click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Единственный способ сделать что-то очень хорошо – любить то, что ты делаешь. Стив Джобс


РЫЦАРИ ОВАЛЬНОГО МЯЧА

https://lh6.googleusercontent.com/-PHxpBQkPyTU/Uni9WKapfPI/AAAAAAAACqE/iW_q7H8tGmE/s125-no/h.jpg
Из спортивных игр регби – наиболее увлекательное зрелище. Не спешите опровергнуть  это мнение. Оно принадлежит англичанину Бобби Чарльтону, чемпиону мира и лучшему футболисту Европы 1966 года.
Обратим внимание на другого шестидесятника – Гиви Мрелашвили, посвятившего регби без малого всю жизнь.
В конце пятидесятых он учился в Московском инженерно-экономическом институте, играл за его баскетбольную команду. После одной неудачной игры рассказал однокурснице о решении уйти из баскетбола и услышал от нее об аналогичном случае, когда ее знакомый по той же причине бросил хоккей, поменял на какую-то регби, от которой сходит с ума. Им оказался будущая «звезда» регби тех лет, Сергей Селиховкин. Гиви связался с ним и получил приглашение посетить тренировку на армейском стадионе в Лефортовом парке.
Так, в середине июня 1959 года Гиви пришел на первую тренировку, где познакомился с тренером Анатолием Сорокиным, отцом советского регби, и с игроками-пионерами возрождения регби в Союзе Сергеем Селиховкиным, Евгением Антоновым, братьями Нагоровыми и Григорьянц...
Вскоре Гиви уехал на летние каникулы в Тбилиси, и вкус к новой игре по-настоящему почувствовал только по возвращении, в конце августа, когда Анатолий Алексеевич предложил, кроме тренировок, заняться с ним организационным вопросом – развитием регби в столице. Стадион в Лефортово в то время был единственной ареной, где тренировались регбисты. Сорокин принадлежал к поколению, которое дружило с овальным мячом до войны и в послевоенные годы, вплоть до пятидесятого, когда власти запретили регби, как буржуазный вид спорта.
Положение изменилось к лучшему после хрущевской «оттепели», и этому в большой степени способствовал шестой Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года в Москве, в программе которого проводился турнир регби с участием сильнейших зарубежных команд Румынии, Франции, Англии и других.
Для Гиви Мрелашвили симптомы заболевания регби появились много раньше – после просмотра ирландского фильма «Школа ненависти», а с новой силой вспыхнули на фестивальном матче Чехословакия-Уэльс. К тому времени Мрелашвили играл в составе институтской сборной на первенство Москвы по баскетболу, но понял: пора отложить в сторону круглый мяч и взяться за овальный.
Он и Анатолий Сорокин принялись за организацию команд в столичных институтах и на предприятиях, в обществе «Буревестник» вместе создали организационное бюро регби.
На тренировке в Лефортово Анатолий Алексеевич сообщил, что кроме них, занимающихся, есть студенческие команды в Николаеве и Воронеже – соответственно педагогического и лесотехнического институтов, созданные по инициативе обучавшихся там студентов из Румынии.
Вот тогда задумали и провели 1-5 октября 1959 года первый послевоенный турнир по регби с участием студенческих команд Московского высшего технического училища им. Баумана (ее кафедра физкультуры была инициатором создания регбийных команд), «базовой», укомплектованной исключительно студентами-баумановцами и тренируемой Сорокиным, Московского авиационного института, усиленной игроками других столичных вузов, а также сборных воронежцев и николаевцев.
Первые два круга показали: иногородние коллективы стали легкой добычей москвичей, а вот третий, заключительный, заставил поволноваться А.Сорокина. К общему удивлению, команда МАИ (за нее играл Гиви Мрелашвили), до этого уступавшая  своим основным соперникам во всех спарринговых встречах, надолго захватила инициативу и повела в счете – 11:3. Им удавалось все – атака слева, атака справа, классные вееры, «кресты», комбинации. Удача пришла к МВТУ за пять минут до окончания встречи – штрафной, реализованный с очень трудной позиции, и фантастический индивидуальный занос Сергея Селиховкина на последней минуте встречи, с последующей реализацией «попытки» позволили сравнять счет – 11:11. Ничья оказалась в пользу команды МВТУ, она заняла первое место по лучшему соотношению мячей.
