click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь.  Иммануил Кант


ПОЖИЗНЕННЫЙ СОЛИСТ

ec285bcb96e055a816a61f189fb247bd-505

 

Зурабу Соткилава – 75 лет. «Часы идут, дни бегут, годы летят» - гласит грустная китайская сентенция. Все верно. Жизнь человеческая скоротечна. Но разве изгладятся когда-нибудь из памяти воспоминания об испытанных эстетических потрясениях, оставивших глубокий след в наaших душах. А именно таковыми являются впечатления от блистательного искусства Зураба Соткилава, певца и артиста мирового масштаба!
Его имя золотыми буквами вписано в летопись грузинского, русского и мирового вокального искусства. Народный артист Грузии (1973), народный артист СССР (1979), лауреат международных конкурсов вокалистов им. Чайковского (Москва, 1970) и им. Виньяса (Барселона, 1970), лауреат Государственных премий Грузии им. З.Палиашвили (1983) и Ш.Руставели (1998), кавалер многих орденов, в т.ч. грузинского ордена Чести (1997), почетный член Болонской академии музыки (Италия)...
Весь артистический путь Зураба Соткилава, можно сказать, прошел и проходит перед нашими глазами. Вот он, абитуриент Тбилисской консерватории, весной 1961 года стоит на сцене Малого зала перед экзаменационной комиссией, исполняя баритональную арию Валентина из оперы Гуно «Фауст».
Поет блистательно, с артистическим вдохновением, вызывая восторг присутствующих.
Ректор консерватории Иона Туския – прекрасный музыкант – взволнованный поднимается со стула и со словами: «Сам Бог послал нам его!» идет к Зурабу, обнимает его. В перерыве члены экзаменационной комиссии оживленно комментируют выступление абитуриента, его замечательный голос и то обстоятельство, что в документах  поступающего отсутствуют данные о наличии у него какого-либо музыкального образования. А ведь теперь ему предстоят экзамены по всему циклу теоретических предметов!
Слово самому Зурабу: «Узнав, что я никогда не учился даже в музыкальной школе, Иона Ираклиевич предупредил меня, чтобы без него я не заходил на экзамен по сольфеджио. Настал этот день. Взяв меня за руку, ректор ввел в аудиторию, где проходил экзамен. Деловым тоном он обратился к членам экзаменационной комиссии: «Этого молодого человека я только что проэкзаменовал по сольфеджио. На пятерку он не тянет, поэтому напишите ему четверку». Выйдя в коридор, я поблагодарил Иону Ираклиевича и сказал, что рад был бы и тройке, на что он ответил: «С тройкой ты бы не получил стипендию!» Изумительный, благороднейший человек! Так я стал студентом консерватории».
Но, как выяснилось, на этом испытания его не закончились. Поступив в консерваторию как баритон (на одном из студенческих концертов я даже слушал в его прекрасном исполнении баритональную арию Каскара из оперы Леонкавалло «Заза»), Зураб вскоре пришел к выводу, что его подлинное призвание – быть тенором, с чем, оказывается, не был согласен его педагог.
В сомнениях прошел первый учебный год. Очень нервничавший по этому поводу, Зураб обратился за консультацией к профессору консерватории, выдающемуся тенору Давиду Ясоновичу Андгуладзе, вердикт которого был безоговорочным: «Конечно, тенор!»
И все-таки, для окончательного решения вопроса договорились обратиться к недавно назначенному ректору консерватории композитору Отару Тактакишвили. Поздней осенью 1962 года состоялось прослушивание молодого певца. Мне довелось присутствовать при этом. Зураб выбрал ариозо Манрико из последнего акта «Трубадура» Верди. Когда он с потрясающей трагической страстностью пропел фразу: «O, Leonora, addio!» у всех присутствующих буквально дух захватило. Тактакишвили был в восторге. Судьба певца, можно сказать, решилась в этот момент. Так родился мировой тенор Зураб Соткилава, кстати, впоследствии блестящий исполнитель произведений Отара Тактакишвили.
Не могу не вспомнить еще один незабываемый эпизод студенческого периода Зураба. 18 ноября 1964 года (в день чемпионской победы футболистов тбилисского «Динамо» в Ташкенте) на открытии отремонтированного Большого зала Тбилисской консерватории З.Соткилава замечательно исполнил арию Радамеса из «Аиды». Как мне представляется, именно этот день стал началом блестящей карьеры певца.
Родился Зураб Лаврентьевич в Сухуми 12 марта 1937 года. Его мама и бабушка любили петь, и маленький Зураб часто подпевал им. Но больше всего он увлекался футболом. В 16 лет играл в сухумском «Динамо», а в 1958-м – уже в лучшем футбольном клубе республики – тбилисском «Динамо» (я присутствовал на нескольких матчах с его участием), но из-за травм с футболом пришлось распрощаться. Параллельно Зураб учился на геологическом факультете Грузинского политехнического института, закончив его весной 1961 года, как раз накануне поступления в консерваторию.
Быстро пролетели годы учебы, отмеченные его уверенным творческим и академическим ростом. Вскоре он станет звездой оперной сцены. Сразу же по окончании консерватории под руководством профессора Андгуладзе состоялся дебют Соткилава в тбилисском оперном театре в роли Каварадосси («Тоска»), прошедший с шумным успехом.
В годы учебы Зураб познакомился со своей будущей супругой, очаровательной Элисо Турманидзе, которая училась в консерватории по классу фортепиано. Элисо стала его концертмейстером в сольных выступлениях. У них две дочери: Тея и Кетино.
