click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Стоит только поверить, что вы можете – и вы уже на полпути к цели.  Теодор Рузвельт


«ПОВЗРОСЛЕЛИ ОНИ ДО ПОРЫ...»

Сергей Дмитриевич Чернов родился в 1932 году в Российской Федерации – в рабочем поселке Гремша, возле деревни Зикеево Жизринского района Калужской области. Позже этот поселок полностью исчезнет с лица земли. Его дотла сожгут фашистские оккупанты на глазах у местных жителей. А самих жителей отправят в неволю. Но это случится нескоро, через одиннадцать лет, уже в другой, рано наступившей взрослой жизни.
До войны его детство было вполне безоблачным. Как и детство остальных ребят в рабочем поселке и в деревне, где Сергей бывал часто. Там на станции работали родители.  Там же жил дед с материнской стороны – Николай Соловьев. Николай Дементьевич в округе слыл человеком бывалым. Он был участником Первой мировой войны, пережил многое. Любил посадить внука и подолгу рассказывать ему увлекательные истории, которые приключались с ним в в разное время.
А дома мальчику читала мама. Жили, конечно, трудно. Часто бывало просто голодно. Но все окружающие жили точно так же. И о том, что может быть какая-то другая жизнь, даже не думалось. Тем более, что радостей вокруг хватало. Зимой, например, залезали со старшей сестрой на русскую печку в единственной в доме комнате и слушали сказки, которые мама читала при свете лучины. Электричества в поселке не было. А жечь свечи каждый день считалось  занятием расточительным. Летом же трудно было придумать что-нибудь веселее набегов на яблоневые сады. И хотя сторож охотно впускал мальчишек в сад и разрешал им рвать яблок сколько угодно, гораздо интереснее был перелезать через забор, уводить фрукты у доброго сторожа из-под носа и пускаться врассыпную, когда он замечал воришек и начинал, больше для порядку, громко причитать и пугать милицией.  
К тому времени, когда началась война, Сергей Чернов ходил в деревню уже  каждый день, потому что у них в Гремше школы не было. Отец, который из-за болезни не подлежал призыву, был одним из очень немногих мужчин, оставшихся в поселке. Остальные пошли бить фашистов. Может быть, поэтому, а может, почему-нибудь еще, Сергею казалось, что война далеко, и их лично коснуться не может.
Вскоре в школе стало ясно, что Чернов – не совсем такой, как все остальные. Он, например, не понимал, для чего его товарищи по классу теряют драгоценное время на выполнение домашних заданий. Сам он все запоминал с первого раза. Однажды учительница прочла им довольно длинный рассказ и задала научиться бегло читать его. Дома Сергей и не притрагивался к  книгам=. Прочитанный учительницей на уроке текст отпечатался у него в памяти слово в слово. На следующий день его вызвали к доске. Он положил перед собой книгу и, делая вид, будто читает, начал по памяти бойко произносить предложение за предложением. Тут его что-то отвлекло. Он отвел взгляд от книги, посмотрел в сторону класса, прошел несколько шагов, автоматически продолжая тарабанить. Учительница обратила на это внимание. Она оставила ученика после уроков, попросила выполнить несколько простых упражнений.  Оказалось, что Сергей обладает уникальной способностью в точности запоминать не только то, что слышит, но и то, что видит. Учительница собиралась отвезти мальчика в город и показать специалистам. Но тогда было уже не до того. Враг подходил к их краям.
Накануне начала нового учебного года в 1942-м над поселком пролетел немецкий самолет и сбросил листовки. В них предупреждали местных жителей, что на следующий день школу будут бомбить. И призывали не отпускать детей на занятия. Тем не менее, 1 сентября класс, в котором учился Сергей, был на уроках  почти в полном составе. Налет начался неожиданно. Послышался вой самолета, оглушающий грохот. Земля содрогнулась. В память навсегда врезалось, как  учительница, женщина весьма грузная, со страху пытается залезть под стол, и не может этого сделать, потому что не помещается туда. В тот же момент мелькнула мысль о том, что напуганная учительница не заметит, если он выйдет из класса и посмотрит, что же творится снаружи. Он выскочил в коридор, хотел подбежать к окну, но раздался второй взрыв, и окно разлетелось вдребезги. Волной мальчика отбросило к стене. Он, пригнувшись, прошел вдоль стены к выходу из школы, оказался во дворе. И оттуда побежал домой.
Больше в своей школе он не был никогда. О школе вообще пришлось забыть надолго. Потому что в их поселок, как и в соседнюю деревню, вошли враги. «Оккупация, –  вспоминает Сергей Дмитриевич, – это новые порядки, которым приходится подчиняться, независимо от того, нравятся они тебе или нет, это постоянные окрики на незнакомом языке, объявления на каждом углу, всяческие ограничения. А главное, это все время преследующий тебя страх. Потому что, за малейшее неповиновение – смерть». Расстреляли деда Николая Дементьевича Соловьева. В течение нескольких дней его держали в участке вместе с другими людьми. А однажды всех их вывели, приказали лечь на снег. А потом подходили к каждому и стреляли из пистолета в висок. 10-летний Сергей видел, как выстрелили в дедушку, после чего он конвульсивно дернулся и застыл. Сегодня он считает, что именно в то мгновение стал взрослым.
В один из августовских дней сорок третьего всем жителям Гремши приказали собраться в центре поселка, взяв с собой только самое необходимое. Дома облили бензином и подожгли. А людей повели на станцию, загнали в товарный вагон и куда-то повезли. Между собой вели разговоры о том, что они едут на работы в Германию. Ничего хорошего никто от этого не ждал.
