультет ГИТИСа. Работала в Москве радиотехником в НИИ, актрисой в театре-студии «Жаворонок», корреспондентом журнала «Театральная жизнь». С 1975 г. живет в Тбилиси. С 1992 г. сотрудничала с радио «Свобода» - программа «Поверх барьеров», с 1994 г. была собкором «Общей газеты» газеты «Культура» по Грузии. Член International Federation of Journalists, член Союза журналистов и Союза театральных деятелей России. Автор сотен статей, опубликованных в России, Грузии и за рубежом. Лауреат конкурса журналистов «Русский мир» (2004). Автор и координатор многоступенчатого проекта «Россия и Грузия – диалог через Кавказский хребет». Участвовала в проектах «АртГруз» и «Re:АртГруз» и их информационной поддержке в России и Грузии.
Подробнее >>
 
Суббота, 20. Апреля 2024