Последующие за окончанием консерватории годы – восхождение к вершинам оперно-вокального исполнительства. В Тбилиси Соткилава выступал до конца 1973 года. В 1966-1968 годах прошел стажировку в миланском театре Ла Скала. Многоопытный маэстро Дженарро Барра так отозвался о нем:  «Молодой голос Зураба Соткилава напомнил мне великих теноров былых времен!»
Наш певец сполна оправдал лестную оценку маститого маэстро!
В Тбилиси Соткилава исполнил почти все теноровые партии, (в том числе партию Абесалома в гениальной опере З.Палиашвили «Абесалом и Этери»), став любимцем публики. 30 декабря 1973 года состоялся дебют певца на главной сцене страны – в Большом театре СССР в Москве в партии Хозе в опере Бизе «Кармен» (я присутствовал на этом, как и на многих других спектаклях Зураба в Большом театре), а в 1974-м навсегда (чуть ниже я поясню суть дела) вошел в оперную труппу театра.
В Большом Зураб сменил другого великого Зураба – Анджапаридзе – своего старшего друга и коллегу (тоже воспитанника Д.Андгуладзе), к числу которых следует отнести и выдающегося грузинского певца и педагога профессора Нодара Андгуладзе.
В течение многих лет любимым партнером Зураба в Большом театре была еще одна «звезда» оперной сцены – наша замечательная Маквала Касрашвили.  
З.Соткилава вспоминал: «На первый взгляд может показаться, что я быстро привык к Москве и легко вошел в коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время были рядом со мной... это режиссер Панков, концертмейстер Могилевская и, конечно, мои партнеры по спектаклям».
За 35 лет активной артистической карьеры Соткилава исполнил множество главных теноровых партий на сцене Большого театра. Сам он особенно выделял партию Отелло в одноименной опере Верди. «Работа над оперой, - говорит певец, - открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. Роль Отелло – эта та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и трудно дотянуться».
Выдающимся достижением – в партнерстве с Маквалой Касрашвили – стала партия Туридду в «Сельской чести» Масканьи, сначала на концертной эстраде, а затем на оперной сцене.
Невозможно перечислить все теноровые партии, исполненные Зурабом, но остановимся на одной из них. Это опера Отара Тактакишвили «Похищение луны», премьера которой состоялась на сцене Большого театра в 1977 году (композитору – единственному в Грузии вскоре была присуждена Ленинская премия). Зураб исполнял здесь, а затем и в тбилисской постановке оперы одну из главных ролей – Арзакана, причем блестяще.
Композитора и певца связывала тесная творческая дружба, выразившаяся в исполнении Зурабом и других сочинений Тактакишвили, особенно написанной специально для него вокальной сюиты «Мегрельские песни». Соткилава был проникновенным  интерпретатором также мегрельских народных песен.
В период работы в Большом театре артистическая карьера певца, несмотря на строгую «регламентированность» и «лимитированность» зарубежных гастрольных поездок, развивалась интенсивно. Особенно начиная с 1978 года и в оперных театрах и на концертной эстраде. С триумфальным успехом прошли гастроли в США, Италии, Франции и других странах мира. Его искусство получило высокую оценку специалистов, прессы.
Его называли «одним из сверкающе-прекрасних голосов, которые существует где-либо  в мире» (парижская «Фигаро»), не менее восторженны отклики американских газет: «Большой по объему голос превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилава исходит непосредственно из сердца», «Его редкий по красоте тенор называют «сверкающе прекрасным» и т.д.
Отдельного разговора заслуживает З.Соткилава – педагог, профессор Московской консерватории им. П.И.Чайковского, где он работал в 1976-1988 гг. и с 2002 года, воспитав множество известных певцов.
Разумеется, все эти годы Зураб Лаврентьевич выступал в Тбилиси в оперных спектаклях, устраивал концерты, возглавил конкурс вокалистов им. Д.Андгуладзе. Надолго запомнилось чествование замечательного певца на праздновании его 70-летия.
Вызывает восхищение тот факт, что певец продолжает концертную деятельность, доставляя удовольствие своим искусством многочисленным почитателям.
75-летие Зураба Соткилава будет отмечаться весной этого года в Московской консерватории и Большом театре, «пожизненным солистом» которого он наречен наряду с Маквалой Касрашвили, Еленой Образцовой и, надо полагать, с другими замечательными певцами старшего поколения.
С нетерпением будем ждать дорогого Зураба и у нас в Тбилиси, где его так любят, уважают, восхищаются им и жаждут вновь услышать его чарующий голос.

 


Гулбат  ТОРАДЗЕ

Обоих, как абстинентов, пришлось "Образец акты скачать"осудить за пьянство.

К его удивлению, старуха была еще жива и, "Скачать песню песня о войне"после того, как он смочил ее губы водой, стала понемногу приходить в себя.

Свои духовные "Мои земли игра"обязанности фельдкурат перемежал с кутежами и лишь изредка заходил домой, весь "Скачать мультфильмы в торренте"перемазанный и грязный, словно кот после прогулок по крышам.

Но из всех ощущений, которые я испытывал в ту минуту, "Скачать игру лига скорости"самым сильным было радостное чувство, что я спасен.


Торадзе Гулбат
Об авторе:
 
Вторник, 16. Апреля 2024