Ехали долго, люди потеряли счет дням. А когда, наконец, добрались до места, оказалось, что находятся в Белоруссии, возле деревни Лесная, в 20 километрах от города Барановичи. Место, куда их привезли, оказалось концентрационным лагерем №337.  Как считает  Сергей Дмитриевич сегодня, это был перевалочный пункт, где сортировали людской материал на негодный и годный, и, если годный, то в какой степени и для чего. В зависимости от этого и решалась судьба тех, кому не повезло попасть сюда. На глазах Сергея каждый день родителей и детей отрывали друг от друга и гнали в разные стороны. И этого он боялся больше всего. Но судьба улыбнулась Черновым. Они не только все выжили, но и остались вместе. В бараке без крыши, на голых досках, а то и на земляном полу, провели больше месяца. Суточный рацион взрослого мужчины состоял из 125 граммов хлеба с опилками, полутора литра баланды и двух литров воды. Детям и женщинам полагалось и того меньше. А потом их направили на работы сюда же, неподалеку от деревни Лесной. Семья поселились в землянке с правом свободного хождения. Какой-никакой, а все-таки свой дом. Родители пропадали на тяжелой физической работе с утра до вечера и возвращались, валясь с ног от усталости. Дети были предоставлены сами себе.
Однажды к смышленому и расторопному подростку подошел живший там же на работах человек и сказал, что может понадобиться его помощь. Мальчик, догадываясь, о чем идет речь, согласился, не раздумывая. И вскоре получил первое задание. Вместе со слепым стариком, перекинув котомку через плечо, он должен был пробраться в деревню, не вызывая никаких подозрений, тщательно осмотреть там места, где расквартированы немцы, и все подробно сообщить. Тут-то и пригодились Сергею его редкие способности. Он все запомнил и рассказал с такой точностью и в таких подробностях, каких от него никто не ждал. Так Сергей Чернов стал помогать партизанам.
Наряду с отличной памятью у него было еще одно бесценное свойство. Невысокий и мелкий от природы, исхудавший, в рваных обносках, он не вызывал подозрений. К тому же, мог при случае и слезу пустить, вызывая к себе жалость. Во многом, благодаря своему внешнему виду, Сергей не попался ни разу. А задания бывали довольно опасными – доставить листовки, произвести разведку местности, сообщать об изменениях у противника...  Всего и не перечислишь. Позже неприметного мальчишку стали привлекать и к боевым операциям. Во время одной из них с ним и призошел несчастный случай. Должны были взорвать дорогу. Сергей передавал заряд для заложенной взрывчатки. И тут неожиданно рвануло. Пришел в себя Сергей в каком-то доме. Повязка на лице закрывала глаза. У одной руки была оторвана кисть. На другой не хватало пальцев. Поначалу надеялись сохранить их хотя бы так. Но вскоре стало ясно, что на обеих руках начинается гангрена. Врача не было. Операцию делал ветеринар обычной столярной пилой, влив предварительно в мальчишку кружку разбавленного спирта.
Он не может объяснить, как и когда его удалось перевести в больницу. А когда он выписывался оттуда, те места были уже освобождены от врага. Слава богу, не оправдалось худшее из опасений врачей – у него сохранилось зрение. Предстояло жить дальше. А значит, это мальчик понимал хорошо, надо было учиться. И начались изнурительные тренировки по многу часов в день. Сергей зажимал карандаш между локтями и водил им по бумаге, пытаясь написать буквы, потом слова, предложения... Среднюю школу он закончил с золотой медалью.
Это произошло уже на новом месте, в Грузии, в Рустави, куда родители приехали работать на строительстве металлургического завода. Потом были годы учебы на историческом факультете Московского государственного университета имени Ломоносова. Закончив его, Сергей Дмитриевич вернулся в Рустави и начал работать в школе преподавателем истории и обществоведения. Позже он защитил кандидатскую диссертацию, переехал в Тбилиси и преподавал в техническом университете до выхода на пенсию несколько лет назад.
Конечно, жизнь Сергея Чернова была и остается постоянной чередой превозмоганий. Легкой она не была никогда, и уж тем более не является таковой сейчас, когда уже дают знать о себе годы. Но Сергей Дмитриевич не унывает. Он остается скромным, доброжелательным и очень открытым человеком, живо интересующимся всем, что происходит вокруг, неравнодушным, откликающимся на радость и боль ближних. Тем важнее помнить, что он – настоящий герой, заслуживший право на наше внимание и уважение. Честь ему и долгие лета!

Позор, стократ позор презренным изменникам "Скачать армин ван бюрена"и подлецам, которые дерзнули предать императора и империю и своими злодеяниями осквернили не только "Игра масяня и пляжные заморочки скачать"славные знамена нашей великой и мужественной армии, но и ту нацию, к "Скачать игру на компьютер бетман"которой они себя "Скачать аську для айфон"причисляют.

Однако он, видно, не думал, что одного этого средства достаточно.

Ей не приходилось раньше слышать "Ты будешь счастливой рома кенга скачать"имя Маюми.

Может, и не навсегда, но, во всяком случае, не скоро покажется.


Бердзенишвили Дэви
Об авторе:
Журналист.

Родился в 1956 году в Тбилиси. Окончил естественный факультет Тбилисского педагогического института имени А.С.Пушкина по специальности «биология и химия». С 1983 г. - сотрудник ГрузИНФОРМа, в 1990-1991 гг. - собственный корреспондент ГрузИНФОРМа в Москве. В 2008-2009 гг. – выпускающий редактор в независимом информационном агенстве Прайм-ньюс. Сотрудничает со многими СМИ в Грузии и за рубежом.
Подробнее >>
 
Понедельник, 16. Сентября 2024