Противостояние двух столичных команд началось на этом историческом турнире и продлилось десять лет, во многом способствуя развитию регби в стране.
После открытого первенства Москвы решили провести первый всесоюзный семинар в Адлере. Гиви позвонил председателю общества «Колмеурне» и предложил командировать игрока лело, чтобы он познакомился с азами регби. У спортобщества денег на командировку не нашлось. Мрелашвили понял: культивировать британскую «дыню» надо на месте, в Тбилиси.
По первому зову приехал Анатолий Сорокин. Дом Гиви Мрелашвили на улице Клары Цеткин стал штаб-квартирой его единомышленников Джемала Берадзе, Гии Чечелашвили, Нодара Кипиани, Отара Догонадзе, Гоги Купарадзе, Гии Цурцумия, Гоги Тония и многих других. Было написано Положение о проведении игр, расписаны условия пошива формы, выполнен раскрой оранжевых мячей – из Тбилиси они покатились по городам и селам. К дереву у входа в штаб-квартиру лепили объявления о приеме в секцию. Сняли тележурнал «Это – регби» и показывали его в кинотеатрах перед началом сеансов. Не ограничились этой «ловлей душ», вспомнили московский опыт, пошли по предприятиям, расширяя круг энтузиастов, не всегда встречая понимание. Один директор завода даже спросил, где можно достать музыкальные инструменты, полагая, что речь идет об эстрадном ансамбле вроде «Рэро» и «Орэра».
Познакомился Гиви и с репатриантом из Франции Жаком Аспекяном, регбистом и велогонщиком. Дела пошли веселее. Организовали сообща первые команды в ГПИ, авиазаводе, СХИ... За ними потянулись другие.
В те далекие годы доминировали динамовцы, их превосходство над соперниками было подавляющим: первый чемпионат Грузии в 1967 году они выиграли с рекордной разницей забитых и пропущенных мячей – 167:0!
Первая поездка динамовцев в Москву и Прибалтику. Первая международная встреча в Варшаве – с 6-кратным чемпионом Польши клубом строителей СКРА, одним из сильнейших в Европе, проводилась в канун 50-летия Октябрьской революции. Об этом им напомнили перед отъездом в форме, не терпящей возражения. Но у тбилисцев собственная гордость, проигрывать в гостях было не к лицу, и они выиграли, изумив специалистов.
Уважив просьбу Мрелашвили, первый чемпионат СССР по регби в 1966 году провели в Тбилиси. Динамовцы (Гиви был играющий тренер) заняли второе место, уступив регбистам МВТУ. Но опередили московских динамовцев, спартаковцев Киева и Ленинграда и земляков-железнодорожников.
Этот большой успех убедил, что в Грузии регби имеет глубокие корни: стойкими оказались гены лело-бурти и пришелся по характеру грузин этот рыцарский, королевский вид спорта.
...Пришедшие на матч Грузия-Португалия розыгрыша Кубка наций европейских стран в марте 2001 года не могли не обратить внимания на невысокого, крепко сбитого человека, в котором нетрудно было распознать бывшего регбиста. И выглядел он много моложе своих лет. Сидел в тесном окружении ветеранов регби, и хотя события на поле развивались по захватывающей дух интриге, появление на трибуне тбилисского стадиона гостя на Франции Жака Аспекяна не осталось незамеченным. Около сорока лет назад он вернулся во Францию, где родился и жил в Марселе вместе с супругой Заирой Гурамишвили, родственные узы которой восходят к княжескому роду Цицишвили; она родственница Ольги Гурамишвили, супруги Ильи Чавчавадзе. У Жака и Заиры два сына. Жерар на тот период возглавлял крупную коммерческую фирму, Морис работал в Департаменте полиции Франции.
