click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Стоит только поверить, что вы можете – и вы уже на полпути к цели.  Теодор Рузвельт


ЖЕНЩИНА НА КАПИТАНСКОМ МОСТИКЕ

naxtomi_mart

 

Решение было принято в поезде Ленинград-Москва. Заслуженные мастера спорта Арчил Бакрадзе и Георгий Мерквиладзе негромко совещались в купе, чтобы не потревожить сон девочки, победительницы соревнований по гимнастике 1940 года. «Два свободных дня в Москве постараемся использовать, чтобы узнать о судьбе родителей Мзии». В этот план девочку посвятили  в гостинице. Под диктовку взрослых написала заявление в Прокуратуру СССР – с просьбой о приеме прокурором страны Вышинским.
Пришли все трое в комендатуру страшенного ведомства. Арчил Бакрадзе с заявлением протиснулся к окошечку дежурного. Мзия и Георгий, волнуясь, ждали его возвращения. А вот и Арчил. «Дежурный прочитал заявление, только головой покачал, ничего, мол, не выйдет!»
Но, стойте. Арчил возвращается к окошечку и громко так говорит: «Вы посмотрите на этот сегодняшний номер «Правды»! Разверните его и увидите, что о встрече с прокурором просит девочка, изображенная на снимке ‘‘Миг победы’’».
Видно, дежурный разглядел снимок Мзии, выполняющей стойку на брусьях, и рядом самого Арчила, страховавшего свою воспитанницу, а потому вызвал сотрудника и поручил провести девочку к прокурору.
Мзия была подготовлена взрослыми, что и как надо говорить. Прокурор СССР встретил с улыбкой, спросил о соревнованиях, а потом сам завел разговор о родителях, спросил, когда были арестованы. Сообщил: отец содержится в закрытом лагере без права переписки, мать – в лагере открытого режима. Материнский адрес, сказал, может дать. На многие годы этот адрес остался в памяти девочки незаживающей раной: Вологодская область, станция Шексна, село Никольское, лагерь. Скоро туда ушло первое письмо Мзии…
Большое горе вошло в семью врача-терапевта Николая Джугели, переехавшую в Гурджаани из Кутаиси. 23 февраля 1938 года, в день всесоюзного праздника, пришли ночью трое мужчин, один из них был начальник местного управления НКВД, кстати, друг отца, не раз гостивший в их доме. Из заключения отец написал, что с ним ничего плохого не случится, правда восторжествует, просил позаботиться о ребенке.
Рано утром 8 марта (снова в праздник!) новая трагедия в доме – арестовали мать. Мзия осталась одна-одинешенька. Утром очнулась после пережитого ужаса и увидела школьного учителя физкультуры Шалву Босташвили и соседку Соню Дарабегову, ожидавших ее пробуждения. Физрука за длинные усы и привычку зимой ходить без пальто прозвали Буденным. В сороковые-пятидесятые помню его на занятиях по гимнастике во флигеле, на территории, соседней с нашей 43-й тбилисской школой.
Это Буденный первый увидел в маленькой Мзие, смелой девчушке, раскачивающейся на кольцах в школьном дворе, задатки незаурядной гимнастки, зачислил в свою группу. Дети из Гурджаани стали авторами сенсации – они вторые на первенстве Грузии среди школьников, после тбилисцев, и Мзия была в той четверке. Это первая победа девочки с бесстрашным сердцем, той, что прежде, не раздумывая, могла вскочить в седло лошади пациента, приехавшего к отцу, и умчаться куда глаза глядят.
Дедушка и бабушка приехали на третий день. Надо было решать, что делать с Мзией. До окончания учебного года оставалось совсем немного. Шалва Босташвили вначале думал приютить ее у себя, хотя нашлись люди, что отговаривали: не связывайся, мол, с дочерью троцкиста – самого арестуют.
Дарабеговы все же рискнули и попросили родителей мамы оставить ребенка у них до окончания учебного года, хотя у самих было четверо детей. Четвертый класс Мзия закрыла в гурджаанской школе. Потом Шалва отвез свою воспитанницу в Тбилиси – к бабушке Тео Мчедлидзе и дедушке Трифону Гамбашидзе, в дом на улице Пастера, по соседству была железнодорожная школа, где она продолжила учебу.
Из этой школы Мзия шагнула в известный зал общества «Пищевик», к тренеру Арчилу Бакрадзе. В том же году опередила сверстниц, стала чемпионкой Грузии в сумме многоборья, начала готовиться к всесоюзным соревнованиям в Ленинграде среди школьников, о которых мы начали рассказ. Мзия победила тогда в упражнениях на брусьях и в опорных прыжках, и в общем зачете была второй. Юную гимнастку наградили книгой Лермонтова.
В годы войны она много тренируется, пробует силы во многих видах спорта; кроме гимнастики, участвует в первенствах Грузии по легкой атлетике, плаванию и прыжкам в воду с вышки.
