click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь.  Иммануил Кант


ВСПОМИНАЯ ВЕНА КЛАЙБЕРНА

https://lh6.googleusercontent.com/-yVHr8dP6DbY/UXpunMiLssI/AAAAAAAAB4g/rTID3egD-O0/s125/f.jpg

Судьбе было угодно несколько раз свести меня с Вэном Клайберном, известном в нашей стране как Ван Клиберн. В первый раз дело ограничилось впечатлением, когда он с потрясающим успехом выступил на I Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского в Москве весной 1958 года. Напомню, это было в самый разгар «холодной войны», когда крайне нежелательным и даже опасным представлялось проявление каких-либо симпатий ко всем американцам – «империалистам»!
Когда Клайберн взял последние аккорды гениально исполненного им фортепианного концерта Чайковского, с галерки, перекрывая бурную овацию зала, раздался трижды повторенный истошный крик: «Клиберну – первая премия!» Это вызвало одобрительную реакцию зала и повергло в немалое смущение жюри конкурса, возглавляемое Эмилем Гилельсом. Тем не менее, решение жюри было единогласным и категоричным: «Клиберну – первая премия!»
Вторая встреча с Вэном – на этот раз личная произошла в 1960 году, когда после проведенного им замечательного концерта в Тбилиси, в ГОКСе (Грузинское общество культурных связей с зарубежными странами) была устроена встреча с американским пианистом. На встрече присутствовал цвет музыкального общества, с необыкновенной теплотой встретившего гостя, пианиста и обаятельного человека. Вэну преподнесли и тут же его облачили в белоснежную грузинскую чоху.
Клайберн говорил, что ему много и очень тепло рассказывала о Грузии и ее замечательных людях его педагог – известная пианистка Розина Левина, которая вместе с мужем пианистом Иосифом Левиным два года (1899-1901) жила и работала в музыкальном училище в Тбилиси.
В третий и, к сожалению, последний раз с Вэном Клайберном мне довелось общаться в августе 1966 года, в Соединенных Штатах Америки. На севере штата Мичиган в студенческом городке Интерлохене проходил съезд Международного общества музыкального воспитания (ISME). Я попал туда по той причине, что один из тематических разделов обширной научной конференции назывался: «Роль «экзотической» музыки в музыкальном воспитании». Грузинская музыка, по мнению организаторов, как раз подпадала под это понятие и, стало быть, требовала своего представителя, каковым оказался я.
Представьте себе, даже здесь, на «краю света», у меня оказались добрые знакомые (вот уж, поистине, мир тесен) - известный американский пианист Юджин Лист, с которым я общался в Москве во время второго конкурса имени П.И. Чайковского (он состоял в жюри) в 1962 году, а затем в Тбилиси в 1964-м., где он дал концерт. Здесь же находился почетный президент ISME, выдающийся венгерский композитор и ученый Золтан Кодай с группой соотечественников-музыкантов, которых я имел честь знать.
В самый разгар конференции было объявлено, что через несколько дней перед участниками и гостями, учащимися-музыкантами выступит с концертом знаменитый пианист Вэн Клайберн. Выяснилось, что он тесно связан с Интерлохенским комплексом. На его средства здесь построены три коттеджа. Каждое лето он приезжает сюда и проводит концерты.
24 августа Вэн при большом стечении публики провел в огромном интерлохенском зале концерт, исполнив с оркестром оба фортепианных концерта Брамса.
После окончания концерта среди поздравивших был и я. Коротко представившись, я напомнил о приеме, который оказали ему в Тбилиси. Лицо Вэна просияло, он еще раз пожал мне руку и попросил передать привет грузинским друзьям, а потом подарил свою фотографию с надписью на английском языке: «Горячий привет и сердечные пожелания грузинским музыкантам. Ваш искренний друг Вэн Клайберн».

Гулбат ТОРАДЗЕ

Торадзе Гулбат
Об авторе:
 
Пятница, 19. Апреля 2024