Жак многие годы не прерывал связи с Грузией, живо интересовался событиями, и не только спортивными. В 2000 году он пересек пол-Франции, чтобы встретиться с грузинскими регбистами, прибывшими на ветеранские соревнования, обещал приехать в Тбилиси, где в 1950-1960 годах принимал участие в соревнованиях, бил рекорды на треке, вместе с другими энтузиастами регби создавал команды, был играющим тренером, нашел в Грузии много друзей и последователей.
«Приезд Жака напомнил наши молодые годы», - говорит мне Гиви Мрелашвили. Сам Жак вспоминал, как он с группой ребят-шестидесятников собирались на первые игры в 1960 годах, как им чинили препятствия на этом пути. Было проведено множество мероприятий, которые стараниями, талантом десятков энтузиастов позволили сделать Тбилиси вторым (после Москвы) центром регби в стране.
Что касается официального рождения, то известна точная дата – 1 декабря 1961 года, когда Спорткомитет г.Тбилиси утвердил Федерацию регби, председателем избрали Гиви Мрелашвили, заместителем – Жака Аспекяна. Учредительное собрание курировал известный спортивный деятель Георгий Шарашидзе.
Знаю Гиви Георгиевича не один десяток лет, а все не перестаю удивляться феномену его популярности в этом спорте настоящих мужчин и интеллектуалов, - синтезе таких его видов, как легкая атлетика, борьба, баскетбол, плюс мужество и воля бойца.
Играл он сравнительно недолго, но с наибольшей пользой для команды. Со дня основания сначала городского оргбюро, а потом и республиканской федерации оставался самой заметной фигурой в грузинском регби. Наиболее полно его талант лидера и организатора раскрылся на тренерской работе – в тбилисских командах «Динамо», «Гантиади», «Спартак». Первым в стране вместе с Анатолием Сорокиным стал заслуженным тренером и судьей всесоюзной категории, а когда в 1977 году по инициативе Гоги Купарадзе в Грузинском институте физкультуры, впервые в Советском Союзе, была открыта специализация регби, вел курс.
Ираклий Кизирия, виртуоз овального мяча, регбист международного класса, вспоминал: «Гиви Мрелашвили создал в Грузии эпоху регби. В 60-е годы этот вид спорта у нас только внедрялся, и у его истоков стоял этот в высшей степени образованный, энергичный человек, патриот, прививший моему поколению любовь к мужественному виду спорта. Будучи немногим нас старше, он проявил необыкновенный талант воспитателя, удивительный такт в общении, что сыграло огромную роль в становлении нас как личностей. В 60-е годы он не только подготовил регбистов, но и вырастил плеяду деятельных патриотов, полезных стране людей. Я особо подчеркиваю это обстоятельство: сегодня  Грузии, как никогда, нужны профессионализм Гиви, его высокие качества, патриотизм и готовность бескорыстного служения стране».
Это было сказано в октябре 1999 года, когда Гиви Мрелашвили как независимый беспартийный мажоритарий выдвинул свою кандидатуру в члены Парламента Грузии по Чугуретскому избирательному округу. К сожалению, не удалось ему «провести лело» в Парламент.