В 1945-м  в Москве, на первенстве ЦС «Динамо» победила в многоборье, опередив абсолютную чемпионку страны Галину Урбанович и Татьяну Каменскую. Вечером заключительного дня соревнований наиболее отличившихся пригласили в кабинет шефа динамовцев, генерала. После награждения победителей ценными подарками и продуктовыми пайками он беседовал с каждой участницей, как это было принято, спросил, нет ли каких-либо просьб. Мзия с особым волнением ждала этого момента . И попросила – хочу встретиться с матерью, прибавив, что ей известен адрес, на что хозяин кабинета отвечал: «Я знаю».
Далее события развивались стремительно. Генерал распорядился, и Мзии дали сопровождающего, купили билеты. Вологда была пересадочной станцией Северной железной дороги. В вагоны было не пробиться – возвращались домой из эвакуации ленинградцы. Мзию удалось устроить в купе проводницы, сопровождающий всю дорогу простоял на ногах в коридоре.
Наконец прибыли в Вологду, здесь пересели на поезд узкоколейки типа того, что ходит от Боржоми в Бакуриани. Шексна оказалась в конце многотрудного пути. Было очень холодно. Девочку ввели в комнату начальника станции, устроили ночевать на русской печи. Утром пришли сани в село Никольское. Привели ее к начальнику лагеря. В валенках и ватнике предстала она перед матерью, которую вызвали из соседней пристройки. Мама, увидев дочь после восьми лет разлуки, потеряла сознание, потом уже дочь побывала в обмороке. Три дня провели они вместе и все не могли наговориться. У мамы как врача были хорошие условия – две комнаты – для проживания и рабочий кабинет.
Эта поездка на север и встреча с самым дорогим человеком словно сняла с нее тяжелые путы, помогла обрести душевное равновесие. С удвоенным рвением приступила она к тренировкам. И результаты не заставили себя долго ждать. О ней «вспомнили» руководители сборной страны перед поездкой на международный турнир в Венгрию. В день отъезда никто не собирался ее будить и помогать собираться. Мзие объявили, что не успели оформить выездные документы. На деле же попросту изъяли из списка как дочь «врага народа».
В 1950 году эта неприглядная история повторилась перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов в Берлине. Она выигрывала соревнования, тренировалась в сборной и оставалась невыездной. И тогда Мзия решилась – пришла в Кремль с заявлением к первому лицу, ведавшему вопросами государственной безопасности. Из кремлевской комендатуры прямиком отправилась в Тбилиси. Дома ее встретила телеграмма: «Срочно выезжайте в Москву». Подруги по сборной уже не ожидали ее увидеть – радости не было предела.
Из Берлина она вернулась победительницей – с двумя золотыми и одной серебряной медалями.
Маму освободили только в 1948 году. Десять лет высылки без вины виноватой. Мзия к тому времени была замужем за Аркадием Архангельским, известным спортсменом и спортивным деятелем. Их дочери Ирине было 14 дней.
Про отца семья так ничего и не знала. Был слух, что умер в лагере от воспаления легких. Только многие годы спустя Мзия получила справку, что Николай Джугели был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу, и приговор приведен в исполнение в 1938 году.    
В июне 1948 года Мзия активно включилась в спортивную жизнь страны. В ноябре стала абсолютной чемпионкой Закавказья, проявила замечательные бойцовские качества гимнастки-многоборки, после рождения дочки удивительно быстро сумела обрести наилучшую форму.
Мзия Джугели из славной плеяды отечественных гимнасток, которым удалось «прорубить окно» на Олимпийские игры. После Хельсинки началось победное шествие советской гимнастики на высших спортивных форумах.
Надо ли говорить, с каким волнением они приступили к предолимпийской подготовке. В состав сборной в первую очередь ввели чемпионок страны, и ее в их числе. К тому времени Мзия уже четырежды побеждала в опорных прыжках и могла не волноваться за свою судьбу.
12 золотых, 6 серебряных и одну бронзовую медали увозили наши гимнастки из Хельсинки. За каждой – напряженнейший труд, упорная борьба на спортивных снарядах, когда счет шел на тысячные доли балла. И сегодня, по прошествии времени, можно сказать, что удалось собрать в единый коллектив сильнейших гимнасток страны. Галина Минаичева, Галина Урбанович, Екатерина Калинчук, Полина Данилова представляли Российскую Федерацию, Мария Гороховская и Нина Бочарова – Украину, Мзия Джугели – Грузию, Галина Шамрай (Рудько) – Узбекистан. В том, что угадали с составом, большая заслуга тренеров.
Начатые в Подмосковье учебно-тренировочные сборы продолжили в Сочи и Выборге, куда в целях акклиматизации прибыли незадолго до открытия Игр. Соревнования на сборах проводились в условиях, максимально приближенных к тем, которые ожидались в Хельсинки.
Олимпиада закончилась победой нашей сборной, отечественной школы гимнастики. Наши девушки по классу были на голову выше признанных лидеров. Мария Гороховская стала абсолютной чемпионкой Олимпиады. Нина Бочарова была второй в сумме многоборья. Мзия Джугели заняла шестое место.