Профессионализм Гиви Мрелашвили, инженера-транспортника и знатока банковской работы, проявился в конкретных делах. Кавалер ордена Чести (он первый из регбистов удостоен этой высокой награды), вице-президент Союза ветеранов регби уверен в завтрашнем дне отечественного регби, его выходе на мировую арену: «Популярность регби велика, о чем не мечталось полвека назад. Регби в Грузии состоялось и, главное, она стала регбийной страной. Чтобы лучше проникнуться значением этих слов, завоеванным в последние годы авторитетом в международном содружестве, нисколько не преувеличивая, это явление можно назвать историческим. Дело в том, что, несмотря на большое количество стран, входящих в международные организации нашего вида спорта, в отличие от футбола, чисто регбийных стран можно пересчитать по пальцам. Мы по рейтингу находимся в начале второй десятки, но даже опережающие нас Италия и Аргентина, имеющие более сильные сборные, регбийными назвать нельзя, ни сегодня, ни в далеком будущем они таковыми не станут. Успехи этих стран, как и Румынии, достигнуты за счет одного-двух поколений энтузиастов, влюбленных в регби. Об «идеологии» регбийной страны я писал еще в 1963 году в журнале «Дроша», в статье «Грозный соперник футбола» о том, как со мной поделился мнением высокого ранга английский спортивный чиновник. По его словам, Грузия произвела фурор в мировой семье регби. Он, как и другие фанаты этого вида спорта, разделяют мир на две части: регбистов и нерегбистов. По этой ментальности и мировоззрению в мировом сообществе регби, после развала Союза Грузия на огромном пространстве (Россия, Турция, Иран, ближняя Европа, далекая Азия и многие другие страны), правда, маленькой точкой, но предстала неожиданно определившейся регбийной страной, как грузины – регбийной нацией. В той же статье я отмечал возможность того, что в свое время лело, облаченное в чоху-архалук, посетило Европу, откуда после долгого отсутствия наряженное в смокинг вернулось к нам назад. Кто знает, может так оно и было. Факт, что сегодня о наших регбистах можно сказать точно также, как о британцах говорят, что у них при слове «регби» загораются глаза, что происходит с человеком при произнесении слова «родина». Благодаря грузинскому гену и природе, наше регби получило несравненных мастеров. Среди них Ираклий Кизирия был, есть и остается избранным гроссмейстером №1. Его безграничная любовь к регби, преданность, романтизм, сохранение спортивной формы и, что самое главное, профессионализм высшего класса – залог сегодняшних успехов наших регбистов, и он войдет в историю грузинского спорта, как Нона в шахматах, Санеев в легкой атлетике, Пайчадзе в футболе, Пхакадзе в велоспорте… Таким образом, грузинское регби раз и навсегда утвердилось в мировой элите. Что касается вопроса, когда наши замечательные атлеты смогут войти в список топ-стран и бороться за наивысшие места, ответить на него очень сложно – проблемы связаны в один большой узел в нашем обществе, разрубить его регбистам не по силам без нас, или все зависит от этого общества, то есть от нас с вами. Успехи сборной, будь то в футболе, баскетболе или регби, развиваются по своеобразной, странной и простой формуле: сборные тех стран, где зритель не ходит на внутренние соревнования, или общество не полностью включено в этот процесс, и где на местных играх пустуют трибуны стадионов, или пока регби не станет подлинно народным зрелищем, даже в условиях достаточного финансирования, о больших успехах не приходится и думать».
Стоит прислушаться к мнению этого человека, председателя Федерации регби Грузии (1971-1973), члена президиума Федерации регби СССР и Международной федерации, включенного с Анатолием Сорокиным и Борисом Егуповым в Б.С.Э. как родоначальник отечественного регби, а еще – в Грузинскую Советскую Энциклопедию. Его имя вписано в спортивный сборник «Британники» - универсальной Британской Энциклопедии, издаваемой в Лондоне, в трехстах милях от города Регби, где в 1823 году учащийся местного колледжа Уильям Эллис, играя в игру, похожую на современный футбол, схватил мяч руками и, увертываясь от соперников, приземлил его за чужими воротами.

Арсен ЕРЕМЯН

Еремян Арсен
Об авторе:
Филолог, журналист, литератор. Заместитель главного редактора общественно-художественного журнала «Русский клуб».

Родился в 1936 году в Тбилиси. Окончил  филологический факультет Тбилисского государственного университета им.Ив.Джавахишвили. Работал в редакциях газет «Вечерний Тбилиси», «Заря Востока» («Свободная Грузия») и др., а также на партийной работе. Заслуженный журналист Грузии, член Союза журналистов СССР с 1964 года, с 1991 года — член Федерации журналистов Грузии. Автор книг, изданных в Москве и Тбилиси: «Все еще впереди», «Семнадцать весен Майи», «Играю против мужчин», сборника рассказов об отечественном спорте «Гром победы» (2002), поэтического сборника «Автограф» (2007), сборника рассказов «Робинзоны в городе» (2009).
Подробнее >>
 
Вторник, 16. Апреля 2024