Медали без боя не выигрывают. В условиях, когда нашим девушкам занижали оценки, неунывающую Мзию выпускали первой на всех снарядах, зная, что она смелее и психологически устойчивее подруг. Начальник управления союзного спорткомитета Нина Логофет (мать футболиста Геннадия Логофета) всячески ободряла перед выходом на помост: «Ты – наша героиня!» И она не подводила.
Олимпийская чемпионка Галина Минаичева-Шарабидзе вспоминала: «Мзия всегда привносила жизнерадостность и веселье, где бы ни появлялась, придумывала неожиданные, азартные ситуации, которые поощряло руководство команды».
И она смело выходила на помост и вела за собой подруг, как и следует капитану, прекрасно понимая, что судьи строже оценивают выступление первого номера команды.
Сразу после победы в зале «Мессухалли», когда советские гимнастки закончили олимпийский турнир, опередив лучшие команды мира, их поздравил с золотыми медалями руководитель спортивной делегации, председатель Спорткомитета страны Николай Романов, сообщив, что всем «золотым девчатам» присвоено звание заслуженного мастера спорта. Еще одни медали, серебряные, они выиграли в групповых вольных упражнениях с обручами под музыку Чайковского из балета «Спящая красавица».
Олимпиада в Хельсинки сохранилась в памяти первой грузинки-олимпийской чемпионки самым радостным событием, наивысшим ее достижением. И в последующие годы Мзия Джугели оставалась капитаном сборной СССР. Восемь раз выигрывала титулы чемпионки страны – семь раз в опорных прыжках (1946, 1947, 1951-1955), один раз на кольцах (1953).
Сохраняла отличную спортивную форму вплоть до Мельбурнской олимпиады 1956 года, но на предшествующей ей первой летней Спартакиаде народов СССР отравилась и не показала высокие результаты, на которые могла рассчитывать.
Через два года окончила Грузинский институт физкультуры, стала известным деятелем спорта. После ухода в 1962 году из большого спорта  работала старшим тренером сборной СССР в Грузии. Заслуженный тренер Грузии, она два десятка лет руководила республиканской школой высшего спортивного мастерства.
Оглядываясь на пройденный путь в большом спорте, путь побед и наивысших достижений, Мзия Джугели с чувством благодарности вспоминает всех, кто опекал ее. В 1937 году это был учитель физкультуры Шалва Босташвили.
В детстве ее тренером был Арчил Бакрадзе. Этот человек, как и Георгий Мерквиладзе и заслуженный тренер СССР Николай Махвиладзе, постоянной заботой способствовал ее выходу на большую спортивную арену.
Высокому спортивному мастерству Мзию обучал талантливый тренер и прекрасный человек Григорий Мамардашвили.
Под руководством заслуженного тренера СССР Ивана Оганова она придумывала и разучивала новинки и выносила их на большие соревнования. Он подготовил ее к Олимпийским играм в Хельсинки.
Она с чувством благодарности вспоминала супруга Аркадия Архангельского, который делал все для достижения ею высоких успехов, часто сопровождал на сборах и соревнованиях.
Пока жива, всегда уважительно и благоговейно будет помнить свою измученную мать, чей супруг – ее отец – Николай Джугели был расстрелян, а сама мать десять лет совершенно без вины провела в ссылке, по возвращении оказала большую помощь, как и супруг Мзии, в воспитании дочери Ирины, будущей чемпионки Грузии.
Она благодарила Бога за то, что в трудный период жизни были рядом бабушка Тео и дедушка Трифон, которые приютили ее, сироту, вырастили и поставили на ноги.
Глубоко благодарила Национальный олимпийский комитет Грузии, его президента Джано Багратиони, за то, что широко, на высоком уровне отметили ее юбилей – 75-летие со дня рождения; председателя Государственного департамента спорта Грузии Ираклия Медзмариашвили за поддержку и внимание; журналистов, которые вместе с зарубежными коллегами широко освещали ее спортивную жизнь и общественную деятельность; соотечественников и зарубежных болельщиков, которые поддерживали и давали стимул в борьбе за высокие результаты, совместно праздновали успехи Мзии. А еще знакомых и неизвестных любителей спорта, которые ободряли многочисленными публикациями, теплыми письмами, посвящали стихи выдающейся грузинской гимнастке.
Победная Олимпиада-52 напомнила о себе в 1996 году, когда заслуженный мастер спорта, вице-президент национальной федерации гимнастики, орденоносец Мзия Джугели была гостьей Игр в Атланте. Только открытый Музей спорта работал до пяти часов вечера. Мзия Николаевна на четверть часа опоздала, двери музея оказались закрытыми. Но хозяева, узнав, что к ним пришла сама олимпийская чемпионка, любезно предоставили возможность ознакомиться с экспонатами истории олимпизма.
В разделе Хельсинкской олимпиады она обнаружила свою фотографию и еще раз поблагодарила спорт за счастье, которое он дарит.

 

Арсен ЕРЕМЯН

Я "Скачать бесплатно через торрент виндовс хп"не мог больше сдерживаться и, перескочив через садовую ограду, "Игры приколы смешные бесплатно"пробрался к веранде, сопровождаемый д'Отвилем.

Захваченная врасплох стража умирает, не успев "Скачать владимир пресняков старший"схватиться за оружие.

Он "Скачать песню спасибо за день спасибо за ночь"открыл с полдюжины карт, и часы "Бутырка новые альбомы скачать"перешли к нему.

Этой же ночью я попытаюсь увезти ее.


Еремян Арсен
Об авторе:
Филолог, журналист, литератор. Заместитель главного редактора общественно-художественного журнала «Русский клуб».

Родился в 1936 году в Тбилиси. Окончил  филологический факультет Тбилисского государственного университета им.Ив.Джавахишвили. Работал в редакциях газет «Вечерний Тбилиси», «Заря Востока» («Свободная Грузия») и др., а также на партийной работе. Заслуженный журналист Грузии, член Союза журналистов СССР с 1964 года, с 1991 года — член Федерации журналистов Грузии. Автор книг, изданных в Москве и Тбилиси: «Все еще впереди», «Семнадцать весен Майи», «Играю против мужчин», сборника рассказов об отечественном спорте «Гром победы» (2002), поэтического сборника «Автограф» (2007), сборника рассказов «Робинзоны в городе» (2009).
Подробнее >>
 
Суббота, 20. Апреля 2024